Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полная занятость - использование всех пригодных для производства товаров и услуг материальных и трудовых ресурсов.






По курсу «Экономика: Микроэкономика».

 

1. Предмет и метод экономической теории.

Экономика-совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей.

n Объектом исследования экономической науки являются экономические явления,

n субъектом – человек, группа людей, государство,

n предметом – жизнедеятельность людей и проблемы эффективного хозяйствования.

Ресурсы-производство-распределение-обмен-потребление-потребности

 

2. Структура экономической науки. Функции экономической теории.

Функции экономической теории:

n познавательная,

n методологическая,

n образовательная,

n практическая.

Структура:

n Политэкономия – раздел экономической теории, изучающий наиболее общие закономерности развития хозяйства, общества и государства;

n Микроэкономика - раздел экономической теории, изучающий деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, на уровне индивидов, фирм, организаций и т.д.

n Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий хозяйственную деятельность как систему.

n – мезоэкономика – рассмотрение подсистем национальной экономики или целого комплекса отраслей, регионов, и т. д.;

n – мегаэкономика – изучение законов и поведения мировой экономики
в целом.

n Позитивная экономика – как есть?

n Нормативная экономика – как должно быть?

 

3. Благо как системообразующая категория хозяйствования.

Классификация предметов потребления:

n товары и услуги;

n предметы первой необходимости и предметы роскоши;

n Предметы приобретаемые индивидуально и обществом

Классификация благ:

Свободные блага – это то, что человек находит в природе, они достаются человеку бесплатно, к ним нельзя ограничить доступ.

n Экономические блага – результат деятельности человека. Ограниченны, платны. Включают:

Ø частные блага

Ø общественные блага

 

4. Производственные возможности экономики. Закон убывающей производительности факторов производства.

Полная занятость - использование всех пригодных для производства товаров и услуг материальных и трудовых ресурсов.

Это означает:

n во-первых, экономика должна обеспечивать работой всех, кто хочет и способен трудиться;

n во-вторых, должны использоваться без простоев машины и оборудование;

n в-третьих, достигается максимально возможный результат.

Полная занятость - использование всех пригодных для производства товаров и услуг материальных и трудовых ресурсов.

Это означает:

n во-первых, экономика должна обеспечивать работой всех, кто хочет и способен трудиться;

n во-вторых, должны использоваться без простоев машины и оборудование;

n в-третьих, достигается максимально возможный результат.

 

Допущения экономической модели:

n экономическая модель действует в условиях полной занятости и полного объема производства продуктов;

n действующие факторы производства постоянны, как по количеству, так и по качеству, но их можно перераспределять между отдельными отраслями производства;

n в ходе анализа не меняется технология, техника и способы производства товаров и услуг, следовательно, в модели рассматривается краткосрочный период деятельности;

n экономика производит только два продукта (в нашем случае хлеб и роботы).

Кривая производственных возможностей выявляет тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет перераспределения ресурсов из других отраслей экономики

 

5. Экономическая система общества и её элементы.

Экономическая система общества: Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы э.системы:

социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

 

организационные формы хозяйственной деятельности;

 

хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

 

конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

 

• производственные отношения;

 

• производительные силы общества;

 

• механизм хозяйствования.

 

6. Типы организации хозяйства.

Натуральное производство   Товарное производство  
1. Замкнутое хозяйство 2. Универсальный труд работников 3. Прямые связи между производством и потреблением   1. Открытое хозяйство 2. Общественное разделение труда 3. Производство связано с потреблением через рынок

Натуральное производство- такой его род, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Эта исторически первая форма производства является самой простой.

Для натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отношений.

1. Натуральное хозяйство- замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.

2. Для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. В нем применяется простейшая техника (мотыга, лопаты, грабли и т. п.) и кустарный инструмент. Естественно, что при таких условиях трудовая деятельность является малопроизводительной, выпуск продукции не может сколь-нибудь значительно возрастать.

3. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Оно развивается по формуле “производство - распределение - потребление”. То есть созданная продукция- распределяется между всеми участниками производства и - минуя ее обмен - идет в личное и производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.

Товарное производство - тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.

1. Это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

2. Производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, а последний, в свою очередь, получает большой толчок при разделении труда. Неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники - одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством.

3. Товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле “производство - обмен - потребление”. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи.

 

7. Основные ступени развития экономических систем.

 

8. Экономическая роль и системная структура рынка.

Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг.

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров.

Разновидности классификации рынка:

• С точки зрения отдельных товарных групп (рынок нефти, компьютерный рынок и т.д.)

• По степени зрелости (развитый, формирующийся)

• По степени конкуренции (совершенно конкурентный – монополистический)

• По территориальным границам и масштабам (местный, национальный (внутренний), мировой (внешний))

• С точки зрения соответствия законодательства: легальный (белый), полулегальный (серый), нелегальный (черный)

Основные условия возникновения рынка:

• Общественное разделение труда и специализация

• Экономическая обособленность субъекта. Частная собственность.

• Величина трансакционных издержек

• Свободный обмен ресурсами

 

9. Отношения собственности: субъектно-объектные и субъектно-субъектные.

Отношения, возникающие между субъектом собственности и объектом собственности, характеризуют одновременно меру обладания объектом со стороны субъекта его прав на объект, и вид функции, реализуемой субъектом в процессе практического воплощения отношений собственности, меру и характер использования субъектом своих прав. Говоря о связях между субъектами и объектами собственности, необходимо различать отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности, представляющие одновременно и юридические, правовые, и экономические категории.
Владение – начальная исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом. Но владение еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле этого слова, подразумевающей не только владение, но и распорядительство, и использование объекта.
Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование собственностью могут объединяться в руках одного субъекта или быть разделёнными между различными субъектами. И наоборот, можно быть собственником и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту.
Распоряжение представляет в современных условиях наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект и даже ликвидации.
Ответственность – “бремя собственности”. “Бремя собственности” означает как интерес к активному использованию средств производства, так и ответственность за них, за их судьбу, за их эффективное функционирование, возмещение ущерба, нанесённому объекту.

 

Рассмотрим теперь отношения, возникающие между собственниками, то есть субъектно-субъектные отношения, разделив их на две группы.
Первая группа отношений возникает в условиях, когда приходится делить существующую (созданную ранее) собственность, осуществлять временный или кажущийся окончательным передел. Применение, использование объекта собственности по его назначению зачастую сопровождается необходимым, возникающим на основе соглашения распределением или перераспределением собственнических функций между двумя или несколькими субъектами. Это обычно имеет место, когда один и тот же объект принадлежит нескольким субъектам на определенных началах, что типично при семейной, групповой, коллективной собственности.
Вторая группа отношений между субъектами собственности отражает взаимоотношение собственников по поводу взаимного формирования вновь создаваемых ими ценностей, которые становятся новым объектом собственности. Наиболее типичная форма отношений второй группы – отношения по поводу совместного производства и распределения произведенных, ранее не существовавших продукции, товаров, услуг.
В первой группе отношения собственности в их исходном виде уже сложились, объект собственности существует, так что проблема отношений заключена в регулировании совместного использования объекта, распределении собственнических функций.
Во второй группе речь идет о присвоении нового объекта собственности, его разделении между претендентами, что в принципе представляет более сложную и острую проблему.
В то же время и проблема перераспределения уже существующей собственности, её передача из одних рук в другие способна обостряться в периоды революционных преобразований. Так, в российской экономике в процессе её реформирования во весь рост стала проблема преобразования сложившихся форм собственности, перехода от одних форм к другим, разгосударствления, приватизации. При этом возникают самые разнообразные и неожиданные претенденты на собственность.

10. Современные экономические системы.

Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы — возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

 

В противоположность рыночной командная экономика (command economy) описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

 

Под смешанной экономикой (mixed economy) подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

11. Формы собственности.

 

12. Собственность как экономическая категория. Реформирование отношений собственности в экономике России как основы формирования рыночных отношений.

13. Происхождение и сущность денег. Функции денег и их содержание. Формы денег.

Существуют две концепции появления денег:

 

рационалистическая концепция: происхождение денег как результат соглашения между людьми, которые поняли, что для эволюционно-историческая концепция: происхождение денег как длительный исторический процесс развития экономического сотрудничества, как результат развития процесса обмена.

Большинство экономистов склоняются к эволюционно-исторической концепции. Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе.

 

К предпосылкам появления денег относятся:

1) переход от натурального хозяйства к товарному производству;

2) возникновение частной собственности;

3) появление государства как основы институционального устройства, формирующего национальную экономику.

 

Деньги выступают в качестве:

меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства накопления.

Функциям денег присущи устойчивость, стабильность, они мало подвержены изменениям, в то время как, например, роль денег в различных условиях может меняться.

 

14. Товар: стоимость, полезность, ценность.

Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага.

Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).

Ценность имеет синоним — стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение, чем термин «ценность» в классической и современной экономической теории. По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.

 

15. Рынок совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки.

1. Оптимальное ценообразование. Цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается не в результате проявления рыночной власти отдельной фирмы или административного диктата. Только все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену. Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом предельной полезностью блага для потребителя и предельными издержками для производителя. Каждый товар будет потребляться до уровня, при котором предельная полезность уравнивается с рыночной ценой (MU = Р). При этом потребитель максимизирует полученную полезность. Предприниматель, руководствуясь принципом максимизации прибыли, будет производить продукцию до такого объема, при котором цена сравняется с предельными издержками (МС = Р). Если MU = Р и МС = Р, то MU = МС. Это означает, что одновременно соблюдаются интересы производителей и потребителей.

2. Производственная эффективность. Р = AСmin. Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным способом. Конкуренция вынуждает фирмы минимизировать издержки (иначе они будут вытеснены с рынка) и устанавливать цену, соответствующую этим издержкам. Это, очевидно, весьма благоприятная ситуация для потребителей. К тому же, поскольку товары в конкурирующих отраслях гомогенны (однотипны), в них отсутствуют торговые и рекламные издержки, которые обычно включаются в издержки производства при определении цены продукта.

3. Оптимальное распределение ресурсов. Вспомним, что кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения - с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие равновесия конкурентной отрасли равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как МС = MR, то S = D). Значит, фирмы и отрасли работают без излишков и дефицитов. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

4. Способность к саморегулированию. Рыночный механизм совершенной конкуренции, как было рассмотрено выше, способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Свободный рынок автоматически приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем переливов труда и капиталов из одного производства в другой. В результате не требуется государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

 

1. Совершенная конкуренция создает для фирм и потребителей равенство возможностей, по не гарантирует равенства результатов. Не следует забывать, что, обеспечивая эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, совершенная конкуренция исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.

2. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами. Она не предусматривает производства общественных благ (национальной обороны, пожарной безопасности, охраны общественного порядка и т.д.). Эту задачу должно решить государство.

3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что чисто конкурентная система рынка игнорирует интересы третьих лиц - тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

4. Малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам. По этой же причине рынок несовершенной конкуренции не в состоянии стимулировать научно-технический прогресс. Небольшим фирмам не хватает средств на финансирование длительных и дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

5. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители не только учитывают непосредственное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, на послепродажное обслуживание и т.д. А это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства и в конечном счете цены.

 

16. Рыночный спрос, факторы его определяющие.

Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество продуктов по некоторой цене из возможных в течении определенного периода времени.

• Закон спроса: На рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. вкусы и предпочтения потребителей

2. число потребителей на рынке

3. доходы потребителей

4. цены взаимосвязанных товаров

5. ожидания покупателей относительно цен и доходов

17. Рыночное предложение, факторы его определяющие.

• Определенное количество продуктов, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течении определенного периода времени.

Закон предложения:

• Чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы, и наоборот.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

• цены на ресурсы,

• технология производства;

• ценовые и дефицитные ожидания агентов рынка,

• размер налогов и субсидий,

• цены на другие товары,

• число продавцов на рынке.

18. Равновесие спроса и предложения на рынке.

Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести.

PE = PS = PD,

где PE – цена равновесия; PS – цена предложения; PD – цена спроса.

QE = QS = QD,

где QE – объем равновесный; QS – объем предложения; QD – объем спроса.

 

Влияние колебания спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество

увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

– уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

– рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

– сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

 

19. Рациональность потребителя и свобода выбора.

Основные постулаты теории поведения потребителя:

(1. Денежный доход потребителя ограничен. 2. Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами. 3. Все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов. 4. Потребители стремятся максимизировать предельную полезность.

Теория основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления: Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенность: потребитель стремится иметь больше количесто товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех потребляемых благ всегда положительна.

3. Транзитивность: АБС

4. Субституция: Потребитель готов отказаться от небольшого количества благ А, если ему предложат взамен больше блага Б-субститута.

5. Убывающая предельная полезность: предеьлная полезность блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель

 

20. Кардиналистская теория полезности.

 

21. Особенности поведения потребителя.

22. Ординалистская теория полезности: кривая безразличия, карта кривых, зона замещения и предельная норма замещения. Бюджетное ограничение потребителя.

Свойства кривых безразличия:

• 1) Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

• 2) Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.

• 3) Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, означает более предпочтительные наборы товаров.

• 4) Кривые безразличия не пересекаются.

• 5) Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

 

Бюджетная линия используется для изображения множества доступных потребителю товарных наборов:

I = PX X + PY Y

 

23. Ценовая эластичность спроса: точечная и дуговая. Факторы ценовой эластичности.

Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения
к различным факторам

Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению его цены.

Точечная эластичность:

Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1) наличие заменителей;

2) степень насущности потребности в данном товаре;

3) удельный вес в доходе потребителя;

4) качество товара и размер дохода потребителя;

5) степень ограниченности доступа к товару;

6) ожидания потребителей;

7) фактор времени.

 

24. Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки.

25. Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность спроса.

 

 


26. Эластичность предложения.

 

 

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

• степень загрузки производственных мощностей,

• размер товарных запасов,

• наличие свободной рабочей силы,

• возможность перелива капитала и т. д.

_____________________


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал