Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)Стр 1 из 5Следующая ⇒
Тезаурус по дисциплине Научная картина мира Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 1. Научный метод познания Методология Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Эмпирическое и теоретическое познание Методы научного познания: - наблюдение - измерение - индукция - дедукция - анализ - синтез - абстрагирование - моделирование - эксперимент Гипотеза Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации и фальсификации) Научная теория Область применимости теории Принцип соответствия
Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук) Дифференциация наук Интеграция наук Гуманитарные науки Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации Математика как язык естествознания Псевдонаука как имитация научной деятельности Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность (несистемность) - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных
Тема 3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Научная (исследовательская) программа Научная картина мира Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
|