Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы УкраиныСтр 1 из 48Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ Украина - суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство, в котором права человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека, их гарантии составляют содержание и цели государства. Украина, как государство, отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства[1]. Выполнение указанных задач возложено на все государственные органы и общественные организации. Вместе с тем, среди государственных органов имеются и такие, которые создаются в основном для охраны, защиты прав граждан, т.е. осуществления правоохранительной деятельности. Эти органы комплектуются разносторонне подготовленными специалистами-правоведами, обладающими познаниями и в других областях. В их распоряжении необходимые материально-технические средства, деятельность детально и всесторонне законодательно регламентирована. Все это позволяет обеспечивать оперативность, обоснованность, законность и справедливость принимаемых этими органами мер по охране прав человека. В ст. 2 Закона Украины «О государственной защите работников суда» дан перечень правоохранительных органов Украины. Это прежде всего органы: прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы и др., осуществляющие правоприменительные и правоохранительные функции. Важное место среди них занимают судебные органы. Именно правосудию принадлежит ведущее и наиболее ответственное место в охране права. Учебник «Судебные и правоохранительные органы Украины» написан в соответствии с учебной программой, с учетом изменений в законодательстве Украины и ведомственном правовом регулировании в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Значительная часть книги посвящена судебной системе Украины и задачам, которые стоят перед ней. Цель предлагаемой книги - помочь слушателям высших учебных заведений МВД Украины и студентам юридических вузов и факультетов в изучении дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», получить системное представление об их задачах, функциях и основных направлениях деятельности. Учебный материал в виде отдельных лекций издавался редакционно-издательским отделом Университета внутренних дел в течение ряда лет. Авторы благодарят всех, кто принимал участие в улучшении структуры, стиля, композиции книги. Учебник, который Вы, читатели, держите в руках, подготовлен на кафедре управления в органах внутренних дел Университета внутренних дел доктором юридических наук, профессором A.M. Бандуркой, кандидатом юридических наук, доцентом А.К. Бессмертным, кандидатом юридических наук Е.А. Бессмертным, В.И. Иваненко и А.С. Тяпкиным. ГЛАВА I Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы Украины Наряду с государственными органами, решающими задачи текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и т.п., имеются и такие, которые создаются только, или главным образом, для охраны, защиты права, т.е. осуществления деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование - правоохранительная деятельность. Этот вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К мерам такого рода можно отнести меры государственного принуждения и взыскания. Например, лицу, совершившему преступление, может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, предусмотренная законом; если причиняется ущерб имуществу, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если не выполняется обязательство по заключенному договору, скажем об изготовлении какого-либо изделия, то возможно применение имущественной санкции; если лицо управляло автомашиной в нетрезвом виде, то его могут лишить водительских прав и т.д. По действующему законодательству, среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике. Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия, должны строго соответствовать закону или иным правовым предписаниям; только они допускают применение конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, прибегающий к такой мере, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от 3 до 7 минимальных необлагаемых налогом зарплат, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах. Характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Все случаи принятия решений о применении или неприменении юридических мер воздействия законом проходят по конкретным правилам. Эти правила подлежат неукоснительному соблюдению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным. Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности есть и то, что ее осуществление возлагается, прежде всего, на специально создаваемые государственные органы. Эти органы комплектуются соответствующим образом подготовленными специалистами. Организация и деятельность этих органов детально и всесторонне законодательно регламентирована. С учетом сказанного, можно дать определение правоохранительной деятельности - это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка. В целом основные задачи правоохранительной деятельности состоят в охране закрепленного Конституцией Украины общественного строя, его экономической и политической системы, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, а равно в укреплении правового государства, законности и правопорядка. Особое место среди основных задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и основных свобод человека, его жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества. По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Она включает в себя несколько конкретных направлений, каждое из которых имеет свои специфические задачи и реализуется тоже своими, присущими только ему методами. К числу таких направлений (функций) относятся: прокурорский надзор, предварительное расследование уголовных дел, защита по уголовным делам и оказание иной юридической помощи, охрана общественного порядка и безопасности граждан, борьба с преступностью, а также некоторые другие. Необходимо особо отметить, что основным в этой деятельности является правосудие. Именно судебным органам принадлежит ведущее и наиболее ответственное место в охране прав и свобод граждан. Другие направления в значительной мере подчинены целям и задачам правосудия, призваны содействовать его успешному осуществлению, а нередко и подконтрольны ему. В будущем должно произойти дальнейшее существенное повышение роли правосудия в процессе построения правового государства, в котором существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная[2]. Для осуществления названных направлений (функций) правоохранительной деятельности создаются конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. Правоохранительными органами принято называть функционирующие в обществе и государстве учреждения и организации, основной задачей деятельности которых является обеспечение законности, борьбы с преступностью и другими правонарушениями. До недавнего времени в учебной и научной юридической литературе круг этих органов не всегда определялся единообразно. К их числу относили лишь суды, органы прокуратуры, внутренних дел и юстиции, государственного арбитража. В Законе Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.93 г. в ст. 2 дан перечень правоохранительных органов Украины. Это органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы осуществляющие правоприменительные и правоохранительные функции. И этот перечень не полный, т. к. не учтены государственные органы и общественные объединения, которые в той или иной степени также осуществляют правоохранительные функции. К ним следует отнести: органы и учреждения юстиции (Министерство юстиции, нотариат, отделы регистрации актов гражданского состояния). Национальную гвардию Украины, Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Совет национальной безопасности и обороны Украины, адвокатуру и др. Рассматривая систему судебных и правоохранительных органов следует вкратце остановиться на задачах, которые стоят перед ними: Конституционный Суд Украины призван обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции Украины, охрану конституционных прав и свобод личности, официальное толкование Конституции Украины и законов. Суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом - охраняют от посягательств общественный строй, его экономическую и политическую систему; социально-экономические, политические и личные права граждан. Арбитражные суды Украины - защищают права и охраняемые законом интересы участников хозяйственных правоотношений. Содействуют укреплению законности в этой сфере, разрешают хозяйственные споры и вносят предложения о совершенствовании правового регулирования хозяйственной деятельности. Прокуратура Украины - основными задачами являются защита от неправомерных посягательств, закрепленных Конституцией Украины, независимости государства, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований; гарантированных Конституцией и др. Законами социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; основ демократического устройства, государственной власти, правового статуса местных Советов, органов территориального общественного самоуправления. Задачами Министерства юстиции Украины являются: защита прав и законных интересов граждан, кодификация и систематизация законодательства, разработка проектов актов законодательства, оказание юридической помощи населению; организационное обеспечение деятельности судов. Министерство внутренних дел выполняет задачи по обеспечению личной безопасности граждан, защите их прав и свобод, законных интересов; предупреждению и пресечению правонарушений; охране и обеспечению общественного порядка; выявлению и раскрытию преступлений, розыску преступников; обеспечению дорожного движения; защите собственности от преступных посягательств; исполнению уголовных наказаний. Служба безопасности Украины выполняет задачи по защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб. Адвокатура Украины. Основными задачами являются защита прав, свобод, а также представление законных интересов граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказание им иной юридической помощи. Вышеперечисленные правоохранительные органы, естественно, выполняют свои задачи не изолировано, а во взаимодействии друг с другом, а равно с другими государственными учреждениями, трудовыми коллективами, объединениями граждан. Из общей массы многочисленных объединений граждан и органов общественного самоуправления, существующих в нашем государстве, в рамках учебной дисциплины «Судебные и правоохранительные органы», специальное внимание уделяется таким общественным организациям, основной целью которых является содействие успешному осуществлению правоохранительной деятельности. Ведущее место среди них занимает адвокатура с ее адвокатскими конторами, объединениями, коллегиями адвокатов. Значительная роль адвокатуры состоит в содействии выполнению задач правосудия[3]. К общественным организациям, оказывающим помощь в судебной и правоохранительной деятельности, относятся: товарищеские суды, добровольные народные дружины, наблюдательные комиссии.
|