Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии.






Основные черты олигополии.

Олигополия - это рыночная ситуация, при которой несколько крупных фирм преобладают на рынке.

Основные черты олигополии:

1. В отрасли присутствует две или несколько крупных фирм (обычно до 10).

2. Продукция может быть как однородной, так и дифференцированной.

3. Вход в отрасль ограничен высокими барьерами.

4. Фирмы контролируют цену.

 

Особенности олигополии состоит в том, что действия фирм взаимосвязаны, т.е. поведение (стратегия) одной фирмы влияет на поведение другой. Поэтому цена и объём устанавливаются в результате взаимодействия конкурентов (фирм), и их предположений относительно реакции (поведения) других фирм.

По характеру взаимодействия различают:

последовательную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника;

одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия конкурентов.

По степени взаимозависимости олигополистов различают:

некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру;

кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.

 

Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии.

 

Последовательная игра:

1. лидерство по объему выпуска (модель Штакельберга)

2. лидерство в ценообразовании (модель остаточного спроса)

Одновременная игра:

3. одновременной установление цены (модель Бертрана)

4. одновременное установление объёма выпуска (модель Курно)

 

В модели Штакельберга рассматриваются две фирмы. Одна из них – лидер, другая – последователь. Фирма – последователь стремится к максимизации прибыли, считая выпуск другой фирмы заданным.

Основным инструментом в модели являются: кривые реагирования (кривые реакции) и изопрофиты.

Функции реакции показывают те объёмы выпуска каждой фирмы, которые приносят ей максимальные значения прибыли при заданном выпуске соперника (другой фирмы)

QB = f(QA) – функция реакции, которая показывает какой объем выпуска будет поставлять на рынок один олигополист при каждом заданном объеме продукции, поставляемом другим олигополистом.

Линия равной прибыли – изопрофита.

Условием равновесия является равенство: MR = MC и соответствует точке касания самой низкой из возможных изопрофит фирмы лидера с линией реакции фирмы – последователя.

Фирма – лидер выбирает объем выпуска, максимизирующий его прибыль, а фирма последователь выбирает свой объём выпуска, исходя из отраслевого (QB = QO - QA)

 

 

QB A

 
 


Е

 
 


B

QA

Рис. 6.1 Равновесие в модели Штакельберга

Модель лидерства в ценообразовании:

Ценовое лидерство возникает в том случае, когда на рынке действует фирма, обладающая преимуществами перед своими конкурентами (качество продукции, издержки). Механизм ценового лидерства состоит в том, что фирма-лидер устанавливает рыночную цену на продукт, а остальные фирмы (последователи) следуют за лидером, принимая его цену как заданную.

Зная рыночный спрос и предложение своих последователей, фирма – лидер определяет свой спрос как разность между отраслевым спросом и предложением своих конкурентов – остаточный спрос. Кривая остаточного спроса фирмы-лидера находится путем горизонтального вычитания совокупного предложения фирм конкурентного окружения из совокупного спроса отрасли (DL(P) = D (P) – S (P)). Лидер устанавливает цену, а другие фирмы (последователь) выбирает объем выпуска, исходя из этой цены. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-лидер должна прогнозировать поведение фирм. Для фирмы последователя – цена лидера – заданная величина, поэтому фирму последователя рассматривают как конкурентную фирму и Р=МС.

Модель одновременной установление цены предполагают наличие ценового взаимодействия фирм на олигополистическом рынке. Каждая фирма устанавливает свою цену. Модель основана на том, что фирма принимает решение об объёме выпуска, исходя из предположения, что фирма-конкурент не изменит цену. В результате устанавливается цена, которая соответствует условию Р = МС

 

Модель Курно предполагает, что на рынке только две фирмы. Каждая фирма предполагает, что цена и объём производства неизменны, а затем принимает решение по объёму производства. Равновесие в модели показывается с помощью кривых реакций. Точка равновесия – это точка пересечения кривых реакций.

Равновесие по Курно является равновесием по Нэшу.

Равновесие по Нэшу – это такое равновесие, когда ни одно предприятие не хочет изменить своего поведения в одностороннем порядке, поскольку он оказывается наилучшим.

Равновесие по Курно является стабильным, т.е. способно к самовосстановлению в случае нарушения по внешним причинам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал