![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет социальной психологии . Совместная деятельность .
Социальнаяпсихология– область психологии, изучающаяпсихологические явления и закономерности поведения и деятельностилюдей, обусловленные включением их в социальные группы, а так жепсихологические характеристик самих этих групп. Объектом социальнойпсихологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человекув них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями. Социально-психологическиефакторы – это наблюдаемые или фиксируемые проявлениясоциально-психологической реальности. Они оказывают влияние на всепсихологические проявления индивида: его восприятие, мышление, память, воображение, эмоции и волю. Социально-психологическиезакономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимостисоциально-психических явлений. Социально-психологическиемеханизмы – механизмы, с помощью которых совершается действиезакономерностей, и происходят переходы от причины к следствию. Задачи социальнойпсихологии: 1) продолжениеуглубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальнойпсихологии во взаимодействии с другими науками; 2) содержательныйпересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимисясоциальными условиями в нашей стране; 3) исследованиеновых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4) социально-психологическиеисследования изменений в массовом сознании, общественных настроенияхи общественном мнении; 5) анализвозрастания роли социальной психологии в условиях реформированияобщества; 6) взаимодействиесоциальной психологии с прикладной и практической психологией; 7) обеспечениевзаимосвязи отечественной социальной психологии с различныминаправлениями зарубежной социальной психологии. В социальной психологииразличаюттеоретическую и практическую части. Содержание взаимодействия, его смысловую нагрузку раскрывают как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то. Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело. Обычно выделяют три модели совместной деятельности: 1. совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других); 2. совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым); 3. совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими). Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга. Можно назвать основные признаки совместной деятельности: · наличие общих целей для участников взаимодействия (совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимые частично); · совместная деятельность целесообразна в том случае, когда заранее ставятся осознанные цели; · участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь стимул работать вместе, то есть следует сформировать общую мотивацию для достижения цели; · необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупностью действий, операций и их распределением между участниками взаимодействия; · объединение (или совмещение) индивидуальных дальностей, которое понимается как образование целостности совместной деятельности и содействия возникновению взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками этой деятельности; · согласованные, координированные выполнения распределенных и объединенных индивидуальных дальностей всех участников; · необходимость в управлении (включая самоуправление) - потребность, внутренне присуща совместной деятельности; · наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности; · единое пространственно-временное функционирование участников взаимодействия.
|