Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В преддверии реформ.






До июля 1652 года, то есть до избрания на патриарший престол Никона (патриарх Иосиф умер 15 апреля 1652 года), положение в церковно­обрядовой сфере оставалось неопределенным. Протопопы и священники из ревнителей благочестия и митрополит Никон в Новгороде, не считаясь с решением церковного собора 1649 года об умеренном «многогласии», добавились совершения «единогласной» службы. Напротив, приходское духовенство, отражая настроение прихожан, не выполняло решения церковного собора 1651 года о «единогласии», в связи с чем в большинстве церквей сохранились «многогласные» службы. Результаты исправления богослужебных книг не внедрялись в практику, так как не было церковного одобрения этих исправлений. Эта неопределенность более всего беспокоила царскую власть. Решительный шаг последовал 25 июля 1652 года, когда церковный собор уже избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в кремлевском Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи собрались царь, члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного собора. Никон появился лишь после посылки к нему ряда делегаций от царя. Никон объявил, что не может принять сан патриарха. Свое согласие он дал только после «моления» царя и присутствующих в соборе представлений светской и церковной власти. Эти «молением» они, и, прежде всего царь Алексей Михайлович, обязались слушаться Никона во всем, что он будет «возвещать» им о «догматах божиих и о правилах», слушаться его «яко начальника в пастыря и отца краснейшего». Этот акт существенно поднял престиж нового патриарха. Во внешнеполитическом плане первостепенное значение приобрели для нее вопросы воссоединения Украины с Россией и войны с Речью Посполитой, что было связано с началом в 1648 году освободительной войны украинского народа против власти шляхетской Польши (уже в 1649 году в Москву прибыл представитель Б. Хмельницкого С. Мужиловский с

предложением принять Украину под власть России). Приступать к решению этих вопросов, не устранив религиозно-обрядовых расхождений между русской и греческой церквями и не преодолев отрицательного отношения русских православных иерархов к церкви Украины, было, по меньшей мере, неосторожно. Однако события 1649-1651 годов в церковной сфере и особенно ухудшение взаимоотношений между светской и церковной властями, сыграли отчасти и положительную роль. Их следствием было то, что царь и его ближайшее светское окружение почувствовали сложность и грандиозность перемен, который предстояло осуществить в религиозной области, и невозможность проведения такого рода реформы без теснейшего союза с церковной властью. Алексей Михайлович понял также, что недостаточно иметь во главе церкви сторонника такой реформы. Успешное осуществление преобразования церковной жизни России по греческому образцу было доступно только сильной патриаршей власти, обладавшей самостоятельно и высоким политическим авторитетом и способностей централизовать церковное управление. Это определило последующее отношение царя, Алексея к церковной власти.

Выбор царя пал на Никона, и этот выбор под держал царский духовник Стефан Вонифатьев. Казанский митрополит Корнилий и находившиеся в столице ревнители благочестия, не посвященные в планы царя, подали челобитную с предложением избрать в патриархи Стефана Вонифатьева, наиболее влиятельного и авторитетного члена кружка. Реакции царя на челобитную не последовало, а Стефан уклонился от предложения и настойчиво рекомендовал своим единомышленникам кандидатуру Никона. Последний тоже был членом кружка. Поэтому ревнители благочестия в новой челобитной царю высказались за избрание в патриархи Никона, бывшего тогда новгородским митрополитом, присутствовавших в соборе представителей светской и церковной власти. Этим «молением» они, и, прежде всего царь Алексей Михайлович, обязались слушаться Никона во всем, что он будет «возвещать» им о «догматах божиих и о правилах».

слушаться его «яко начальника в пастыря и отца краснейшего». Этот акт

существенно поднял престиж нового патриарха.

Светская власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру

полезной для проведения церковной реформы, а самого патриарха -

надежным сторонником плана реформы. Более того, ради решения

первоочередных внешнеполитических задач (воссоединение с Украиной,

война с Речью Посполитой), чему должна была содействовать церковная

реформа, светская власть пошла на новые уступки. Царь отказался от

вмешательства в действия патриарха, затрагивавшие церковно-обрядовую

сферу. Он допустил также участие Никона в решении всех интересовавших

патриарха внутриполитических и внешнеполитических дел, признал Никона

своим другом, и стал именовать его великим государем, то есть, как бы

пожаловал ему титул, который из прежних патриархов имел только Филарет

Романов. В итоге возник тесный союз светской и церковной властей в форме

«премудрой двоицы», то есть царя и патриарха.

Патриарх Никон вскоре после своего избрания стал самовластным

владыкой русской церкви. Он начал с устранения вмешательства в

церковные дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей

благочестия. Никон даже велел не допускать к себе протопопов Ивана

Неронова, Аввакума, Даниила и других. Их жалобы не поддержали на царь,

ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М. Ртищев, которые уклонялись от

вмешательства в действия патриарха.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал