Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фрагмент и цикл как типы худ. ед-ва
Термин фрагмент употребляется по крайней мере в двух значениях: 1) отрывок из литературного произведения (часть текста), 2) литературный жанр, характеризующийся, с одной стороны, внешней незаконченностью, с другой, — качеством художественной целостности и внутренней завершенности. Слово «фрагмент» прочно закрепилось и за отрывками текстов, составившими внушительный фонд литературы древности. В той или иной степени фрагментарны элегии Архилоха, стихотворения Анакреона. Неполнота и фрагментарность сохранившихся для читателей-потомков литературных произведений античности, раннего и позднего Средневековья способствовали появлению множества мистификаций. Как самостоятельный жанр фрагмент получает распространение и теоретическое обоснование в эпоху романтизма. «Многие произведения древних стали фрагментами. Многие произведения нового времени — фрагменты с самого начала», — писал Ф. Шлегель. Представления романтиков о мировом универсуме и всеобщей взаимосвязанности явлений как «частичек» бытия, о свободе творчества и близости художника к жизненной правде способствовали признанию и упрочению этого жанра. Характерный пример — творчество Новалиса (псевдоним Ф. фон Гарденберга). Все свои произведения Новалис предназначал для одной грандиозной книги, своего рода новой Библии в стихах и прозе, причем прозе и научной, и художественной. Поэтому у Новалиса нет законченных произведений. «Генрих фон Офтердинген» (роман Новалиса) представляет собой особый жанр фрагмента, незаконченность которого входила в замысел автора. Однако произведение можно считать целостным, с точки зрения читателя. Как жанр фрагмент самодостаточен. По мнению Ф. Шлегеля, фрагмент, словно маленькое произведение искусства, «должен совершенно обособляться от окружающего мира и замыкаться в себе, подобно ежу». Все же наиболее полно раскрываются выразительные возможности фрагмента, когда он входит в некий контекст. Таким контекстом может быть жанровая традиция. В литературном фрагменте как бы идеально воплощается идея бесконечности и разнообразия мира. В то же время чтение такого текста предельно обостряет восприятие этого мира как «неполного», что побуждает сотворчески «восстанавливать» связи части и целого. Фрагмент пассивно отражает стихийность бытия и воспринимается как принципиально открытая стилистическая конструкция: поп finite В стихотворении Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу...» последний стих фактически оборван: «Стоит широко дуб над важными гробами, /Колеблясь и шумя...». В сознании читателя возникает мысль о вечности и глубине жизни, о таинственной связи явлений, недоступной человеку как смертному существу. Подобная отрывочность (фрагментарность) литературных произведений, а также связанная с ней недоговоренность особенно присущи лирике. Представление о лирическом произведении как отрывке иногда намеренно манифестируется самими поэтами: «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Осень» А. С. Пушкина (оба стихотворения имеют подзаголовок: отрывок). Фрагментарность (в широком смысле) лирических произведений в немалой степени способствует их объединению поэтами в целостные художественные ансамбли, их циклизации: «Цветы зла» Ш. Бодлера, «Стихотворения в прозе» И. Тургенева, «Тайны ремесла» А. Ахматовой и др. Понятие литературного фрагмента соседствует с понятием художественной миниатюры, вообще малого жанра, например афоризма. Яркими примерами могут служить «Фрагменты апокрифического Евангелия» X. Л. Борхеса или «Опавшие листья» В. В. Розанова. Близки к фрагментам твердые формы восточной поэзии, например японские танка или хокку. Однако по-своему фрагментарными могут быть и крупные произведения различных жанров: поэмы, повести, романы, а также такие художественные образования, как стихотворные и прозаические циклы, сборники и «книги». К их числу относятся роман Э. Т. А Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра», «Русские ночи» В. Ф. Одоевского, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «сборные» книги X. Л. Борхеса, роман А. И. Солженицына «В круге первом». Фрагментарность, состоящая в том, что в произведении соединяются элементы реальности, в обычном представлении разительно отдаленные друг от друга, органично сочетается с монтажной композицией. Нередко истоки фрагментарности высказывания — в спонтанности художественной рефлексии, обращенной на самого субъекта творчества. Фрагмент как литературный жанр может подчеркивать гротескность повествования. Стройное изложение событий внезапно прерывается, что может быть мотивировано, например, порчей, пропажей рукописи. Так, в повести Гоголя «Иван Федорович и его тетушка» читатель знакомится только с первой частью произведения, вторая пропала по вине безграмотной старухи, растаскавшей половину «тетрадки» на «пироги». В литературе