Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир виртуален






Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразований.

Виртуальная реальность независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, социальная, биологическая, техническая и пр.) имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.

В отличие от виртуальной порождающая реальность называется константной реальностью. Виртуальность и константность образуют категориальную оппозицию, т.е. являются философскими категориями. В виртуалистике виртуальность противопоставляется не субстанциональности, как это было в традиционной философии, а константности, и отношения между ними относительны: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью.

Неверно понимать виртуальность как нереальность (возможность, иллюзорность, потенциальность, воображение и т.п.), виртуальность есть другая реальность.

Поскольку отношения между виртуальной и константной реальностью относительны, а существовать реальностей в их взаимопорождении и свертывании может неограниченное количество, то вопрос о первичной и истинной реальности в виртуалистике снимается – все они равно истинны и равно реальны. Это положение виртуалистикиименуется полионтологизм – существует много онтологически однозначных реальностей[ [10] ].

________________________________________________________________

Признание виртуальности как особой философской категории, равной по значению категориям пространства, времени, вещества, энергии, информации и другим, ставит задачу описания его не только как формы психологического отражения, но и как сущности, которую можно обнаружить и вне психики.

Один из путей объективации виртуала открывается при попытках связать это понятие с понятием «коммуникация».

На мысль о том, что виртуал каким-то образом связан с коммуникацией, наводит ряд смысловых сопоставлений. Приведем некоторые из них:

• Виртуальная частица – агент взаимодействия (превращения) элементарных частиц – виртуальна онтологически, так как существует до тех пор, пока длится процесс взаимодействия, но не существует ни до того, как началось взаимодействие, ни после того, как процесс завершился. Так как процесс регистрации частицы есть процесс взаимодействия, виртуальная частица не регистрируется принципиально. Важно отметить, что физика оперирует объектом, само существование которого подрывает физическую парадигму: «Существует только то, что можно наблюдать».

• Присутствие в термине «виртуал» корня, переводящегося как доблесть, смелость и сила, проявляемая в бою. Virt существует только в со-бытии боя. До и после боя это качество деактуализируется. Если рассматривать бой как форму коммуникации, то virt здесь – это то, что обеспечивает эту коммуникацию.

• Невероятная популярность в обыденном сознании терминов «виртуальная реальность» и «виртуальный мир», связываемых с информационными и телекоммуникационными технологиями.

• Некоторые из выявленных свойств психологической виртуальной реальности, в частности порожденность виртуальной реальности, нерефлексируемость при погружении в нее, изменение статусов пространства и времени, переживаемые психикой впоследствии как факт свершения события или пребывания в со-бытии.

• Трактовка виртуальности как мистического состояния, при ко­тором осуществляется контакт с сущностями, пребывающими в тонких (горних) мирах.

• Точечная фиксация виртуальности оператором «здесь и сейчас».

• Развитие в виртуалистике такого экзотического научного направления, каким является ангелология (ангел означает вестник).

• Понимание виртуальности как бытия в со-бытии, т.е. бытия в процессе коммуникации с кем-либо или с чем-либо.

Иными словами, везде, где речь идет о виртуале и виртуальности, одновременно говорится о связи, со-бытии, коммуникации. Таким образом, можно полагать, что:

Виртуалкоммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате которого происходит трансформация реальности, а виртуальная реальностьмир активных коммуникаций, со-бытийность.

Однако в научном и философском дискурсе (да и в праксисе) правильнее было бы действовать наоборот – выводить коммуникацию из виртуала как изболее общего понятия. В частности, такой подход позволил бы рассматривать коммуникацию, абстрагируясь от объектов коммуникаций, как это произошло в физике, когда понятие «эфир» – агент взаимодействия, было заменено на понятие «поле» – среда взаимодействия. Что же касается онтологии, то, вероятно, допустимо дополнить четырехмерную модель пространства-времени еще одним базисным вектором – виртуалом. Между прочим, одним этим дается адекватное описание идеи полионтологичности, а новое научное направление – коммуникативистика выводится на фундаментальный уровень.

Описанный подход продуктивен хотя бы том в плане, что с помощью него можно сформулировать целый ряд новых задач, имеющих как теоретическое, так и практическое значение:

• отношение коммуникации/виртуала и информации;

• проблема коммуникации смыслов, виртуальные механизмы процессов осмысления;

• оценка виртуальных характеристик искусственных коммуникационных сред (СМИ, интернет и т.п.);

• разработка общих способов описания и исследования виртуальных/коммуникативных реальностей, технологии их порождения, поддержки, трансформации, уничтожения, что, например, осуществляется в технологиях PR и мифодизайна;

• оценка влияния на индивидуальную психику тех или иных виртуальных/коммуникативных технологий. Проблема психологических загрязнений и психологической безопасности;

• оценка влияния виртуальной и информационной деятельности человека на окружающий мир – социум, биоту, физическую реальность;

• создание математического аппарата, способного описывать новую онтологическую категорию – виртуал;

• наконец, оценка парадигмального потенциала виртуалистики, т.е. выявление тех ее идей, которые войдут в формирующуюся новую общенаучную парадигму.

Нет необходимости доказывать, что предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в локальном – виртуальные реальности отдельных коммуникаций, так и в глобальном – полионтологическая картина мира, плане.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал