Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструменты антимонопольного регулирования
1. прямые – к нимотносятся различные законодательные меры, методы запрета, угрозы применения различных санкций и налогообложение прибыли монополиста ; 2. косвенные - установление предельных цен, предельно допустимой нормы прибыли, выплаты дотаций из госбюджета (компенсация монополисту разницы между средними издержками и ценой). Но в результате дотационных выплат возникают другие проблемы: на все общество ложится дополнительное налоговое бремя, а монополисты заинтересованы сделать издержки как можно более высокими. Если же государство определяет оптимальный выпуск монополистов и устанавливает цену на уровне минимально возможных средних издержек, то при таких максимально возможном выпуске и минимально возможной цене фирме гарантирована нормальная прибыль. Однако ситуацию нельзя охарактеризовать как экономически эффективную, так как долгосрочные средние издержки еще не достигли минимума, а у естественных монополистов, заинтересованных в росте средних издержек, есть возможность необоснованно завышать их. Это неизбежно скажется на росте цен (например, на почтовые или коммунальные услуги), может проявиться в немотивированном расширении управленческого персонала или завышении оплаты его труда, экономически необоснованном увеличении площадей и мощностей, нерациональной перестройке структуры производства и т.д. Для обозначения таких последствий монополизма иногда используют специальный термин «Х-неэффективность» — снижение эффективности в результате ограничения конкуренции, неоптимального выпуска. В реальной жизни власть монополий не столь значима, как это показывают модели монополии. Чистых монополий очень мало, они чаще появляются на местных рынках, чем на национальном или мировом. Власть монополистов ограничивают различные факторы, в частности, следующие: · спрос на продукцию монополистов не является абсолютно неэластичным, а это сужает возможности завышения монопольной цены; · монополистические барьеры не являются абсолютно непреодолимыми, следовательно, сохраняется угроза потенциальной конкуренции. Многие факторы монополизации (например, инновации, патенты) имеют временный характер; · пострадавшие от монопольной практики группы населения способствуют созданию механизма защиты общества от власти монополий — ее ограничению (законодательно или с помощью экономических методов). Некоторые экономисты обращают внимание на положительную роль большого бизнеса в экономике, поскольку только крупные предприятия располагают финансовыми возможностями для модернизации и развития производства, финансирования НИОКР, инноваций в управлении и др. Именно они являются эффективными во многих отраслях, а значит, чистая конкуренция в таких отраслях невозможна [1, с. 103 - 108].
|