Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы перевода Passive Voice на русский язык






ГРАММАТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Часть 1

Методические рекомендации по грамматике и технике перевода

для студентов всех форм обучения, обучающихся по направлениям бакалавров 230400.62, 151900.62, 190600.62, 200100.62, 221400.62, 080200.62, 151000.62, 240700.62, 270800.62, 260100.62, 100800.62, 100700.62, 080500.62, 080100.62, 230700.62
и специальностей 240300, 160700.65, 170100.65

 

 

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова


УДК 811.111(0.76)

 

Рецензент: Е.В. Разгоняева, к. п. н., доцент кафедры

гуманитарных наук БТИ АлтГТУ им. И.И. Ползунова

 

  Жданова, Н.Г. Грамматический справочникпо английскому языку: методи-ческие рекомендации по грамматике и технике перевода для студентов всех форм обучения, обучающихся по направлениям бакалавров 230400.62, 151900.62, 190600.62, 200100.62, 221400.62, 080200.62, 151000.62, 240700.62, 270800.62, 260100.62, 100800.62, 100700.62, 080500.62, 080100.62, 230700.62 и специальностей 240300, 160700.65, 170100.65 / Н.Г. Жданова, Л.А. Хворова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. – 57 с.

 

 

Методические рекомендации соответствуют основным требованиям, представленным в компетенциях ФГОС-3 бакалавриата и специалитета: ОК-6 (способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства), ОК-2 (уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь), ОК-8 (овладеть грамматическими языковыми средствами, необходимыми для формирования коммуникативной компетенции порогового уровня).

В методических рекомендациях представлен справочный материал в сжатой форме в виде таблиц и схем по основным разделам, представляющим грамматические трудности практического курса дисциплин «Иностранный язык», «Технический иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык по специальности».

Рекомендуется использовать как для практических занятий, так
и самостоятельной работы студентов-бакалавров, студентов-специалистов всех форм обучения и аспирантов.

 

УДК 811.111(0.76)

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры

иностранных языков.

Протокол № 4 от 16.04.2013 г.

 

© Жданова Н.Г., Хворова Л.А., 2013

© БТИ АлтГТУ, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 5

Раздел 1. Глагол. Характеристика. Значение........................... 6

Таблица 1 – Сопоставление характеристик русских и английских
глаголов.................................................................................................................... 8

Таблица 2 – Характеристика глагола-сказуемого в примерах
(изъявительное наклонение)............................................................................... 8

Таблица 3 – Сопоставление характеристик русских и английских
глаголов в примерах............................................................................................. 9

Таблица 4 – Сопоставление русских и английских видовременных
форм (действительный залог, изъявительное наклонение)...................... 10

Таблица 5 – Четыре основные формы глагола........................................... 11

Таблица 6 – Глагол «to be». Основные значения «быть, являться, находиться». Личные формы простой группы времен 12

Таблица 7 – Многофункциональность и многозначность
глагола «to be»...................................................................................................... 12

Таблица 8 – Глагол «to have». Основное значение «иметь».
Личные формы в простой группе времен...................................................... 13

Таблица 9 – Многофункциональность и многозначность глагола
«to have»................................................................................................................. 13

Таблица 10 – Глагол «to do». Личные формы в простой
группе времен....................................................................................................... 14

Таблица 11 – Многофункциональность и многозначность
глагола «to do»..................................................................................................... 14

Таблица 12 – Группа простых времен.......................................................... 15

Таблица 13 – Многозначность слов с окончанием «-s»........................... 16

Таблица 14 – Многофункциональность окончания «-ed»....................... 16

Таблица 15 – Многофункциональность окончания «- ing»..................... 17

Таблица 16 – Таблица видовременных форм в примерах
(на примере стандартного глагола to prepare)............................................ 18

Таблица 17 – Сводная таблица употребления видовременных
форм(на примере нестандартного глагола to write – писать)................ 20

Таблица 18 – Сводная таблица употребления видовременных
форм (изъявительное наклонение).................................................................. 22

Таблица 19 – Образование страдательного залога (Passive Voice)...... 25

Таблица 20 – Образование страдательного залога (Passive Voice)
для всех видовременных форм в примерах.................................................. 25

Таблица 21 – Трудности перевода предложений со сказуемым
в Passive Voice....................................................................................................... 26

Таблица 22 – Модальные глаголы и их синонимы................................... 28

Таблица 23 – Выражение долженствования............................................... 29

Таблица 24 – Формы причастия..................................................................... 29

Таблица 25 – Функции и перевод Причастия I (V1ing)
в предложении...................................................................................................... 30

Таблица 26 – Многозначность глагольных форм
с окончанием «-ed».............................................................................................. 31

Таблица 27 – Gerund (герундий). Формы герундия................................... 31

Таблица 28 – Функции и перевод герундия в предложении................... 32

РАЗДЕЛ 2. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 34

Таблица 29 – Определители существительного......................................... 34

Таблица 30 – Притяжательный падеж существительных....................... 34

Таблица 31 – Образование множественного числа.................................. 35

Таблица 32 – Основные значения и примеры употребления
некоторых предлогов......................................................................................... 35

Таблица 33 – Предлоги места и направления............................................. 37

Таблица 34 – Предлоги времени..................................................................... 39

Таблица 35 – Цепочка определений.............................................................. 41

Таблица 36 – Местоимения.............................................................................. 42

Таблица 37 – Усилительно-возвратные и указательные
местоимения.......................................................................................................... 42

Таблица 38 – Неопределенные местоимения и наречия.......................... 43

Таблица 39 – Другие способы выражения отрицания............................. 44

Таблица 40 – Указательные местоимения this (these), that (those)........ 44

Таблица 41 – Многофункциональные местоимения................................. 45

Таблица 42 – Степени сравнения прилагательных и наречий.............. 48

Таблица 43 – Союзы, употребляющиеся при сравнении
и сравнительные обороты................................................................................. 48

РАЗДЕЛ 3. СТРУКТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ................ 49

Таблица 44 – Твердый порядок слов в английском предложении. Повествовательное предложение. 49

Таблица 45 – Вопросительное предложение. Общая схема................... 50

Таблица 46 – Основные типы вопросительных предложений............... 50

Таблица 47 Отрицательные предложения................................................ 51

Таблица 49 – Способы нахождения сказуемого........................................ 53

Таблица 50 – Сложносочинённое предложение........................................ 54

Таблица 51 – Основные формы наиболее распространенных неправильных глаголов 54

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................................. 58

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................................ 58

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Цель данного грамматического справочника – помочь первокурсникам заочного отделения выполнить контрольные задания № 1 и № 2, тренировочные упражнения и тесты к ним.

Грамматический материал здесь представлен в виде таблиц, которые наглядно демонстрируют сходства и различия грамматических структур двух языков. Это дает возможность одним студентам систематизировать знания, полученные в школе, другим – ликвидировать пробелы, связанные с перерывами в учебе. Презентация грамматического материала в таком виде особенно поможет студентам, привыкшим к логическому анализу, для которых отсутствие понимания материала препятствует его усвоению. Опора в таблицах на опыт родного языка должна помочь увидеть отличия структуры английского предложения, вследствие которых возникают трудности в работе с иностранным текстом.

Общепризнанно, что главную работу по формированию смысла английского предложения выполняет глагол-сказуемое. Поэтому, если смысл предложения не понят, рекомендуется найти глагол-сказуемое
и проанализировать его характеристики. Работа с другими словами (членами предложения) будет легче.

Справочник имеет три раздела:

1-й раздел справочника отведен на презентацию глагольных форм и технику их перевода.

2-й раздел представляет имя существительное, местоимение, прилагательное и технику их перевода.

3-й раздел рассматривает особенности структуры английского предложения.

Следующие вопросы проверяют понимание и знание основных грамматических понятий, которые необходимы для выполнения контрольных работ.

 


Вопросы для самопроверки

(Ответы можно найти на страницах справочника.)

1. Что означают термины «правильные» (стандартные) и «неправильные» (нестандартные) глаголы?

2. Что означает термин «Tense»?

3. Какие четыре основные формы имеет глагол в английском языке?

4. Проспрягаете глагол to be, назовите его функции и значения.

5. Проспрягаете глагол to have, назовите его функции и значения.

6. Проспрягаете глагол to do, назовите его функции и значения.

7. На какие части речи указывает окончание -s?

8. Как найти сказуемое в предложении?

9. Как образуются видовременные глагольные формы группы Indefinite/Simple (Present, Past, Future)?

10. Как образуются видовременные глагольные формы группы Progressive (Present, Past, Future)?

11. Как образуются видовременные глагольные формы группы Perfect (Present, Past, Future)?

12. Как образуется страдательный залог?

13. Как образуются видовременные глагольные формы группы Indefinite/Simple (Present, Past, Future) в страдательном залоге?

14. Как переводится на русский язык глагол-сказуемое в страдательном залоге?

15. Назовите модальные глаголы и их эквиваленты?

16. Какие еще формы выражения долженствования Вы знаете?

17. Как образуется причастие I и II?

18. Какие функции выполняет в предложении причастие I и II?

19. Назовите определители существительного в английском языке.

20. Какой предлог обозначает направление движения к предмету?

21. Какой предлог в английском языке выражает связь между словами, равноценную родительному падежу в русском языке?

22. Что такое правило ряда? Как переводятся существительные с левыми определениями?

23. Как образуются степени сравнения одно- и двусложных прилагательных?

24. Как образуется превосходная степень многосложных прилагательных?

25. Каков порядок слов в повествовательном предложении?

26. Каков порядок слов в вопросительном предложении?

27. Каков порядок слов в отрицательном предложении?

28. Как переводятся на русский язык предложения с оборотом there is/there are?

РАЗДЕЛ 1 ГЛАГОЛ. ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗНАЧЕНИЕ

 

Глагол в английском языке имеет личные и неличные формы.

Личные формы глагола согласуются с подлежащим в лице
и числе и являются сказуемым в предложении.

She speaks English well. Она хорошо говорит

по-английски.

They speak English and German. Они говорят на английском
и немецком языках.

Неличные формы глагола по лицам и числам не различаются. Глагол неличной формы не имеет времени и не может быть самостоятельно глагольным сказуемым, являясь только его частью.

I like listening British music. Я люблю слушать британскую музыку.

We have to wait him. Мы должны его подождать.

He is listening music. Он слушает музыку.

К неличным формам глагола относится: причастие (Participle), герундий (Gerund) и инфинитив (Infinitive).

В 1-ой части справочника в таблицах 1–21 рассматриваются личные формы глагола, которые всегда в предложении в обоих языках выполняют роль сказуемого. В таблицах 1–4 сопоставляются характеристики русских и английских глаголов-сказуемых. Русский глагол имеет время, вид, залог, наклонение. В английском глаголе – те же залог, наклонение, но вид включен в систему времен Tense. Проблема
в том, что английская система глагольных времен иначе организована. Понять, как действует глагол, и научиться пользоваться им – вот основная грамматическая задача, стоящая перед студентами I курса, выполняющими контрольные работы № 1 и № 2.

Чтобы уяснить английскую систему времен, для начала необходимо:

1) знать спряжение глаголов to be и to have и их многозначность (таблица 6–9) и 4 основные формы глагола (таблица 5). Суть в том, что из личных форм глагола to be или to have и основных форм смысловых глаголов строятся предложения во всех временах;

2) уметь спрягать глаголы в разных группах времен (табли-
ца 16–18).

Успешно выполнить контрольную работу № 1 и № 2 Вам помогут тренировочные упражнения с ключами из методических рекомендаций «В помощь заочнику-первокурснику. Часть 2. Тренировочные упражнения».

Таблица 1 – Сопоставление характеристик русских и английских глаголов

Русский язык Английский язык
настоящее Время прошедшее будущее Present Past Future Tense
несовершенный Вид совершенный Indefinite (Simple) простой Continuous (Progressive) продолженный Perfect совершенный Perfect Continuous совершенно-длительный
действительный Залог страдательный Active Voice Passive
Наклонение повелительное сослагательное изъявительное Mood Imperative Mood Subjunctive Mood Indicative Mood

Таблица 2 – Характеристика глагола-сказуемого в примерах (изъявительное наклонение)

English Tense / Voice Russian
He asks a lot of questions. Present Indefinite, Active voice Он задаетмного вопросов.
He asked a lot of questions. Past Indefinite, Active voice Он задавал много вопросов.
He will ask a lot of questions. Future Indefinite, Active voice Он будет задавать много вопросов.
He has asked 5 questions today. Present Perfect, Active voice Он задал 5 вопросов сегодня.
He has been askinga lot of questions for an hour. Present Perfect Continuous, Active voice Он задавал много вопросов в течение часа.
Listen! He is asking a question. Present Continuous, Active voice Послушайте! Он задает вопрос.
He is asked a lot of questions. Present Indefinite, Passive voice Ему задают много вопросов.

Таблица 3 – Сопоставление характеристик русских и английских глаголов в примерах

Русский язык English
Время Он задает много вопросов (обычно).   Он задавал много вопросов.   Он будет задавать много вопросов. Tense He asks a lot of questions.     He asked a lot of questions.     He will ask a lot of questions.
Вид Он задавал много вопросов вчера.   Он задал сегодня 5 вопросов.   Он задает много вопросов уже час.   Послушай! Он задает вопрос. He asked a lot of questions yesterday.   He has asked 5 questions today.   He has been asking a lot of questions for an hour.   Listen! He is asking a question.
Залог Он задает много вопросов (обычно).   Ему задают много вопросов. Voice He asks a lot of questions.     He is asked a lot of questions.
Наклонение Задавайте вопросы после лекции!   Если бы у меня были вопросы, я бы спросил.   После лекции мы всегда задаем вопросы. Mood Ask question after the lecture!     If I had questions, I should ask them.   After the lecture we always ask questions.

Таблица 4 – Сопоставление русских и английских видовременных форм (действительный залог, изъявительное наклонение)

  Русский язык Tense (видо-временная форма) English
Настоящее время Present Наш институт готовит квалифицированных инженеров Present Indefinite / Simple (простые времена) Our institute trains qualified engineers (известный факт)
Present Continuous / Progressive (продолженные времена) Our institute is training qualified engineers (в настоящее время)
Present Perfect Continuous / Progressive Our institute has been training qualified engineers for last five years (в течение последних 5 лет)
Прошедшее время Past Наш институт готовил (подготовил) квалифицированных инженеров Past Indefinite/Simple Our institute trained more than a thousand qualified engineers last years (в прошлом году)
Past Continuous / Progressive Our institute was training qualified engineers for a few years (в течение нескольких лет)
Present Perfect (совершенные времена) Our institute has trained more than two hundred qualified engineers this year (в этом году)
Past Perfect Our institute had trained more than ten thousand qualified engineers by 2000 (к 2000 году)
Будущее время Future Наш институт будет готовить (подготовит) высококвалифицированных инженеров Future Indefinite / Simple Our institute will train highly qualified specialists in the near future (в ближайшем будущем)
Продолжение таблицы 4
  Русский язык Tense (видо-временная форма) English
    Future Continuous / Progressive Our institute will be training highly qualified specialists for the next years (в течение следующих лет)

 

Таблица 5 – Четыре основные формы глагола

I Форма [I] Infinitive – неопределенная форма глагола Что делать? to ask – спрашивать to write – писать
II Форма [II (ed)] Past Indefinite – Прошедшее время Что делал(и)? Что сделал(и)? asked – cпросил wrote – написал
III Форма [III (ed)] Participle II – Причастие страдательного залога Какой? asked – спрошенный written – написанный
IV Форма [I ing] Participle I – Причастие действительного залога Какой? asking – спрашивающий writing – пишущий
Примечания. 1) эти формы являются основой для образования всех видовременных форм глагола; 2) по образованию Past Indefinite и Participle II все глаголы делятся на две группы: правильные (стандартные), образующие эти формы прибавлением окончания «-ed» к основе I формы (инфинитива) глагола, и неправильные (нестандартные), образующие II и III формы путем изменения корневой гласной, конечной согласной и другими способами 3) participle I (причастие действительного залога) – форма глагола, производная от основы I формы (инфинитива) глагола прибавлением окончания «-ing».

Таблица 6 – Глагол «to be». Основные значения «быть, являться, находиться». Личные формы простой группы времен

Present Past Future Для составления предложений
Настоящее Прошедшее Будущее
I am he is she is it is we are you are they are I was he was she was it was we were you were they were I will be he will be she will be it will be we will be you will be they will be     (a) student(s) here in our group
I am not I was not I will not be Nick is a student
Are you? Was he? Will you be? He is here

Таблица 7 – Многофункциональность и многозначность глагола «to be»

Функция и значение Примеры
1. Смысловой глагол «быть», «находиться» Признак: перед существительным с предлогом или наречием The engineer is at the power plant. – Инженер находится на электростанции. He will be here in an hour. – Он будет здесь через час.
2. Глагол-связка «быть», «являться», «состоять», «заключаться». Признак: перед существительным прилагательным, инфинитивом He is an engineer. – Он инженер. His task was to finish the work in time. – Его задача состояла в том, чтобы закончить работу вовремя. They are good friends. – Они хорошие друзья.
3. Модальное значение глагола «должен», «нужно». Признак: перед инфинитивом с частицей «to» We are to come at 5 o’clock. – Мы должны прийти в 5 часов.
4. Вспомогательный глагол для образования: a) времен группы Continuous Признак: перед Participle I;   b) страдательного залога Признак: перед Participle II (не переводим)   a) They are working in the laboratory now. – Сейчас они работают в лаборатории.   b) We were invited to the concert. – Нас пригласили на концерт.

Таблица 8 – Глагол «to have». Основное значение «иметь». Личные формы в простой группе времен

Present Past Future Для состав. предложений
Настоящее Прошедшее Будущее
I have we have you have he has she has it has they have got I had we had you had he had she had it had they had I will (‘ll) have we will (‘ll) have you will (‘ll) have he will (‘ll) have she will (‘ll) have it will (‘ll) have they will (‘ll) have English books, magazines, articles
I don’t he doesn’t she doesn’t it doesn’t we don’t they don’t you don’t ИЛИ: I haven’t he hasn’t she hasn’t it hasn’t we haven’t you haven’t they haven’t   have   got I he she it we you they didn’t have I he she it we you they will not (won’t) have
Do     Does I you we they   he she it   have Did   I he she it we you they have Will   I he she it we you they have…?
                         

Таблица 9 – Многофункциональность и многозначность глагола
«to have»

Функции и значения Примеры Перевод
1. Смысловой глагол «иметь» Признак: перед существительным They have (got) a car У них есть машина (Они имеют машину).
2. Модальное значение глагола «должен», «следует», «вынужден». Признак: перед инфинитивом с частицей «to» We have to meet next week and discuss our plan. Мы должны встретиться на следующей неделе и обсудить наш план.
3. Вспомогательный глагол для образования времен группы Perfect. Признак: перед Participle II (не переводим) I have done my translation. We had passed our examination, when you came. Я уже сделал перевод. Мы сдали уже экзамены, когда вы приехали.

Таблица 10 – Глагол «to do». Личные формы в простой группе времен

Present Past Future Для составления предложений
Настоящее Прошедшее Будущее
I do he does she does it does we do you do they do I did he did she did it did we did you did they did I will do he will do she will do it will do we will do you will do they will do plan work exercises
He does not do I did not do I will not do I do my work.
Do I do? Did I do? Will I do? He does his plan.

Таблица 11 – Многофункциональность и многозначность глагола
«to do»

Функции и значения Примеры Перевод
1. Смысловой глагол «делать» Признак: перед существительным или местоимением Не does his laboratory works in the evenings. Он выполняет лабораторные работы по вечерам.

 

 

Продолжение таблицы 11
Функции и значения Примеры Перевод
2. Вспомогательный глагол для образования вопросительных и отрицательных предложений в Present и Past Indefinite. Признак: а) перед подлежащим в вопросительном предложении; б) перед «not» в отрицательном предложении Does she speak English? Did he receive a letter yesterday? She does not speak English. He did not receive a letter yesterday. Она говорит по-английски? Он получил вчера письмо? Она не говорит по-английски. Он не получал письма вчера.
3. Глагол-заместитель для замены уже употреблявшегося смыслового глагола и передачи его значений. Признак: обычно в конце предложения или в ответе на вопрос We finished our experiment earlier than they did. – Who speaks English well?   – Peter does. Мы закончили опыт раньше, чем они (закончили). – Кто говорит хорошо по-английски? – Петр (говорит).
4. Глагол для усиления значения действия. Признак: перед смысловым глаголом But I do know him.   We did finish that work yesterday. Но я же знаю его.   Мы действительно закончили эту работу вчера.

 

Таблица 12 – Группа простых времен

indefinite / SIMPLE
to ask – спрашивать, to go – идти
Present Настоящее Past Прошедшее Future Будущее
ask(s) go(es) asked went will ask will go
Действия как факт (обычные, постоянные, повторяющиеся). Выражает действия безотносительно к их продолжительности или завершенности
usually – обычно every day – каждый день often – часто seldom – редко sometimes – иногда yesterday – вчера last week – на прошлой неделе 5 days ago – 5дней назад tomorrow – завтра next week – на следующей неделе
       

Таблица 13 – Многозначность слов с окончанием «-s»

Части речи с окончанием «-s» Примеры Перевод
1. Имя существительное (noun) во множественном числе -[n]s These machine s are highly efficient. Эти машины имеют высокий коэффициент полезного действия.
2. Имя существительное (noun) в притяжательном падеже [n]’s, [n]s’ The machine’s capacity is high. Производительность этой машины высокая.
3. Глагол (verb) в 3-ем лице единственном числе. Настоящее простое время – Present Indefinite [V1]s He machine s these parts. Он подвергает механической обработке эти детали.

 

Таблица 14 – Многофункциональность окончания «-ed»

Глагольные формы с окончанием «-ed» Примеры Перевод
II форма стандартного глагола Past Indefinite / Simple/ [II(ed)]   функция сказуемого   We received valuable information last week.   Мы получили ценные сведения на прошлой неделе.
  III форма стандартного глагола в функциях:   Participle II [III(ed)]   части сказуемого   определения       They have receivedgood results today.     The results received varied with the material used.       Сегодня они получили хорошие резуль-таты.   Полученные результаты отличались в зависимости от используемого ма-териала.
Продолжение таблицы 14
Глагольные формы с окончанием «-ed» Примеры Перевод
    обстоятельства       When received the results were discussed at the meeting of the laboratory.   Когда получилирезультаты, их обсудили на заседании лаборатории.

Таблица 15 – Многофункциональность окончания «- ing»

Окончания «-ing» в частях речи и их функции в предложении Примеры Перевод
Причастие I, герундий, отглагольное существительное Подлежащее часть сказуемого обстоятельство определение Measuring voltage is a simple operation.     Be careful! He is measuringvoltage. Measuring voltage we use voltmeters.     The students measuring the voltage are in our group.   The measuring of voltage is effected by means of voltmeters. Измерение напряжения является несложной операцией.     Будьте внимательны! Он измеряет напряжение.   Измеряя напряжение, мы пользуемся вольтметром.     Студенты, измеряющие напряжение, из нашей группы.     Измерение напряжения выполняется при помощи вольтметра.
       

Таблица 16 – Таблица видовременных форм в примерах (на примере стандартного глагола to prepare)

  Simple/ Indefinite Tenses Progressive/ Continuous Tenses Perfect Tenses Perfect Progressive Tenses
Залог Время Active Active Active Active
Present настоящее I prepare the solution regularly. Я регулярно готовлю этот раствор.   I(s) I am preparing the solution. Я готовлю раствор (сейчас). am is I(ing) are I have prepared the solution. Я приготовил раствор (уже).   has have III(ed) I have been preparing the solution for 2 hours. Я готовлю этот раствор уже 2 часа. has been I(ing) have
Past прошедшее I prepared the solution yesterday. Я приготовил раствор вчера.     II(ed) I was preparing the solution when you came. Я готовил раствор, когда вы пришли. was I(ing) were I had prepared the solution before you came. Я приготовил раствор до того, как вы пришли.   had III(ed)   I had been preparingthe solution for 2 hours when you came. Я готовил этот раствор уже 2 часа, когда вы пришли. had been I(ing)
Future будущее I will prepare the solution tomorrow. Я приготовлю этот раствор завтра. will I I will be preparing the solution for 2 hours. Я буду готовить раствор 2 часа. will be I(ing) I will have prepared the solution before you come. Я приготовлю раствор до того, как вы придёте.   l will have III(ed) I will have been preparing the solution for 2 hours when you come. Я буду готовить раствор уже 2 часа до того, как вы придёте. will have been I(ing)

Продолжение таблицы 16

Present настоящее Simple / Indefinite Tenses Progressive / Continuous Tenses Perfect Tenses
Passive Passive Passive
The solutions are prepared regularly. Эти растворы готовятся регулярно.   am is III(ed) are The solution is being prepared. Этот раствор готовится сейчас.   am is being III(ed) are The solution has been prepared. Раствор приготовлен (уже).   has been III(ed) have
Past прошедшее The solution was prepared yesterday. Раствор был приготовлен вчера.     was III(ed) were The solution was being prepared when you came. Раствор готовили, когда вы пришли.   was being III(ed) were The solution had been prepared before you came. Раствор был приготовлен до того, как вы пришли   had been III(ed)
Future будущее The solution will be prepared tomorrow. Раствор будет приготовлен завтра.   will be III(ed) The solution will have been prepared before you come. Раствор будет приготовлен до того, как вы придёте will have been III(ed)


Таблица 17 – Сводная таблица употребления видовременных форм (на примере нестандартного глагола to write – писать)

Вид-группа Залог Present настоящее Past прошедшее Future будущее Основные случаи употребления
Simple/Indefinite – простое действие Active I write letters every week. Я пишуписьма каждую неделю. I(s) I wrote this letter yesterday. Я писалэто письмо вчера. II(ed) I will write thе letter tomorrow. Я буду писатьэто письмо завтра. will I Действие относится к настоящему, прошедшему или будущему времени без уточнения условий или характера его протекания
Passive The letters are written by him every week. Письма пишутсяим каждую неделю. am is III(ed) are This letter was written yesterday. Письмо написаливчера. was were III(ed) This letter will be written tomorrow. Письмо напишутзавтра.   will be III(ed)
Progressive/Continuous – длящееся действие Active I am writing a letter now Я пишуписьмо сейчас. am is I(ing) are At 5 o'clock I was writing a letter. Я писалписьмо в 5 часов. was were I(ing) At 5 o'clock I will be writing a letter. Я буду писать письмо в 5 часов. will be I(ing)   Действие длилось, длится или будет длиться в указанный момент в прошлом, настоящем или будущем
Passive A letter is being written by him now. Письмо пишетсяим сейчас.   Am is being III(ed) are This letter was being written at 5 o'clock. Это письмо писалив 5 часов   Was being III(еd) were
             

Продолжение таблицы 17

    Present настоящее Past прошедшее Future будущее Основные случаи употребления
Perfect – совершенное действие Active I have written a letter. Я написал письмо.     Has III(ed) Have By 9 o'clock yesterday I had written all my letters. Вчера к 9 часам я написал все свои пись-ма. had III(ed) By 7 o'clock tomorrow I will have written all my letters. Завтра к 7 часам я напишу все свои письма. will have III(ed) Действие закончено к какому-то определенному моменту в настоящем, прошедшем или будущем времени
Passive The letter has been written. Письмо написали.   Has been III(ed) Have By 9 o'clock all my letters had been written. К 9 часам все мои письма написали.     had been III(ed) By 9 o'clock tomorrow all my letters will have been written. Завтра к 9 часам все мои письма будут написаны. will have been III(ed)
Perfect Continuous Active I have been writing an article for an hour. Я пишу статью уже час.   Has beenI(ing) Have I had been writing an article for an hour when you came. Я писал статью уже час, когда ты при-шел.   had been I(ing) If you come at 7, I will have been writing an article for an hour by that time. Если ты придешь в 7, я буду писать статью уже час к этому времени. will have been I(ing) Действие началось в прошлом и продолжается вплоть до какого-то момента в настоящем, прошлом или бу-дущем вре-мени
Passive

Таблица 18 – Сводная таблица употребления видовременных форм (изъявительное наклонение)

Active voice [to ask – спрашивать, просить ] – действительный залог
Indefinite / Simple Continuous / Progressive
to ask to be asking
Present Past Future Present Past Future
ask(s) Do you ask? Does he ask? asked Did you ask? You didn’t ask? will ask am is asking are was asking were will be asking
Употребление
Действие как факт (обычное, постоянное, повторяющееся) Действие как процесс (незаконченное, длящееся)
Индикаторы 1) Индикаторы 2)
usually every day often seldom sometimes yesterday 5 days ago last week last year in 1998 tomorrow next week in 2099 now 1. at 4 o’clock, from 6 o’clock till 7 o’clock 2. другое действие
Перевод
Глагол несовершенного вида Глагол несовершенного вида
спрашивает спросил спросит спрашивает спрашивал будет спрашивать
Passive voice [to be asked] – страдательный залог
to be asked to be being asked
am is asked are was asked were willbe asked am is being are asked was being asked were
                         

индикаторы (часто помогают в определении видовременной формы)

1) usually – обычно yesterday – вчера tomorrow – завтра
every day – каждый день 5 days ago – 5 дней назад next week – на следующей неделе
often – часто last week – на прошлой неделе in ten years – через десять лет
seldom – редко last year – в прошлом году  
sometimes – иногда in 1998 – в 1998 году  
2) now – сейчас at 4 o’clock – в 4 часа  
from 6 o’clock till 7 o’clock – с 6 до 7 часов

Продолжение таблицы 18

Active voice [to ask – спрашивать, просить ] – действительный залог
Perfect (совершенные) Perfect Continuous / Progressive
to have asked to have been asking
Present Past Future Present Past Future
have asked has   had asked will have asked has been asking had been asking will have been asking
Употребление
Действие, предшествующее моменту в прошлом, настоящем или будущем и связанное с этим моментом результатом Действие, начавшееся в прошлом и продолжающееся вплоть до какого-нибудь момента
Индикаторы 3) Индикаторы 4)
today this week already ever, never just, not yet recently lately 1. by 4 o’clock   2. другое действие   for since since when recently lately     for     for
Перевод
Глагол совершенного вида Глагол несовершенного вида
прошедшим временем спросит спрашивае т спрашивал будет спрашивать
спросил спросил предпрошедшее
Passive voice [to be asked] – страдательный залог
to have been asked  
have been has asked had been asked will have been asked   –
                   

индикаторы (часто помогают в определении видовременной формы)

3) today – сегодня by 4 o’clock – к 4 часам 4) for – в течение
this week – на этой неделе since – с, с тех пор
already – уже   since when – с тех пор как
ever, never – когда-либо, никогда  
just – только что    
not yet – еще нет    
recently – недавно    
lately – недавно, за последнее время  

Страдательный залог (Passive voice)

В английском языке глагол имеет два залога: действительный залог (Active Voice) и страдательный залог (Passive Voice).

Залог – это форма глагола, выражающая отношение подлежащего к сказуемому.

Действительный залог (Active Voice) показывает, что лицо или предмет, обозначенный подлежащим, выполняет действие, обозначенное сказуемым. (1 2)

Chemists make many experiments.

Химики проводят много опытов.

Modern computers process results of the experiments.

Современные компьютеры обрабатывают результаты опытов.

 

Страдательный залог (Passive Voice) показывает, что лицо или предмет, обозначенный подлежащим, испытывает на себе действие, обозначенное сказуемым. (1 2)

Students are asked many questions at the classes.

Студентам задают много вопросов на занятиях.

Many experiments are made in our laboratory.

Много опытов проводится в нашей лаборатории.

 

Действующий предмет при пассивной конструкции может упоминаться и не упоминаться. При упоминании действующий предмет выражен дополнением с предлогом «by».

The computers are used by our students in the work.

Компьютеры используются нашими студентами в работе.

Наши студенты используют компьютеры в работе.

 

Способы перевода Passive Voice на русский язык

 

1. Глаголом с частицей «- ся, -сь».

The material was tested. – Материал испытывался.

2. Связкой «быть» со страдательным причастием.

The material was tested. – Материал был испытан.

3. Глаголом в 3 лице множественного числа.

The material was tested. – Материал испытывали.

Более подробно об особенностях и трудностях перевода глаголов в страдательном залоге смотрите в таблице 21.

Таблица 19 – Образование страдательного залога (Passive Voice)

Вспомогательный глагол Смысловой глагол Пример
Глаголto be в соответствующем времени, лице и числе am was is were will be are Participle II – III форма глагола This method is used… – Этот метод используется… The machine was produced… – Машина была изготовлена…
Примечание. Временная форма сказуемого определяется по вспомогательному глаголу.

 

Таблица 20 – Образование страдательного залога (Passive Voice)
для всех видовременных форм в примерах

Группа Indefinite Continuous Perfect
Время
Present The material is tested. Материал испытывается (обычно). The material is being tested. Материал испытывается (сейчас). The material has been tested. Материал был испытан (уже).
Past The material was tested. Материал был испытан. The material was being tested. Материал испытывался. The material had been tested. Материал был испытан.
Future The material will be tested. Материал будет испытан. The material will have been tested. Материал будет испытан.

 

Таблица 21 – Трудности перевода предложений со сказуемым
в Passive Voice

  Особенность Пример
  Подлежащее английского предложения соответствует косвенному (беспредложному) дополнению в русском предложении и переводится существительным в любом падеже, кроме именительного а) He was given an interesting task. Ему дали интересное задание. b) He was given an interesting task by the teacher. Учитель дал ему интересное задание.  
  За сказуемым в страдательном залоге стоит предлог, относящийся к подлежащему   This film is much spoken about. Об этом фильме много говорят.
  Глагол-сказуемое английского предложения требует прямого (беспредложного) дополнения, в то время как соответствующий русский глагол требует предложного дополнения   а) Your question will be answered later. На ваш вопрос ответят позднее. b) The first space flight was followed by many others. За первым космическим полётом последовало много других.
  Сказуемое в страдательном залоге стоит после местоимения «it», являющегося формальным подлежащим It is expected that the delegation will come in a few days. Ожидается, что делегация прибудет через несколько дней.    

 

Продолжение таблицы 21

 

Способы перевода Характерные глаголы
а) Неопределённо-личным предложением; б) Предложением в действительном залоге при указании действующего лица или предмета с предлогом “ by ”; причём последнее становится подлежащим русского предложения To give – давать To show – показывать To tell – сказать To offer – предлагать To promise – обещать И другие, требующие после себя и прямое и косвенное дополнение (кому?)
Предлог переносится при переводе в начало предложения перед подлежащим To speak about (of) – говорить о... To refer to – ссылаться на… To send for – посылать за… To act on – действовать на… и др.
Требуемый по смыслу русский предлог при переводе английского предложения ставится в начало предложения перед подлежащим To answer – отвечать на… To affect – воздействовать на… To follow – следовать за… To influence – влиять на…
Безличным или неопределённо-личным предложением It is known – известно It is said – говорят It is reported – сообщается It is believed – полагают It is considered – считают и др.

