Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация взаимодействия следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел
Главными задачами по взаимодействию следственных подразделений с другими службами органов внутренних дел являются: - предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; - привлечение к установленной законом ответственности лиц, которые их совершили, а также возмещение причиненных ими убытков; - совместная деятельность по розыску преступников. Ответственность за организацию взаимодействия возлагается на начальников следственного подразделения и органа внутренних дел. С целью раскрытия и расследования преступлений следователи и органы дознания немедленно и взаимно информируют друг друга о преступлениях, которые стали им известны с заявлений и сообщений. Организуют одновременное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Своевременно задействуют патрульные наряды, ГАИ, участковых инспекторов милиции, силы и средства других служб ОВД для установления и задержания преступников. Взаимно обмениваются текущей информацией, совместно используют технику, средства связи, транспорт, возможности автоматизированных и оперативно-справочных учетов, которые находятся в распоряжении ОВД. Для обеспечения неотложного реагирования на сообщения о преступлениях, при дежурной части ОВД на каждые сутки организуются в необходимом и достаточном количестве следственно-оперативные группы в составе следователя, оперуполномоченного, эксперта-криминалиста, кинолога, участкового инспектора. Организация выезда на место происшествия, его охрана, обеспечение следственно-оперативной группы транспортом, средствами связи и криминалистической техникой, сбор предварительной информации о преступлениях возлагается на оперативного дежурного органа внутренних дел. Он несет персональную ответственность за своевременность и обоснованность направления следственно-оперативной группы на место происшествия. Прибыв на место происшествия, следователь организует работу следственно-оперативной группы с целью выявления, изъятия и закрепления в соответствии с действующим законодательством следов преступления, установления потерпевших, очевидцев и свидетелей. Он несет персональную ответственность за качество осмотра. Совместно с членами следственно-оперативной группы рассматривает собранные материалы, изъятые вещественные доказательства и полученную информацию, на основании которых планирует и использует неотложные меры по раскрытию преступления. Дает поручения и указания работникам уголовного розыска и других служб милиции на проведение розыскных мероприятий. С учетом данных, полученных в результате неотложных мер, следовать вместе с оперуполномоченным, экспертом-криминалистом другими работниками дознания, разрабатывает план совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков. Контроль за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и практическую помощь в их исполнении оказывают начальники следственного и оперативного подразделений, а также начальник органа дознания. По делам о нераскрытых преступлениях, следователь, оперативные работники и эксперты отчитываются об исполнении запланированных мероприятий перед начальниками соответствующих подразделений. В случае необходимости, они могут отчитываться одновременно, в том числе и перед начальником органа дознания. Реализация оперативных материалов с возбуждением уголовного дела может быть осуществлена как следователем, так и органом дознания. Однако во всех случаях возбуждения уголовного дела должно предшествовать совместное их рассмотрение руководителями органа дознания и следственного подразделения, разработка согласованного плана скоординированных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Материалы проверки о хищении государственного либо общественного имущества, как правило, до возбуждения уголовного дела совместно обсуждаются и им дается оценка следователем и оперативным уполномоченным ГСБЭП, а в необходимых случаях и их руководителями. В целях раскрытия и расследования хищений в крупных, особо крупных размерах, других тяжких преступлений, когда это связано с выполнением значительного объема следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, по решению руководителей органа дознания и следственного подразделения могут создаваться следственно-оперативные группы. Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию по делу о преступлении, которое расследуется следователем, либо иные факты преступной деятельности подозреваемых (обвиняемых) по этому же делу, своевременно знакомит с ней следователя и принимает меры к недопущению разглашения источников и способов их получения. Следователь и оперативный работник обеспечивают объективную проверку и реализацию этой информации в процессе расследования дела, несут ответственность за разглашение источников и способов ее получения. Для обеспечения результативности оперативных мер следователь по просьбе оперативного работника может ознакомить его с материалами уголовного дела. Оперуполномоченный несет ответственность за разглашение без разрешения следователя материалов следствия. В случае когда обвиняемый скрылся от следствия, следователь своевременно передает работникам уголовного розыска, дежурной части и другим подразделениям дознания необходимые материалы об объявлении розыска. Во время проведения розыска обвиняемого следователь, а также задействованные в связи с этим работники органа дознания взаимно обмениваются информацией в части розыска лица и места возможного его нахождения. Контрольные вопросы 1. Определите понятие предварительного расследования и перечислите задачи, стоящие перед ним. 2. Дайте общую характеристику дознания. 3. Назовите органы дознания и основные их полномочия. 4. Перечислите виды производства дознания по уголовному делу. 5. В чем заключаются отличительные особенности понятия органа дознания и лицо производящее дознание? 6. Каковы особенности производства дознания по протокольной форме досудебной подготовки материалов? 7. Определите понятие предварительного следствия и перечислите задачи стоящие перед ним. 8. Перечислите виды следственных аппаратов. 9. Какова компетенция органов предварительного следствия? 10. Изложите задачи стоящие перед органами предварительного следствия. 11. Перечислите следственные подразделения в системе МВД Украины и определите их структуру. 12. В каких направлениях осуществляется взаимодействие следственных подразделений системы МВД Украины с другими службами органов внутренних дел?
|