![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оперативно-розыскная деятельность в РФ.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности. Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством. Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства. ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение формальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников. ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих. Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД. Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения: 1) органов внутренних дел РФ; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) Федеральных органов государственной охраны; 4) таможенных органов РФ; 5) Службы внешней разведки РФ; 6) Федеральной службы исполнения наказаний; 7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ) результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью ОРД, не являются доказательством. 74.Министерство юстиции РФ: структура, функции и полномочия. Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ. В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России: – координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти; – обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ; – проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам; – осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования; – ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ; – ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу; – участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ; – изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции; – участвует в разработке реализации программ правовой информатизации; – осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции; – готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний. 75.Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ: структура и компетенция. Служба судебных приставов (ССП), предназначенная для исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему органов Министерства юстиции РФ. Организация ССП, права и обязанности судебных приставов урегулированы в Федеральном законе РФ от 4 июня 1997 г. «О судебных приставах» с последующими изменениями и дополнениями. ССП включает: Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором; службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения. ССП организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством. Высшее звено ССП – Федеральная служба судебных приставов (ФССП) под руководством директора. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности ССП. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений. Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями. Основные задачи ФССП: – обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; – организация принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве»; – управление территориальными органами. Службы судебных приставов юстиции субъектов РФ – территориальные органы ФССП (всего 88 служб судебных приставов) – являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Территориальным органом ФССП является Главное управление ФССП, возглавляемое главным судебным приставом субъекта РФ. Назначается на должность и освобождается от нее Министром юстиции РФ по предложению директора ФССП. Положение о территориальном органе ФССП, их Перечень утверждены приказом Министра юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187. Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном ССП. 76.Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ: структура и задачи. Исполнение обвинительных приговоров судов, связанных с лишением свободы, осуществляют исправительные учреждения, а приговоры, связанные с исполнительными работами, – уголовно-исполнительные инспекции. Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляет Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с последующими изменениями и дополнениями, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Минюста России. Режим отбывания наказания регулируется Уголовно-исполнительным кодексом рФ (УИК РФ). Уголовно-исполнительная система (УИС) состоит: из центрального органа УИС; территориальных органов УИС; учреждений (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, СИЗО) и предприятий. Центральный орган УИС – Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ (ГУИН). Основными задачами деятельности ГУИН являются: обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности УИС; организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, размещение и перевод осужденных (заключенных); организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, охраны объектов УИС. Для этих целей в Минюсте России создано специальное Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности уголовно-исправительной системы; организация конвоирования осужденных и спецперевозок; организация привлечения к труду осужденных на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания, а также в качестве индивидуального предпринимателя на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и т. д.; обеспечение надлежащих условий отбывания наказаний, охраны здоровья осужденных и заключенных; организация общего и профессионального образования и профессионального обучения осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений; обеспечение исполнения актов амнистии и помилования; организация работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений УИС, определение их прав и должностных обязанностей, профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защиты. В непосредственном подчинении ГУИН находятся территориальные органы УИС, учреждения, предприятия и иные организации (научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и т. д.), входящие в состав УИС. 77.Основные направления деятельности органов уголовно-исполнительной системы РФ. Основные направления деятельности органов УИС: – осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных – в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях; – производственная деятельность; – оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах и колониях; – уголовно-процессуальная деятельность; – рассмотрение дел об административных правонарушениях. Надзор за деятельностью органов УИС Минюста России осуществляет специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
|