![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из истории становления психологической профессии
Во–первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика. Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д., хотя и не терять с ними связи. Во–вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих. В–третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области. В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно–исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.
Возникновение института — событие рубежное; однако психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно–исследовательскую область (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человеческой практики, и на психологическую помощь. Возникновение профессиональной психологии было подготовлено многими веками философских размышлений (особая роль здесь принадлежит Аристотелю — автору первого произведения, специально посвященного душе — трактата «О душе»; часто Аристотеля называют «отцом психологии»), духовных исканий, медицинских и педагогических теоретических построений и практик, биологических и физиологических исследований. В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной — прежде всего зарубежной — профессиональной психологии: 1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII в. во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет. 2. Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце XIX в. во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро–венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд[8]) и русской психиатрии (А. А. Токарский, В. М. Бехтерев), а позже — со становлением психоанализа З. Фрейда как первой психотерапевтической системы (что важно, распространенной за пределы клинического материала). Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин рягстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, то есть на основе психологических средств. 3. Развитие в конце XIX — начале XX в. психологического тестирования и шире — психологической диагностики. В первую очередь это связано с именами английского исследователя Ф. Гальтона[9] и французского ученого А. Бине[10]. 4. Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс). 5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.). 6. Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше — в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.) 7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия. 8. Возникновение в США в годы, предшествовавшие второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях. 9. Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики, на ней основанной. Особое значение придается деятельности К. Роджерса[11] (США), с именем которого часто связывают основные современные представления о психологической помощи (Бондаренко А. Ф., 2000) как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте. В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально–политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся. 1. Открытие В. М. Бехтеревым[12] в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт–Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт–Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека. 2. Открытие Г. И. Челпановым[13] первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г., официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом. 3. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико–ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени. 4. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20–е гг. XX в. 5. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института (И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям. 6. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30–е гг. XX в. 7. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета. 8. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном[14] Сектора психологии в Институте философии АН СССР. 9. Создание Общества психологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев[15]) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах. 11. Проведение в 1966 г. в России XVIII Международного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией. 12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов[16]).
В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но и по практической психологии в целом). В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно–теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д И. Фельдштейн[17], 1999). Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах. Теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований. Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему: 1. Общий раздел. 2. Анатомия и физиология нервной системы. 3. Ощущения. 4. Характеристики сознания. 5. Познавательные процессы. 6. Аффективная сфера — чувства и эмоции. 7. Сознательное стремление и движение. 8. Высшие проявления разума. 9. Сон, состояние транса и патология. 10. Генетическая, социальная и индивидуальная психология. Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60–х гг[18] [19]. 1. Общий раздел. 2. Методология и методика. 3. Экспериментальная психология. 4. Физиологическая психология. 5. Психология животных. 6. Генетическая психология (психология развития). 7. Социальная психология. 8. Личность. 9. Клиническая психология. 10. Педагогическая психология. 11. Военная психология и отбор персонала. • Профессиональное консультирование и руководство. Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом. Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации. Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г[20] 1. История и теория. Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов: 1. Общая психология; В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.
|