 

 

Таблица 22 – Модальные глаголы и их синонимы

Модальные глаголы Can (could) Может (мог) Must Должен May (might) Может (мог бы)
Синонимы To be able to… To have to… To be to… To be allowed to…
Present Indefinite/ Simple He can run the distance. – He is able to run the distance. Он может пробежать это расстояние. You must takepart in this work. – You have to take part in this work. Вы должны принять участие в этой работе. The students may take the examination ahead of time. The students are allowed to takethe examination ahead of time. Студенты могут (им разрешается) сдать экзамен досрочно.
Past Indefinite/ Simple He could run the distance. He was able to run the distance. Он мог пробежать это расстояние. You had to take part in this work. Вы должны были принятьучастие в этой работе. The students were allowed to take the examination ahead of time. Студенты могли(им разрешили) сдать экзамен досрочно.
Future Indefinite/ Simple He will be ableto run the distance. Он сможет пробежать это расстояние. You will have to take part in this work. Вы должны будете принять участие в этой работе. The students will be allowed to take the examination ahead of time. Студенты смогут (им разрешат) сдать экзамен досрочно.
Примечание. to be allowed to… – синоним глагола may только в значении разрешения

Таблица 23 – Выражение долженствования

Глагол Значение Примеры
Must Должен, нужно, необходимо The letter mustbe sent today. Письмо нужно отослать сегодня.
To have to… В личной форме (have, has, had …) Должен, вынужден, приходится I have totake a tram as I live far from the plant. Я должен (мне приходится) ездить трамваем, т.к. я живу далеко от завода.
To be to В личной форме (am, is, was …) Должен (согласно договорённости, плану) The meeting is to begin at 5 o’clock. Собрание должноначаться в 5 часов.
Should Должен, следует, следовало бы (моральный долг, совет) You shouldconsult a doctor. Вам следует посоветоваться с врачом.
Ought to То же They ought to have come earlier. Им следовало бы прийти пораньше.
Примечание. Данную конструкцию не следует смешивать с конструкцией «to be + infinitive», где «to be» – глагол-связка. My aim is to study English. – Моя цель – изучать английский.

Таблица 24 – Формы причастия

Глагольные формы Active Passive
Participle I asking – спрашивающий, спросивший, спрашивая being asked – спрашиваемый, когда (его, ее и т.д.) спрашивают
Participle II asked – спрошенный, спрашиваемый
Perfect Participle having asked – спросив having been asked – (будучи) спрошен, когда (его, ее и т.д.) спросили

Таблица 25 – Функции и перевод Причастия I (V1ing) в предложении

Фун-кция Место Пример Перевод
часть сказуемого 1 is* V1 ing (*is, am, are, was, were, will be) This plant is equipping the shops with new machine tools. Этот завод обеспечивает цеха новым оборудованием. глаголом в личной форме
определение а) V1 ing n   б) n V1 ing The boiling water changes into steam. Кипящая вода превращается в пар. The man delivering the lecture is our professor. Человек, читающий эту лекцию, наш профессор. или: Человек, который читает эту лекцию, наш профессор. 1) причастием действительного залога,   2) определи- тельным придаточным предложением
обстоятельство а) времени (when) V1 ing …1 2 … 1 2 3 V1 ing … б) образа действия V1 ing …1 2 … 1 2 3 V1 ing … в) причины 1 2 3 V1 ing … V1 ing …1 2 3 While repairing these parts he developed great skill. Ремонтируя эти детали, он проявил большое мастерство. или: При ремонте этих деталей он проявил большое мастерство.   He could repair these parts using a special device. Он смог отремонтировать эти части, применяя специальный инструмент.     Being built in a new way, modern houses are more comfortable. Так как современные дома строятся по-новому, они более удобные. 1) деепричастием или деепричастным оборотом,     2) при + существительное,   3) придаточным предложением

Таблица 26 – Многозначность глагольных форм с окончанием «-ed»

Окончание «-ed» имеют Примеры Перевод
Past Indefinite / Simple / [Il (-ed)] II форма стандартного глагола функция сказуемого We receivedvaluable information last week. Мы получили ценные сведения на прошлой неделе.
Participle II [Ill (-ed)] III форма стандартного глагола в функциях: определения обстоятельства части сказуемого   The results receivedvaried with the material used.     When received the results were discussed at the meeting of the laboratory.     They have received good results today.   Полученные результаты различались в зависимости от используемого материала.     Когда получили результаты, их обсудили на заседании лаборатории.     Сегодня они получили хорошие результаты.

 

Таблица 27 – Gerund (герундий). Формы герундия

  Active Passive Особенности перевода
Indefinite     Perfect Heating     Having Heated* being heated     having been heated Сложные формы герундия переводятся не дословно, а придаточным предложением с союзами: что; то, что; о том, что и т.д.

Таблица 28 – Функции и перевод герундия в предложении

Функция в предложении Примеры Переводится
Подлежащее Reading is useful. Чтение (читать) полезно. Their having made some additional experiments once again proved their theory. То, что они сделали несколько дополнительных опытов, ещё раз подтвердило их теорию 1) существительным; 2) инфинитивом; 3) придаточным предложением с союзом «то, что» («что»)
Часть сказуемого His hobby is reading. Его любимое занятие – чтение (читать) 1) существительным; 2) инфинитивом
Дополнение I like reading. Я люблю чтение (читать). I didn’t know about your having read the letter. Я не знал, что вы прочли это письмо. 1) существительным; 2) инфинитивом; 3) придаточным предложением с союзом «о том, что»
Определение а) перед определяемым словом; б) после определяемого слова с предлогом «of» A reading hall. Читальный зал (зал для чтения). Everybody realizes the use of reading. Всем понятна польза чтения. Прилагательным или существительным в косвенном падеже
Обстоятельство с предлогами in In reading a foreign text he never uses a dictionary. Читая (при чтении) иностранные тексты, о

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.042 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал