Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и соотношение звена судебной системы и судебной инстанции.






Звено судебной системы - суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.
С учетом этого гражданские суды общей юрис­дикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

  • основное звено (районные суды);
  • среднее звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);
  • высшее звено (Верховный Суд РФ).

Подобным образом организованы и военные суды:

  • основное звено (гарнизонные военные суды);
  • среднее звено (окружные (флотские) военные суды);
  • высшее звено (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

С 4 июля 2003 г. подсистема арбит­ражных судов стала четырехзвенной:

  1. основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
  2. первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
  3. второе промежуточное звено (федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
  4. высшее звено (Высший Арбитражный Суд РФ).

Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Судебная инстанция - суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции.

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена законами от 7 августа 2000 г. на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силуприговоров и ре­шений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В си­стеме арбитражных судов такую функцию выполняют арбит­ражные апелляционные суды. Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в качестве кассационных инстанций могут выступать все суды, кроме районных и гарнизонных военных судов, а точнее — судебные колле­гии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верхов­ного Суда РФ. На эти инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел, а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют не вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций. В подсистеме арбитраж­ных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов.

Производство в кассационной инстанции, в отличие от производ­ства вапелляционной инстанции, не является повторным рассмотре­нием дела, завершающимся постановлением нового приговора или ре­шения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кас­сационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.

Широкое признание получил термин “ надзорная инстанция ”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • президиумы судов среднего звена;
  • Кассаци­онная и судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум;
  • в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в кассационных или апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

При характеристике существа полномочий надзорных инстанций важно знать, что для проверки ими приговоров и иных решений, всту­пивших в законную силу, установлено две процедуры:

  1. “производство в надзорной инстанции ” (“производ­ство в порядке судебного надзора”, “надзорное производство”);
  2. “производство ввиду новых или вновь открывшихся об­стоятельств ”.

В случае разбирательства ими уголовных дел в порядке судебного надзора проверяется, как правило, законность приговоров и иных су­дебных решений. По итогам такого разбирательства не может быть принято решение, отменяющее оправдательный приговор или иным образом ухудшающее положение осужденного (см. ст. 405 УПК). Од­нако при разбирательстве гражданских и арбитражных дел применя­ются несколько иные правила. В частности, соответствующее законо­дательство не запрещает вынесение новых решений по итогам рас­смотрения надзорных жалоб, в том числе решений, ухудшающих по­ложение какой-то из спорящих сторон.

При выявлении особо названных в законах (новых или вновь от­крывшихся) обстоятельств надзорная инстанция вправе проверить как законность, так и обоснованность приговора или иного судебного ре­шения. Ей дозволено также принять, в четко определенных пределах, решение, ухудшающее положение осужденного по уголовному делу.

Наряду с названными выше надзорными инстанциями в качестве инстан­ций, наделенных полномочием по проверке судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, могут выступать и другие суды. Например, проверка приговора мирового судьи с соблюдением такой процедуры осуществ­ляется районным судьей, а проверка решения по гражданскому делу, вынесенно­го судьей любого суда, возможна тем же судьей.

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд - суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “ высшая судебная инстанция ”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

29. Подведомственность и подсудность дел: понятие и содержание.

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.
Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.
Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.
Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал