Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История греческой художественной керамики. Краткий обзор.






Критская керамика 2 тыс донэ Эпоха расцвета Критской дворцовой культуры. Она повлияла на развитие культуры и искусства всех соседних регионов. Киклады стали зоной влияния и материковая зона – микенская культура. Принято говорить о крито-микенской культуре.

В период старых дворцов (с 2000-1750) расцвет мастеров. От этого периода сохранились вазы. Стиль Камарес (место на склоне горы Иды. Она богата пещерами. Там найдены впервые образцы этого стиля). Форма сосуда округлая и мягкая по очертанию. Ручки почти сливаются с туловом вазы.

Характер росписи: Фон всегда темный (черный, темно коричневый) На него богатый полихромный узор наносться (3 краски, кроме черного – белая, пурпурная и желтая) При этом у вазописцев неистощимый запас декоративных элементов. Есть геометрические элементы – спирали, зигзаги, но наряду с этой геометрией проникаю элементы растительной органики – отдельные листья, розетки (схем. изобр. розы). цветы лилий. Но это не натурализм. Сохраняется баланс между натурализмом и декором. Элементы живой природы здесь выполянют сугубо декоративную роль (т.е. мастер н рисует живую природу, они выполняю роль орнамента). Но мастеру здесь скучно, ему этого мало, он стремится создать узор не мертвый а живой. Отсюда легкий пожвижный ристунок. Ощущение волны. Декор как будто бы обтекает вазу. Стиль противоречив. Омертвление природы и оживление мертвой схемы. Бузукаризненен по своему декоративному совершенству. Однако он все же прикладное и орнаментальное искусство. Появление прир. элементов означали что скоро произойдет переворот.

Эпоха новых дворцов. На месте старых, после землетрясения (1700). В этот период случился этот прорыв. Рождение нового стиля не сразу произошло. Поначалу оно отодвигается на второй план. На первый – фресковая живопись. Игры с быками. Фреска из Кносса. Первые образцы выглядят убого. Появляются изображения стилизованные цветов и водорослей. Активно используется лабрис (двойной топор) – культовая функция. С этого момента знак критового искусства. По-началу цветы рисуются робко. Но это именно цветы – а не элемент декоративный. Это начало – критского натурализма (критский флоральный стиль). Вскоре новый взлет – критский морской стиль. Расцвет 16в донэ. На него оказало мощное влияние фресковая живопись. Основные формы сосуда – ойнохойи. Одна ручка, со сливом удобным для вина. Характерный тип сосудов. Округлая ваза на подобие флиги. Перекличка с Камаресом по форме. Ритоны – воронкообразные сосуды. Амфоры.

Хар-р росписей. – темный рисунок на светлом фоне. Характерны натуралистические изображения мор. животных и растений.. Осьминоги, каракатицы, рыбы. Отд. части тела часто схематизированы, мастер точно передает движение.

Орнамент постепенно уступает место изобр. искусству. Вырожд. живопись в морской стиль не проникло изобр. человека.

ок. 1450г – изверж вулкана на о. Сантарин (Ферра). Мощное извержение. Ударная волна ушла на Крит, огромное кол-во пепла. Крит утратил былое могущество.

Следующий удар на Крит – влияние с сев. греков-ахейцев. Они начали экспансию – завоевание.Критская культура под сев. влиянием.

Дворцовый стиль появляется. Лучшие образцы в дворцах. Отход от натурализма. Болльшие вазы, морские мотивы сохран-ся, но превр. в декоратив. орнамент.

1380г. гибель Кносского дворца от рук ахейцев. После этого – фактически прекращается развитие критской живописи. Все, что произв. – уже часть Микенской културы.

Микенская (элладская) керамика. 2-3 тыс. эпоха поздней бронзы.

07.03.14

 

Эти тексты очень односторонние. Хоз. отчетность.

1)Кикладская культура – бесписьменная. 3тыс. донэ. Письмо А – не дешифровано

2)Минойская культура. Письменная. Письмо А – не дешифровано. ничего сказать не может.

3)Греческая. Микенская или Ахейская. Элладская. Элладская культура в 3 тыс. донэ. То есть раньше, чем пришли сюда греки. Писм. Культура глин. таблички. Архивы на Крите и в Пилосе. Артур Эванс (таблички). Отправился на Крит и нашел цив. Там архив нашел их. Второй архив в Пилосе. Раскопан американцами. Написан на том же языке. Есть надписи на сосудах. Линейное письмо Б. Оно было заимствовано у критян (из письма А).

Элладская – потому что базир. на материке Эллада. Само понятие культуры шире.

В то время, когда на Крите был расцвет морской живописи (16-сер15вв донэ) До взрыва. В материковой Греции – сильнейшее влияние Крита. Тоже изображения осьминогов. На Крите – живой осьминог. Импрессионистский стиль. В Греции – мертвый осьминог. Все щупальца в порядке расположены. Другая цель. Дальнейшее развитие направления приводят почти к полной геометризации. Особенно явно в «эпоху катастроф» 12в. Катастрофа Микенской цивилизации. Множественное число – потому что много центров и в течение столетия множество ударов. В этот период в вазовой микенской живописи возобладали 2 стиля – «узкий» или «тесный» стиль. И амбарный стиль.

Роспись становится примитивной в худ отношении. Сосуды этого стиля – высокий уровень в техническом смысле. Качество обжига глины. Качество замеса (сама глина). Тонкие и очень крепкие стены сосудов. Прочность красок. Краска не отваливается.

Особый тип ваз еще на Крите 15в – псевдоамфоры со стременными ручками. (15-13вв). Артур Эванс в Кноссе нашел. В основном культовая принадлежность. Позднее для утилитарных целей – хранения и транспортировка продуктов. Широкое распространение и в микенское время.

Ручки соединяют с плечиками вазы – ложное закрытое горло сосуда. Это горло выполняет формальную роль. Функциональную роль выполняет узкое горло рядом. Превращение главного слива в ложное. Объяснить невозможно. Разные гипотезы. Якобы связаны с двумя началами. Эти сосуды в большинстве своем находятся в могилах. Микенцы любили полосатую керамику. Разнообразные. Нет двух одинаковых росписей. Формы тоже разные. Лак разбавляется с разной интенсивность (чаще всего оранжево-красный, иногда вообще черный блестящий тон). Очень гармонизирует с самой формой сосудов. Причем однообразие полос нарушается введением дополнительных мелких узоров (тонкие линии, зигзаги, точки). Лак хорошо сочетается со светлой глиной (светло кремовато-песочная глина). Схематичное подобие папируса. Огруглые формы.

Килик – двуручные кубки на высокой ножке. (для питья вина). 14-13вв. Появилась на востоке. Интересный вид сосуда. Трехчастная форма сосуда. Структура как у мирового дерева. Корни – это основание, затем ствол – ножка. Крона дерева – сама чаша. С Востока этот тип сосуда проникает в Эгэиду в 3 тыс. Использовались на ритуальных пирах. Подавляющее большинство вообще не расписано. Было очень качественно сделано, и большинство не имеют росписи. Они использовались вероятно один раз, и после этого разбивали. Это гипотеза. Их найдено не мало и в Критских и Микенских дворцах. В малом Кносском дворце особенно манго нашли. В Пилосском нашли, на кухне там нашли осколки свыше 2000 тыс. кубков.

Декор очень прост. Полосатое основание с ножкой Фигурная зона основной чаши. Орнамент очень скромен и схематичен. Используются фрагменты критских морских и растительных образов. Очень скупо и схематично в высшей степени. Стилизированные образы. Основание, ручка венчик покрыт лаком. Фигурная роспись только верхней части. Папирусы изображались анти натурально (в микенском стиле). Декор строг и устойчив. Хорошо согласуется с формой чаши. Микенский мотив – стрельчатый балдахин. Возник еще в 15в. Кроме стрельчатого еще есть и небесные завитки (рядом с ручками спадают). Декор очень ажурный и прозрачный.

Человек не встречается на Критских. В Микенах бывает. Процессия воинов. Для микенской живописи характерна воинственность и напряженность.

Элладо-левантийский стиль. Там люди.

В самой конце этой эпохи к к12в. Вырождаются в субмикенский стиль. В хуж отношении никакого новшества. Роспись примитивна. Без выдумки и придумок. Многие сосуды вообще не окрашиваются, либо в один цвет. Например, черный. Либо несколькими линиями. Заверш. эпоха критской ваз. живописи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал