Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4 Фирма в условиях чистой монополии
1. Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополий 2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста 3. Определение объема производства и цены в краткосрочном периоде 4. Равновесие монополии в долгосрочном периоде 5. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия 6. Ценовая дискриминация 1. Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополий Термин «монополия» (от греч. «mono» и «ро1ео» — один продаю) в экономике применяется для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Он часто используется в широком смысле, отождествляющем монополизм с любой рыночной властью. Например, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только «стопроцентных» монополистов, но и других форм доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго — «чистая монополия». Предметом исследования в данной главе будет чистый монополизм (рис. 4.1.).
Чистая монополия — редкое явление в экономике, более характерное для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг. По ряду признаков она и совершенная конкуренция являются двумя противоположными, крайними ситуациями в отрасли (табл. 4.1.).
Прежде чем подробно рассматривать эту отраслевую структуру, необходимо установить: а) на какие источники (факторы) опирается монопольная власть; б) какие виды монополизма порождаются разными факторами монополизации. Источниками монопольной власти (факторами монополизации), создающимивысокие входные барьеры для потенциальных конкурентов и позволяющими предприятию в течение определенного времени оставаться единственным в отрасли, могут быть: • эффект экономии на масштабе, используя который единственная фирма способна удовлетворить отраслевой спрос; • авторские права, патенты на изобретения, лицензии на право их использования; • инновации (нововведения); • исключительные права на ведение какого-либо вида деятельности, полученные от государства; • высокие импортные пошлины; • частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами и др. [1, с. 88 – 90].
|