Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация концертного творчества






 

В определении эстрадного искусства царит разнобой. Его называют и разновидностью, и родом, и видом, и типом. Но чаще всего и довольно давно употребляется по отношению к концертной эстраде понятие жанр.

Концертные формы эстрады – это часть концертного творчества, наиболее легко воспринимаемая, обладающая броской формой, во многом развлекательная, которая ответвляется от общей массы не на родовом, а только на жанровом уровне. Как серьезные филармонические, так и эстрадные жанры существуют внутри каждого из родов – речевого, вокального, хореографического и др.

Речевой род – синтез словесного (литературного) материала с актерским искусством. Жанровое многообразие велико: это исполнение рассказа, сказки, лирического монолога, фельетона, интермедии, лирического стихотворения, басни и т.д.

Инструментальный род. В его основе написанные композиторами сочинения, которые лишь в синтезе с исполнителем и публичным восприятием обретают свою жизнь. Жанров исполняемой инструментальной музыки немало. Это различные танцевальные формы, элегии, ноктюрны, этюды, симфонии, юморески, прелюдии и др. К эстрадным жанрам следует отнести легкую (легко воспринимаемую – мелодичную и ритмичную) танцевальную музыку.

Вокальный род соединил четыре компонента – музыку, слово, пение и актерское искусство. Все компоненты равным образом важны. Вокальный род тоже расчленяется на множество жанровых категорий – исполнение романса, песни, кантаты.

На практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два основных вида: филармонические и эстрадные. Наиболее распространенной, если не сказать основной, традиционной формой эстрадного концерта является сборный концерт, программа которого состоит из совокупности номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.).

В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сборный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего «шоу». В основе любого из них лежит набор номеров различных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности «праздничных театрализованных концертов».

Варьете – постоянное концертное действо, составленное из номеров разнообразных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развлечение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или ресторане. Конечно, такое действо, не говоря уже об эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено.

Кабаре – это тоже сборная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой развлекать сидящую за столиками публику. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практически стерлись.

Шоу – яркая, эмоционально насыщенная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками, построенная на стремительном сценическом действии. В шоу обязательно должна участвовать хотя бы одна эстрадная «звезда».

Мюзик-холльное представление – своеобразное, постановочно - яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение–зрелище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерических картин, насыщенное эстрадно-цирковыми аттракционами; эта программа, в которой значительное место занимает оркестр, это яркие, броские костюмы исполнителей, блеск красок, игра света и теней, сценические эффекты и т.д.

Итак, ход истории привел к формированию особого типа синтетического искусства, которое можно наименовать концертным творчеством. Это искусство малых синтетических соединений, которые проявляют себя в концертном номере. Концертное творчество обладает именно ему присущими признаками, свойствами, особенностями, которые естественно распространяются и на эстрадные жанры.

Нельзя исследовать эстрадное искусство без понимания общих законов концертного творчества.

 

 

II. ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ КОНЦЕРТНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

1. Концертный номер – основа эстрадного искусства

Номер - это отдельное, завершенное композиционно, уравновешенное во всех частях, законченное небольшое, сценическое произведение (со своей завязкой, кульминацией и развязкой), выступление одного или нескольких актеров, выраженное средствами определенного вида искусства: драмы, музыки, хореографии, художественного слова, пантомимы, цирка и т.д. и оставляющее у зрителей (слушателей) целостное впечатление. Именно в нем через созданный артистом художественный образ выявляется мастерство и индивидуальность исполнителя.

Название " номер" имеет любопытнее происхождение. Вот что рассказывает об этом один из крупнейших мастеров русской эстрады Н.П.Смирнов-Сокольский: "... Вы знаете, что такое номер?.. Это самый обыкновенный номер, номер, написанный крупными арабскими цифрами на картоне. Во всех дореволюционных эстрадных театрах сбоку сцены была такая деревянная рамка., в которую из-за кулис выставлялся номер, скажем, четыре. Зрители смотрели программу - там было напечатано: " Номер четыре - Смирнов-Сокольский". Все ясно, все просто, недорого и портативно. И главное, никаких дискуссий, никаких споров о выходе очередного исполнителя, за кулисами объявлялось: " Второй номер, ваш выход", " третий номер, ваш выход" и т.д. После чего на эстраде выставлялся соответствующий номер. Так понятие " номер" родилось по чисто организационным причинам. В дальнейшем им стали пользоваться для определения жанра: " Мой номер вокальный, а мой - разговорный" и т.п1.

Позднее из-за главенствующей роли номера среди эстрадников стало бытовать выражение: " Его величество - Номер!», что подчеркивает тем самым его определяющее значение в эстрадном искусстве.

" Единица искусства эстрады" - эстрадный номер, как сказал М.Г.Смирнов - Сокольский, - " Его Величество Номер". Совокупность эстрадных номеров, организованных определенным образом есть эстрадным спектаклем. Эстрадное зрелище может быть эстрадным концертом, эстрадной спектаклем, эстрадным осмотром (ревю, шоу).

В чем сущность эстрадной специфики, какие требования она предъявляет к исполнителю? Что необходимо для создания эстрадного номера?

Эстрадный номер основан на тесном контакте исполнителя со зрителями, открытом общении с ними и по возможности привлечения зрителей к активному действию.

В основе искусства эстрады, в основе эстрадного номера лежит особая природа отношений, отношений со зрителями, актер всегда обращается непосредственно к зрителям.

Требование, которое предъявляем к эстрадному номеру: он должен быть максимально приближенным к сегодняшнему дню. Эстрада - искусство злободневное, оно говорит о том, что нас волнует, радует и милует сегодня.

Эстрадный номер не может быть растянутым во времени - как правило, его продолжительность 3-15 мин. Поэтому эстрадный номер - это прежде всего четкий сюжет, хорошо продуманная композиция, острая кульминация, конечно авторская позиция и точные акценты. Здесь нет распространенных, глубоких психологических характеристик, развернутых фабульных ходов, большого количества действующих лиц.

Эстрадный номер должен быть доходчивым, легким для восприятия его решающие средства могут быть даже гротескными, подчеркивая основную идею. Да, безусловно, он выполняет и развлекательную функцию, но во всех случаях эстрадный номер должен быть источником социального оптимизма, вызывать положительные эмоции, нести удовольствие и радость.

Одна из важных требований к концертному номеру - это высокая концентрация содержания и мастерство исполнения. Материал должен быть завершенним по содержанию.

Предназначены для концерта (эстрадного осмотра) отрывки, фрагменты, сцены должны обязательно иметь сюжетность, определенную драматургию.

Не следует забывать еще об одном: качество материала предназначенного для выполнения - это новизна.

Темперамент и склад характера, своеобразие языковых или локальных данных, сценическое обаяние - все эти качества актера заставят трижды знакомый материал звучать по особенному.

Эстрадная программа, как правило, состоит из отдельных номеров, исполнители которых концентрируют на себе все внимание зрителей. Итак, повышенные требования к мастерству актера и в репертуар в концертных выступлениях естественные и закономерны.

Итак, первое – номер, есть завершенное драматургическое и сценическое произведение. (Понимая под этим и музыкальность, и драматургию, и хореографию и т.д.). Его совершенство зависит от степени мастерства и таланта, как драматурга, так и режиссера, а главное - исполнителя.

Второе - номер является основной художественной единицей эстрадного творчества, которому свойственны: кратковременность, спресованность действия, особенность общения (отсутствие " четвертой стены", зритель - партнер), импровизационный характер исполнения, концентрированность художественных выразительных средств, содействующих яркому выявлению творческой индивидуальности актера.

Третье - основная форма бытия номера - эстрадный концерт, театрализованное представление, концертно-зрелищная программа.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал