![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В начало. на предыдущую страницу <<< к содержанию >>> на следующую страницу
на предыдущую страницу < < < к содержанию > > > на следующую страницу [1] Виртуал – особая философская категория, стоящая в ряду таких, как время, пространство, сущность и т.д. [2] Прохоров Е.Л. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект Пресс, 2003. – С.35. [3] Таким носителем сегодня стал интернет как информационно-коммуникативное пространство. [4] Прохоров Е.Л. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект Пресс, 2003. – С.35. [5] Таким носителем сегодня стал интернет как информационно-коммуникативное пространство. [6] Русские уничижительные аналоги: борзописцы – быстро пишущие, щелкоперы – легкопищущие; так литература дистанцировалась от газеты. [7] Условия издания не позволяют поместить в книге цветную карту интернета. [8] Даниель Белл (род. 1919) – американский социолог, один из авторов концепций деидеологизации и постиндустриального общества. [9] Николай Александрович Носов (1952–2002) – доктор психологических наук; возглавлял Центр виртуалистики Института человека РАН. [10] Носов Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. – М.: Путь, 2001. – С. 5–6. [11] Смеем предположить, что с терминами «СМИ» и «массмедиа» происходит то, что фактически уже произошло с понятием «связи с общественностью». Предпочтение использования аббревиатуры PR, а не его русского перевода связано с тем, что PR-деятельность стала намного шире, чем собственно связи с общественностью. Произошло что-то вроде иероглифизации термина PR. Иностранное Massmedia и отечественное СМИ также постепенно становятся просто знаком, обозначающим широкое поле деятельности, отнюдь не ограниченное 1) средствами, 2) массовостью, 3) информацией.
Часть II. СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ – ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Глава 1. История интернет-журналистики в России Глава 2. Позиция интернет-журналистики в медиапространстве Глава 3. Веб-редакция Глава 4. Менеджмент СМИ Глава 5. Жанровое многоголосие одной сети Глава 6. Правовые аспекты веб-издания Резюме Ключевые понятия Вопросы и задания на предыдущую страницу < < < к содержанию > > > на следующую страницу Тезисы К первым опытам веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, относятся авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде. Интернет-журналистика формировалась самопроизвольно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ, что, конечно, можно считать положительным моментом становления этого направления, так как нужно было время для формирования нового языка, стиля, тематики публикаций. Авторские проекты – не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ. Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета какмедиасреды. Опыт первых веб-изданий показал, что в интернете можно создавать успешные СМИ. Открытием интернет-журналистики можно считать блог, который является информационно наполненным дневником. Авторы веб-блогов (блоггеры) претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Это позволяет ожидать качественных системных изменений не только в структуре СМИ, но и в культуре и философии средств массовой информации. Основные причины неуспеха неудачных журналистских веб-проектов заключаются в: 1) игнорировании специфики гипертекста и его лексических особенностей; 2) примитивной технологии и отсутствии автоматизации. Хорошо сделанная электронная версия издания – это отдельное издание со своей экономической стратегией, со своим бюджетом, со своим менеджментом. Будем считать сетевым изданием всякий сайт (или группу сайтов), предназначенный для решения задач, свойственных печатным и электронным несетевым средствам массовой информации. На сегодняшний день существуют следующие медиа-образования, ответственные за массовые информационно-коммуникативные каналы: 1) пресса, 2) радио, 3) телевидение, 4) web, поэтому интернет-журналистику следует рассматривать не как тип, а как вид журналистики с присущими ей специфическими качествами как в решении ею задач, так и в выборе способов решения. Интернет-журналистика вместе с прессой, радио и тележурналистикой определяют информационную политику общества. Развитие интернет-журналистики осуществляется во взаимосвязи и взаимозависимости с другими видами СМИ. Веб-издание, как правило, имеет редакцию. Редакция обеспечивает осуществление коммуникативной функции массовой информационной деятельности. В этом процессе, взаимно переплетаясь, участвуют несколько основных групп функций. Редакция подразумевает существование своей аудитории (целевой и референтной групп), а также виртуального коллектива нештатных авторов (и/или источников информации). От социально-психологического портрета этих людей зависит в конечном счете лицо самого издания. Различают научное, литературное, художественное, техническое редактирование. Формирование веб-образа информации, включающего дизайн и интерактивные элементы, предполагает наличие нового типа редактирования – веб-редактирования, на которое возлагаются основные функции по подготовкевеб-страниц к изданию. С появлением интернета изменились условия превращения продуктов информационно-коммуникативной деятельности в массовую информацию. 1. Производство массовой информации перестало быть исключительным правом профессионального журналистского сообщества. 2. Массовая информация предстает как двухкомпонентное образование: информационный вещательный компонент и коммуникативный компонент; следовательно, массовая информация переходит в категорию массовой коммуникации. 3. Сообщения приобретают гипертекстовую структуру, а так как сообщение – это отражение реальности, СМИ помогают видеть гипертекстовуюполионтологическую сущность реальности. Выделяют следующие редакционные системы: газетная, журнальная, книжная, радиовещательная, телевизионная, Web. Редакционная система, как и обслуживающая ее профессиональная редакционная среда, является организационной формой коммуникативной деятельности общества. Она существенно трансформировалась уже при появлении электронных СМИ, но еще в большей степени при появлении интернета. Квалификационные признаки редакционных систем: • синхронность – асинхронность (отношение издания к событию), отражающая характер воспроизводства информации: синхронное – сообщение выдается в момент события, при асинхронном сообщении – время события и сообщения не совпадают; • on-line – off-line (отношение издания к читателям), отражает характер связи с читателями: on-line – онлайновый, оперативный, т.е. в процессе общения, off-line – офлайновый, автономный, т.е. потребитель получает уже готовый информационный продукт; • информационная –коммуникационная отражает характер продукта: информационная – передается информация; коммуникационная – передается, формируется и поддерживается коммуникация. Сегодня стремительно устаревают понятия «местная пресса» и «многотиражка». Всякое издание с любым тиражом на любом языке не может не оказывать влияния на глобальное медийное пространство и не может существовать независимо от него. Особенностью функционирования организаций СМИ является доминирование так называемого совместно-творческого типа деятельности, предполагающего присутствие транспрофессионализма и у сотрудников, и у менеджера. Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, такова специфика транспрофессиональной работы. Веб-редакция, как правило, приобретает новую форму социальной организации современных профессионалов. Для решения всего комплекса задач менеджмента сетевых СМИ необходим профессионализм, соединяющий в себе компетентность журналиста, веб-мастера, менеджера, специалиста по PR, т.е. транспрофессионализм, который необходимо вырабатывать в себе как лидеру проекта, так и всем сотрудникам. Такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя сам стиль работы с массовой информацией. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Жанры журналистики имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с расширением сферы ее интересов. Журналистский жанр – это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. Исследование предпочитаемых жанров и их особенностей может прояснить современный образ социальной действительности. Далеко не все сайты созданы для решения задач, свойственных массмедиа, но в соответствии с российским законодательством информация, опубликованная на них, вполне может быть отнесена к категории массовой. Возможность регистрации домена и хостинга за границами России составляет новую юридическую проблему, связанную с взаимодействием норм международного и российского законодательства. Получается, что закон распространяется не только на отечественные сайты, но и на зарубежные, доступные гражданину России. А так как гражданину России законом гарантируется доступность зарубежных сайтов, то ко всем сайтам может быть применено законодательство Российской Федерации.
|