Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.
Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Ярусность растительного сообщества. Круговорот углерода в биосфере. Заповедники и заказники России. Практические занятия:
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
своей местности.
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональной образовательной организации).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации)
Наименование разделов и тем
| № урока
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
| |
|
|
|
РАЗДЕЛ «ХИМИЯ»
|
Введение
| | Содержание учебного материала
|
| |
Самостоятельная работа
|
|
|
| Химическая картина мира, как составная часть естественнонаучной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология-биотехнология-нанотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.
|
|
|
| | Самостоятельная работа
Написание реферата на тему «Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий»
|
| |
|
| Входной контроль
|
|
|
Раздел 1.
Общая и неорганическая химия
| |
| |
|
Тема 1.1.
Основные понятия и законы химии
|
| Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
| Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Записать конспект по теме «Основные понятия и законы химии»
|
|
|
| Атомно- молекулярная теория: основные положения, атом, молекула, атомная масса, молекулярная масса. Явления физические и химические, признаки химических реакций
|
| 2, 3
|
| Самостоятельная работа
Вычислить относительные молекулярные массы веществ
Рассчитать число протонов, нейтронов, электронов
|
|
|
| Самостоятельная работа
Привести по три примера физических и химических явлений
|
| Основные стереохимические законы: сохранения массы, кратных отношений, постоянства состава, Авогадро, следствия из законов
|
|
|
| Решение задач с использованием законов
Массовая доля элемента в веществе. Вывод формулы по % содержанию.
|
|
|
| Решение задач на вывод формул и определение массовой доли элемента
|
| 2, 3
|
| Самостоятельная работа
Выполнение домашнего задания: Решить типовые задачи
|
|
|
Тема1.2.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
| | Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Практическая работа
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
| Открытие Переводческого закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Подготовка сообщений по теме:
Молекулярные и атомные кристаллические решетки.
|
|
|
| Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химическими свойствами образуемых элементами простых и сложных веществ.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Проработка конспектов по теме «Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов»
|
|
|
| Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
|
|
|
| Самостоятельная работа
1)Решать типовые задачи
Сообщение об открытии новых химических элементах
2) Описывать строение периодической системы
Характеризовать химический элемент по плану Выполнить задания по распределению электронов по электронным орбиталям.
|
|
|
| Практическая работа
«Дать характеристику элементов и распределить электроны по орбиталям, выразить графически»
|
|
|
Тема1.3.
Вода. Растворы
| | Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Практическая работа
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
| Вода в природе, в быту, в технике и на производстве. Физические и химические свойства воды.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Подготовка сообщения по теме: «Вода в профессии и ее применение»
|
|
|
| Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.
|
|
|
| Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
|
|
|
| Виды концентраций.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Доклад по теме: Виды концентраций
|
|
|
| Практическая работа
«Приготовление растворов заданных концентраций»
|
|
|
| Дисперсные системы.
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
Тема 1.4.
Химические реакции
| | Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Практическая работа
|
|
|
|
| Понятие о химической реакции. Типы химических реакций.
|
|
|
| | Самостоятельная работа
Подготовить презентацию «Типы химических реакций»
|
|
|
|
| Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.
|
|
|
|
| Практическая работа
«Зависимость скорости реакции от факторов реакции»
|
|
|
| | Самостоятельная работа
Выполнение отчета по практической работе
|
|
|
|
| Тепловой эффект химической реакции.
| |
|
| | Самостоятельная работа
Выучить конспект по тепловому эффекту реакции
|
|
|
|
| Решение задач на тепловой эффект реакции
| |
|
|
| Химическое равновесие и способы его смещения.
| |
|
| | Самостоятельная работа
Выполнение домашнего задания на нахождение константы равновесия различных химических реакций
|
|
|
Тема 1.5.
Неорганические соединения
| | Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Практическая работа
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
| Классификация неорганических соединений и их свойства: оксиды, кислоты, основания, соли.
|
|
|
| Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации (Основания и кислоты)
|
|
|
| Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации (соли)
|
|
|
| Самостоятельная работа
Оксиды, кислоты, основания, соли. Презентации по каждой из тем.
|
|
|
| Практическая работа
Химические свойства неорганических соединений
|
|
|
| Понятие о гидролизе солей.
|
|
|
| Практическая работа
Гидролиз неорганических соединений
|
| 2, 3
|
| Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
|
|
|
| Практическая работа
Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная.
|
| 2, 3
|
| Самостоятельная работа
Доклады на темы применение оксидов, оснований кислот солей
|
|
|
|
| Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений.
|
|
|
|
| Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные.
|
|
|
|
| Практическая работа
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей
|
| 2, 3
|
|
| Практическая работа
Исследование свойств сплавов металлов.
|
| 2, 3
|
|
| Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов.
|
|
|
|
| Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.
|
|
|
| | Самостоятельная работа
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.
|
|
|
|
| Практическая работа
Вытеснение хлором брома и иода из растворов их солей.
|
|
|
|
| Решение задач
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
| | |
|
|
Тема 1.6.
Органические соединения
| | Содержание учебного материала
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Практическая работа
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
| Основные понятия органической химии.
|
|
|
| Теория строения органических соединений
|
|
|
| Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Номенклатура углеводородов – рабочая тетрадь
|
|
|
| Предельные и непредельные углеводороды.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Выполнение домашнего задания: рабочая тетрадь
|
|
|
| Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол.
|
|
|
| Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации.
|
|
|
| Газ, каменный уголь – природные источники углеводородов.
|
|
|
| Нефть.
|
|
|
| Практическая работа
Получение и свойства метана, качественный анализ органических веществ.
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Углеводороды»
|
|
|
| Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства.
|
|
|
| Практическая работа
Свойства спиртов
|
|
|
| Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота.
|
|
|
| Практическая работа
Получение и свойства карбоновых кислот.
|
|
|
| Практическая работа
Получение и свойства производных карбоновых кислот.
|
|
|
| Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.
|
|
|
| Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
|
|
|
| Практическая работа
Свойства глюкозы.
|
|
|
| Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания – рабочая тетрадь
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Кислородосодержащие органические вещества»
|
|
|
| Амины. Анилин.
|
|
|
| Практическая работа
Получение и свойства анилина.
|
|
|
| Аминокислоты.
|
|
|
| Белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков.
|
|
|
| Практическая работа
Свойства белков.
|
|
|
| Генетическая связь между классами органических соединений.
|
|
|
| Практическая работа
Решение экспериментальных задач.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Выполнение домашнего задания: Решение типовых задач
|
|
|
|
| Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры.
|
|
|
|
| Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.
|
|
|
|
| Практическая работа
Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами
|
|
|
|
| Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.
|
|
|
|
| Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).
|
|
|
|
| Практическая работа
Распознавание пластмасс и волокон.
|
|
|
|
| Практическая работа
Определение различных видов химических волокон
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
| | Самостоятельная работа.
Выполнить доклады и презентации к ним на темы:
Химические волокна.
Синтетические и искусственные полимеры.
Биологическая роль белков.
Жиры как сложные эфиры.
|
|
|
Тема 1.7.
Химия и жизнь
| | Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Практическая работа
| -
|
| Контрольная работа
|
|
|
| Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества.
|
|
|
| Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины.
|
|
|
| Углеводы – главный источник энергии организма.
|
|
|
| Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.
|
|
|
| Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
|
|
|
| Химия в быту.
|
|
|
| Вода. Качество воды.
|
|
|
| Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Выполнить доклады и презентации к ним по темам:
Химия и организм человека.
Качество воды.
Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химия в быту.
|
|
|
| Контрольная работа за курс органической химии
|
|
|
| Зачет за курс химии
|
|
|
Наименование разделов и тем
| № урока
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ «БИОЛОГИЯ»
|
Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии
| | Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
| Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии.
|
|
|
| Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии).
|
|
|
| Уровни организации жизни
|
|
|
| Входной контроль
|
|
|
| Самостоятельная работа
Доклады и примеры по теме: Методы исследования живой природы в биологии
|
|
|
Клетка
| | Содержание учебного материала
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Практическая работа
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
| История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.
|
| 2, 3
|
|
| Строение клетки. Прокариоты и эукариоты – низшие и высшие клеточные организмы.
|
| 2, 3
|
|
| Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран.
|
|
|
| Цитоплазма – внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение ипередача наследственной информации, регуляция химической активности клетки
|
|
|
| Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Доклад на тему «Структура и функции хромосом»
|
|
|
| Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки.
|
|
|
| Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Роль воды как растворителя - презентация
|
|
|
| Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты – мономеры белков.
|
|
|
| Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Презентация структура ДНК, РНК, АТФ.
|
|
|
| Практическая работа
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
|
| 2, 3
|
| Практическая работа
Сравнение строения клеток растений и животных.
|
| 2, 3
|
|
| Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни.
|
|
|
|
| Вирусы – возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.
|
|
|
| | Самостоятельная работа
Доклад - Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.
|
|
|
|
| Контрольная работа
|
| 2, 3
|
Организм
| | Содержание учебного материала
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Практическая работа
|
|
Контрольная работа
|
|
| Организм – единое целое. Многообразие организмов.
|
|
|
|
|
|
|
| Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
|
|
|
| Способность к самовоспроизведению – одна из основных особенностей живых организмов.
|
|
|
| Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
|
|
|
| Бесполое размножение.
|
|
|
| Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Выполнение домашнего задания: в рабочей тетради
|
|
|
| Понятия об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии.
|
|
|
| Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.
|
|
|
| Подготовить сообщения по темам:
Половой процесс и половое размножение.
Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.
|
|
|
| Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.
|
|
|
| Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы.
|
|
|
| Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
|
|
|
| Современные представления о гене и геноме.
|
|
|
| Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости.
|
|
|
| Влияние мутагенов на организм человека.
|
|
|
| Практическая работа
Решение элементарных генетических задач.
|
| 2, 3
|
| Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции.
|
|
|
| Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
|
|
|
| Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
|
|
|
| Практическая работа
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
|
| 2, 3
|
| Контрольная работа по теме «Организм»
|
| 2, 3
|
| Самостоятельная работа
Сообщение по теме: Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
|
|
|
Вид
| | Содержание учебного материала
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Практическая работа
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
|
| Эволюционная теория и её роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
|
|
|
| Вид, его критерии.
|
|
|
| Популяция как структурная единица вида и эволюции.
|
|
|
| Практическая работа
Описание особей вида по морфологическому критерию.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Презентация: Вид, его критерии.
|
|
|
| Синтетическая теория эволюции.
|
|
|
| Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.
|
|
|
| Генетические закономерности эволюционного процесса.
|
|
|
| Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Конспект: Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
|
|
|
| Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
|
|
|
| Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
|
|
|
| Практическая работа
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Презентация - Гипотезы происхождения жизни.
|
|
|
| Антропогенез и его закономерности.
|
|
|
| Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
|
|
|
| Практическая работа
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Конспект: Антропогенез и его закономерности.
|
|
|
| Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи.
|
|
|
| Происхождение человеческих рас.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Доклад на тему: Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
Экосистемы
| | Содержание учебного материала
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Практическая работа
|
|
|
| Контрольная работа
|
|
|
| Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.
|
|
|
| Экологические факторы, особенности их воздействия.
|
|
|
| Экологическая характеристика вида.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Конспект характеристики видов
|
|
|
| Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза.
|
|
|
| Практическая работа
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
|
|
|
| Самостоятельная работа
Конспект по теме: Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза.
|
|
|
| Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).
|
|
|
| Самостоятельная работа
Схема: Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).
|
|
|
| Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).
|
|
|
| Самостоятельная работа
Презентация: Основные направления воздействия человека на биосферу.
|
|
|
| Практическая работа
Решение экологических задач.
|
|
|
| Практическая работа
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Презентация: Глобальные экологические проблемы.
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Экосистемы»
|
|
|
| Дифференцированный зачет
|
|
|
| | | | | |