Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности умственного труда






 

Ум ственный труд, то есть выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.

 

Различные виды умственного труда предъявляют различные требования к личности работающего.

 

1. Операторский труд – группа профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Требует постоянного и значительного напряжения внимания.

 

2. У правленческий труд – это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели, управляющие учебным процессом. Для данной категории лиц характерно:

 большой объем информации для постоянного использования;

 строгие временные параметры и дефицит времени;

 ответственность за принятие решения.

 

3. Творческий труд – требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, напряженность мышления и большой объем памяти.

 

4. Труд психолога, менеджера, юриста, лингвиста, экономиста – характеризуется высоким нервно - эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объе-


мом необходимой памяти, напряженностью мышления, а у врача - ответственностью за здоровье и жизнь другого человека.

 

5. Труд учащихся и студентов – требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций - зачетов и экзаменов.

 

Краткий анализ необходимых свойств личности убеждает нас в том, что, если для общей работоспособности требуются физическое и умственное развитие, хорошие условия труда и крепкое здоровье, то для умственной работоспособности, кроме этих факторов, нужно постоянное внимание, хорошая память, рациональное мышление, выраженные, но не избыточные эмоции.

 

Основным условием трудового процесса при выполнении умственной работы является выработка и поддержание устойчивой доминанты (длительно действующего ансамбля нейронов, обеспечивающих определенное поведение человека). Психическая деятельность осуществляется всем мозгом в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. В процессе умственного труда принимает участие и кора больших полушарий и подкорковые структуры. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психической деятельности. С ледует отметить, что подкорковые образования играют вспомогательную роль, скорее как активирующий фактор, тогда как правое и левое полушария являются непосредственными и обязательными участниками мыслительной деятельности. Таким образом, в умственную деятельность вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальные процессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоотношения в обоих полушариях головного мозга.

 

Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например, если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). С ледует отметить, что в целом способность к анализу выше у «правополушарных людей», а к синтезу – у «левополушарных». Огромная роль принадлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), которые объединяют неспецифические формы активности с поступающей чувствительной (афферентной) информацией. Определенное значение имеет пол человека. Так, математические способности больше выражены у мужчин (на одну математически одаренную женщину приходится 13 математически одаренных мужчин). Исследовани я показывают, что чёткая «сторонность» в работе полушарий при умственной нагрузке больше присуща мужчинам.

 

Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:

 необходимостью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;

 восприятием и переработкой большого объема различной информации;

 дефицит времени для переработки значимой информации и принятия решения;

 частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимостью использования разных информационных потоков;

 необходимостью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;

 выполнением работ в ночное время;

 возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;

 повышенной ответственность за принимаемые решения.

 

С пецифическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.

 

Генерализованные изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности. Напряженный умственный труд вызывает включение не только центральной нервной системы, но и эндокринной системы, которая реагирует на стрессовые ситуации, эмоциональные нагрузки выбросом «стрессорных» гормонов. Эмоции выполняют роль организатора целенаправленной умственной деятельности. Для обеспечения умственной деятельности существенное значение имеет активность симпато-адреналовой и гипоталамо - гипофизарно-адренокортикальной систем. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих стресс-реализующих систем.

 

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления.

 

Непродолжительное повышение нервно - эмоционального напряжения имеет положительное значение для деятельности центральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость переработки информации.

 

Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрастают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система. Выделение большого количества адреналина приводит к периферическому спазму сосудов, повышению артериального давления и, кроме того, к выделению большого количества желудочного сока. Таким образом, налицо сразу два фактора, которые могут привести к развитию гипертонической болезни и язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.

 

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, особенно в левом полушарии.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал