Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокурорский надзор в РФ, цели и направления деятельности прокуратуры.
По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности - един. Единство это обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы ее деятельности. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены: - особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор; - различием объектов и субъектов, исполняющих это законодательство; - различием в полномочиях прокуроров. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре Законом о прокуратуре выделяются следующие отрасли (направления) прокурорского надзора: Надзор за исполнением законов (ст. ст. 21-25 Закона о прокуратуре).Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует отметить чрезвычайную широту предмета надзора, в связи, с чем в теории прокурорского надзора, прежнем законодательстве и на практике она называлось «общий надзор». В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, действующих на территории России. Их многочисленность и разнообразие не позволяют в полной мере классифицировать их основные виды. Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуются объекты и субъекты, данной отрасли надзора. Хотя и здесь многочисленность, и разнообразие этих объектов и субъектов позволяют ограничиться перечислением только их видов. Согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются: - федеральные министерства; - государственные службы; - иные федеральные органы исполнительной власти; - представительные органы государственной власти субъектов РФ; - исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; - органы местного самоуправления; - органы военного управления; - органы контроля; - должностные лица перечисленных органов; - органы управления коммерческих и некоммерческих организаций; - руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Нет нужды еще раз подчеркивать постоянно меняющуюся численность этих объектов и субъектов, разнообразие и специфику их деятельности. В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в пределах его деятельности на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли): - надзор за исполнением законов в социальной сфере; - надзор за исполнением законов в экономической сфере; - надзор в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних; - надзор в сфере экологического законодательства и т.д. Названная отрасль прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор в данной отрасли осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленными в этой статье объектами и субъектами надзора. Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов. Закон о прокуратуре не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются объектами и субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. Кроме того, следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 26-28 Закона о прокуратуре). В этой отрасли осуществляется надзор за соблюдением Конституции РФ и законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой правовых отношений, связанных справами и свободами граждан, предусмотренных в Конституции Российской Федерации и основных федеральных законах. В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит исполнение большого числа законодательных актов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Исполняют (соблюдают) требования этих нормативных актов десятки, если не сотни тысяч организаций, учреждений, их должностные лица, руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Характеризуя данное направление прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность в деятельности органов прокуратуры как отражение важного пути реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
|