Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стерн и сентиментализм.
Стерн дал название целому литературному направлению, возникшему в 18 столетии, - оно стало называться сентиментализмом после выхода в свет его романа «Сентиментальное путешествие». Сентиментализм обрел международное значение, и к нему приложили свое перо такие всемирно известные имена, как Шиллер и Гете, Жан Жак Руссо и Дидро, а в живописи – Шарден и Грез. Однако в истории сентиментализма первым, пожалуй, нужно назвать Ричардсона. Он первый возвел чувствительность в эстетический принцип. Он открыл изумленному взору читателей-современников, что основным содержанием повествования могут быть не события, как утверждала стародавняя традиция, а чувства и перепитии чувств. Писатели и поэты, увлеченные успехом Ричардсона и требованием читателей, ощутивших сладость умилительных слез, пошли по его стопам. Сентиментализм приобрел социальную окраску, в нем зазвучали политические нотки. Сострадание не вообще к человеку, а к бедняку. И нравственный принцип сострадания стал принципом политическим. Бедняк, социально униженный и обездоленный человек, стал предметом общественного внимания. То презрение, которое раньше его окружало, сменилось чувством жалости к нему, и этот переворот в нравственном сознании общества сделала литература. Стерн придал сентиментализму философское обоснование. Сентиментализм родился в Англии. Его возникновение было обусловлено социальными причинами. В стране произошли в 18 столети крупные экономические сдвиги, по своему значению равносильные революции – аграрный и промышленный перевороты. Сентиментализм явился миру как реакция на буржуазное переустройство общественной системы. Англия в 18 столетии была единственной страной, в которой это переустройство происходило со всей интенсивностью, причем прежде всего привело к фантастическому уничтожению деревни. Поэтому С. Нес в себе антиурбанистские тенденции и был полон печали об утраченной идиллии деревенской жизни и прелести природы. Писатели, поэты, всегда готовые отозваться на народные страдания словом сочувствия, не могли не откликнуться и теперь, когда их взору предстали эти бедствия простых тружеников. Они ответили явлением сентиментализма, вобравшем в себя все достоинтсва их сердец и все слабости их политического и философского мышления. Они начали прославлять старину, прелесть патриархальной деревни, рисовать идиллические картины мирной природы, тишину которой нарушал прогресс. Мы не найдем у Стерна взволнованных и патетических описаний природы, но восхищение деревенской жизнью ощутимо в его книге: «Природа сыплет свое богатство в подол каждому», «Музыка отбивает такт труду, и все дети его с ликованием собирают гроздья» и др. Недоверие Стерна к разуму, а в его дни во Франции просветители в разуме видели панацею от всех социальных бед, выразилось в насмешках над фиософствованием отца Тристрама, над спорами философов и богословов. Для Стерна чувствительность превыше всего, он называл ее «великим Сенсориумом мира» и по стуи дела указывал человечеству на страну, где оно может укрыться от всех социальных бед, от которых не умеет избавиться иным путем, страну забвения, где и богач и бедняк найдут успокоение, испив божественный нектар чувства. «Милая чувствительность! Неисчерпаемый источник всего драгоценного в наших радостях и всего возвышенного в наших горестях! Ты приковываешь своего мученика к соломенному ложу – и ты возносишь его на небеса – вечный родник наших чувств! – Я теперь иду по следам твоим – ты и есть то «божество», что движется во мне». У других поэтов и писателей-сентименталистов мы найдем те же мотивы печали об утраченной патриархальной старине, идеализацию деревни, сострадание к бедняку, меланхолию как общее настроение, поэтизацию чувствительности. Эдуард Юнг (1683-1765), отказавшись от рационалистического классицизма, увлечения своей юности, создает огромную в 10 тысяч поэму «Жалоба или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии». Это – философское сочинение, о чем говорит само название. В дымке меланхолии предстают читателю картины ночи, кладбищенские видения и размышления автора о тщете и ничтожестве человеческих дерзаний, человеческой мысли. Знаменитая «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751), принадлежащая перу Томаса Грея (1716-1771), выдержана в тех же кладбищенских мотивах, излюбленных в поэзии сентименталистов. Ее перевел на русский язык В.А.Жуковский («Сельское кладбище»).
Тема: Творчество Роберта Бернса (1759- 1796). План: 1. Краткая биография поэта.
|