постмодернизма фрагментарность часто становится важнейшим принципом композиции и сочетается с увлечением интертекстуальностью. Так, небольшой рассказ В. Пелевина «Реконструктор» вмещает в себя множество реминисценций из самых разных текстов (Евангелие, «Римские деяния», народные сказки: жития Преподобных Петра и Февронии, сочинения Гоголя, Гофмана, Достоевского и др.). Интертекстуальные мотивы усиливают впечатление фрагментарности повествования. *** Под литературным циклом (греч.: kyklos — круг, колесо) обычно понимается группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющая собой художественное целое. Литературный цикл распространен во всех родах словесно-художественного творчества («Снежная маска» Блока, «Маленькие трагедии» Пушкина, «В поисках утраченного времени» М. Пруста) и исторически является одной из главных форм художественной циклизации (объединения) произведений наряду с другими ее формами: сборником, антологией, книгой стихов и т. п. Первые серьезные попытки осмысления природы циклизации в лирике принадлежат самим творцам поэзии, впервые осознавшим это явление как новое качество словесно-художественного творчества, в России — В. Брюсову, А. Белому, А. Блоку. Согласно концепции А. Белого, цикл призван «облегчить» доступ читателя к целому; отдельное стихотворение мыслилось не как самостоятельное, но как часть целого. Художественный образ мира создавался поэтами рубежа веков не столько отдельными произведениями (текстами), сколько «ансамблями» произведений (контекстами), поэтому в ходу были не только малые, но и большие формы лирического творчества: лирический цикл, лирическая поэма, книга стихов. Таким образом, лирический цикл понимался поэтами рубежа веков как целостность, равная «большому стихотворению», состоящему из отдельных частей. Не удивительно поэтому, что в творческой практике поэтов той поры встречались попытки прямого отождествления цикла с жанрами большой эпической или лиро-эпической формы. Существует предположение, что цикл «Снежная маска» Блок первоначально намеревался назвать поэмой, а поэму «Двенадцать» — циклом2. Итак, в конце XIX — начале XX в. понятия цикл и циклизация прочно входят в литературно-критическое сознание. Под лирическим циклом стала подразумеваться такая совокупность взаимосвязанных между собой стихотворений, которая была способна воплотить целостный взгляд на мир («поэму души», «поэтическую идеологию», «роман» или «трактат» в стихах), выразить художественную волю автора. Новейшие исследователи склонны рассматривать лирический цикл как «новый жанр, стоящий где-то между тематической подборкой стихотворений и поэмой, как «авторский контекст», в котором «единство стихотворений обусловлено уже авторским замыслом», в котором «отношения между отдельным стихотворением и циклом можно рассматривать как отношения между элементом и системой». К числу обязательных признаков цикла относятся также авторское заглавие и устойчивость текста в нескольких изданиях. Сложной проблемой является целостность художественного цикла. Вопрос можно поставить так: следует ли считать цикл таким образованием, которое по своим внутренним свойствам приближается к самостоятельному литературному произведению, а отдельные произведения, входящие в цикл, значимы только как части целого? Ответить на него утвердительно или отрицательно невозможно по той причине, что циклические образования разнокачественны. Одни циклы близки к целостным произведениям (например, у Блока), другие представляют собой более свободные объединения («Последняя любовь» Н. Заболоцкого). Все же есть разница между целостностью любого цикла и отдельного произведения. Целостность цикла, как правило, вторична по своему происхождению и создается как бы на основе первичной целостности составляющих его произведений — при условии сохранения последней. Получается своеобразная двухмерность цикла: относительное равновесие частей (отдельных произведений) и целого (всего цикла). Очевидно, цикл близок к синтетическим жанрам, где взаимодействуют различные жанровые начала, скажем, «поэмное» и «романное». Отсюда вытекает подчас непредсказуемый художественный эффект (по сравнению с произведениями, выдержанными в одной жанровой традиции). В эпических циклах такая целостность нередко возникает благодаря сквозному метасюжету, который в отдельно взятом произведении выявляется недостаточно четко. Так, в последовательности произведений, входящих в «Повести Белкина» Пушкина, выстраивается метасюжет, связанный с взаимодействием противоположных начал: мужского и женского, русского и иностранного, моцартианского и сальерианского, сакрального и инфернального, в конечном счете, живого и мертвого, как проявления онтологически глубокого всеединства бытия. Значение цикла также превышает сумму значений составляющих его элементов, а множество отдельных лирических произведений в цикле имеет значение не складывания, но объединения.
|