Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте характеристику английского сентиментализма 18 века на примре работ Л. Стерна и Г. Филдинга.






 

СТЕРН ЛОРЕНС (1713 — 1768) Ирландия— известный английский писатель XVIII века, один из основоположников литературного сентиментализма и его центральная фигура, священник, мемуарист и общественный деятель: известен более по романам «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».

Сентиментализм мощной волной прокатился по Европе в 20 – 80 гг. XVIII столетия. Родиной его была Англия. Имя ему дал Лоренс Стерн, назвав свое путешествие по Франции «сентиментальным», показав читателю своеобразное «странствие сердца». Однако культ чувства, аффектацию духовного страдания, поэзию слез узаконил до него в литературе, в искусстве, а потом и в жизни Ричардсон.

Писатели-сентименталисты внесли в литературу свой весомый вклад. Их творчество существенно отличалось от произведений классицистов, патетическая трагедия которых воспевала по преимуществу героя и героическое. Выдающиеся люди, выдающиеся события, выдающиеся страсти – вот материал, из которого строился трагедийный сюжет. Сентименталисты же обратились к людям простым, гонимым, угнетенным, слабым. В их героях нет ничего примечательного. Страдания их не дивят, не потрясают, но трогают. Словом, на смену возвышенному и величественному, что было у классицистов, сентименталисты принесли в литературу трогательное.

Классицисты не замечали природы; в произведениях сентименталистов природа заняла почетное место. Созерцание ее красот, мирное общение с нею простых, незлобивых людей – вот идеал сентименталистов.

В Англии произведения сентименталистов сочетали в себе критику социальных несправедливостей с проповедью незлобивости, идеализмом, мистикой и пессимизмом («Векфильдский священник», «Покинутая деревня» Голдсмита, «Ночные думы» Юнга и др.).

Особенности литературы сентиментализма:

• Литература демократична: интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам

• Отход от классицизма

• Отказ от рационализма

• Литература не касается великих потрясений и битв, судьбоносных для народов событий, а обращается к будничному быту простых людей, ничем не примечательных, кроме силы своих переживаний

• Художнику предоставляется свобода воображения и выражения, не требуя от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных произведений.

• Способность к критическому суждению и чувствительное сердце выступают двумя сторонами единого интеллектуального инструмента, который помогал литераторам 18 в. вырабатывать новый взгляд на человека.

Эстетические принципы:

• Преобладание чувства над рассудком помогает в нравственном развитии человека и в постижении им прекрасного (сенсуализм). Причем для становления человеческого характера необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции.

• Провозглашение «культа чувств». Стремление показать богатство эмоций и их роль в формировании личности

• Высокая эмоциональность и одновременно простота выражения. Переживая с героями их беды, читатель становится от этого чище и лучше

• Прославление жизни на лоне природы, утверждение гибельности городской цивилизации (мирная, идиллическая деревенская обстановка выше суетной и испорченной городской)

• Культ человеческого сердца, простоты, естественности

• Повышенное внимание к внутреннему миру, переживаниям

• Моральные ценности указывают путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца.

• Внешний мир природы созвучен и сопричастен с миром души человека

• Человек не столько носитель разумного волевого начала, сколько средоточие лучших природных качеств, заложенных в его сердце

• Выводится категория «трогательного» (в противовес возвышенному началу классицизма)

 

Однако на позднем этапе сентиментализма английские писатели уже хорошо осознают, что человека невозможно изменить с помощью одной лишь чувствительности. И тогда в их произведениях возникают картины борьбы человеческих страстей, изображаются противоречивые чувства, возникают портреты героев со сложным внутренним миром, в котором высокие нравственные качества не всегда берут верх над низменными побуждениями. Именно поэтому литературе позднего сентиментализма присущи не только чувствительность и мягкий юмор, но подчас и скептическая усмешка.

В первый период развития английского сентиментализма основными произведениями являлись лирические. Они служили наиболее подходящим способом для выражения эмоций и чувств личности. В ярких чувственных образах они рисовали эмоциональные порывы, вариации настроений.

Наиболее характерный герой поэзии сентименталистов — это человек, близкий к природе, ее восторженный почитатель. Поэты воспевают одиночество человека, оставшегося наедине с собой, когда он перед лицом Бога размышляет о своих деяниях и прославляет красоту окружающей природы. Очень часто лирическим героем сентиментальной поэзии оказывается юноша-стихотворец.

Еще одна тема поэзии сентиментализма, неотъемлемая от первой, — суетность жизни, кратковременность ее радостей и постоянство печалей. Герой размышляет о бренности всего живого. Скорбь по ушедшим смешивается со светлой грустью воспоминаний о них. Произведения о смерти и бренности всего земного получают название «кладбищенской поэзии».

Наиболее часто поэты-сентименталисты пишут в жанре элегии. Торжественные оды и дидактические поэмы более не привлекают их.

 

«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»

Семь лет Стерн работал над романом «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», который так и остался незаконченным. Но Стерн публиковал его между 1760 и 1767 гг. по частям, первоначально в Йорке, потом, когда роман уже завоевал славу, в Лондоне. Уже первый роман Стерна был необычайно причудлив. Автор собирается рассказать в нем о жизни Тристрама Шенди, но к концу 9 тома Тристрам достигает возраста только 5 лет. Начав повествование с обстоятельств, при которых Тристрам был зачат, Стерн затем постоянно отвлекается. Среди целого моря лирических отступлений, бесед с читателями, остроумных замечаний, неоконченных посторонних историй, перед нами возникают образы двух братьев Шенди, Уолтера и Тоби, отца и дяди Тристрама. Именно они оказываются главными героями романа, носителями лучших человеческих качеств, как их представляет себе Стерн. Рядом с ними предстает их ближайшее окружение - упрямая супруга Уолтера, лукавая вдовушка Уодмен, покорившая сердце дяди Тоби, постоянные посетители дома: доктор Слоп и пастор Йорик, и слуга Тоби капрал Трим. В этом крошечном мирке вращаются скромные незаметные люди, случаются события, иногда смешные, а иногда и трагические (смерть Роберта, старшего брата Тристрама), высказываются мысли и суждения иногда нелепые, а иногда поражающие своей глубиной. Это копия большой жизни и в то же время своеобразное, намеренное ее преломление.

Особенности романа:

• Нетрадиционный принцип композиции романа, частые отсупления, время многослойно

• Роман имеет форму мыслительного процесса

• Многогранность романа, фрагментарность

• Главный герой постоянно занимается самоанализом и анализом человеческой природы

• Жанр – просветительский семейно-бытовой роман

• «Роман-игра», игра со словами, автор постоянно использует скрытый намёк = сочетание чувствительности и сатиры, пародия на просветительство и заумные поучения

• Центральное место в повествовании занимает мировосприятие человека и его взаимоотношения с другими людьми

• Важнее не поступки персонажей, а причины, побудившие их к этим поступкам

• Важна роль чувств во всех событиях, их непосредственность и сиюминутность

• Естественное право человека на все радости бытия

• Тема «конька» - любимого увлечения, чудачества или странности

Творчество Стерна получило широкий отклик за пределами Англии, оказав большое влияние на европейскую литературу, в частности на литературу Германии и России. Одним из примеров такого влияния могут служить «Письма русского путешественника» Карамзина (1801). Отклики на творчество Стерна встречаются у Пушкина и Гоголя, у многих русских авторов второй половины XIX столетия.

 

«Сентиментальное путешествие»

Более стройно «Sentimental journey through France and Italy» (Лондон, 1768), написанное Стерном после действительно совершенного им путешествия: это сочинение, по которому получило название «сентиментальное» направление в литературе, представляет собой изображение любовных похождений путешественника, чередующееся с изложением волнующих его чувств. Кроме того, Стерн издал много томов «Sermons» (1760 и след.) После его смерти вышли его «Letters to his most intimate friends» (1775) и переписка его с Элизой (Елизаветой Дрэнер) — дамой, с которой Стерн долгое время находился в близких отношениях.

Еще в «Тристраме Шенди» действовал пастор Йорик, друг семейства Шенди, ироничный и добросердечный, малопохожий на традиционный тип английского пастора. Он вместе с автором издевается над ученым богословом Футаторием. В то же время он добр, чувствителен, порывист. Безусловно, это автобиорафический образ. Стерн объясняет шекспировское имя пастора тем, что он- отдаленный потомок того шута, над черепом которого грустил Гамлет. Это имя не случайно: в нем сочетается представление о едкой и веселой насмешке с представлением о бренности и смерти- сочетание, характерное для сентиментализма. «Poor Yorik!»-слова Гамлета над черепом шута- Стерн превращает в надпись на могиле пастора Йорика. Эти два слова приобрели потом особую популярность среди сентименталистов и романтиков. Недаром Ленский произносит их на могиле старика Ларина.

 

Генри Филдинг (1707–1754) был одним из самых значительных писателей века Просвещения, подлинным демократом и гуманистом, основоположником реалистического романа. Писательскую деятельность он начал с драматургии и публицистики (Филдинг – драматург создал 27 произведений для театра). Драматургическая деятельность писателя была прекращена введением правительственного закона о театральной цензуре от 1737 г. Пьесы Филдинга отличались воинствующим демократизмом и прогрессивной политической настроенностью. Они подрывали общественные устои, содержали нападки на правительство, законы, религию, священнослужителей и министров. Театр Филдинга был поставлен на службу общественному прогрессу.

Однако широкую писательскую известность принесли Филдингу именно романы. Благодаря этому писателю роман стал законченным и полноценным жанром. В его произведениях фабула имеет единую композиционную линию, каждый персонаж разработан логически и все они взаимосвязаны. Теоретические воззрения на этот жанр автор выражал в предисловиях к своим сочинениям, во вступительных главах, в отступлениях. Роман он именовал «комическим эпосом в прозе», потому что в нем широко и многогранно изображалась действительность. Сложные судьбы его персонажей отражали разнообразие жизни. Романы Филдинга – уже не плутовские, они – не о приключениях, а о человеке; характеры и обстоятельства развиваются в логической последовательности. Писатель создает новый характер: он не смешивает в одном лице добрые и злые черты, а показывает, почему один и тот же человек может быть и хорошим и злым. Филдинг в романах воплощал комизм характера, а не комизм положений; его юмор связан с просветительской мудростью и имеет важное значение – это главное средство борьбы с лицемерием и ложью.

Филдинг пристально следил за развитием английского романа и принимал далеко не все, что создавалось в английской литературе. В частности, он много полемизировал со своим современником Сэмюэлем Ричардсоном (1698–1761). В XVIII ст. Ричардсон был самым популярным писателем, другие многому учились у него; но потом за ним утвердилась слава романиста многословного и скучного, и постепенно его незаслуженно забыли. Но именно Ричардсон был создателем семейного романа. Первое его произведение – «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740) – посвящено несокрушимой добродетели девушки-служанки. Покоренный ее моральной стойкостью и незлобивостью, аристократ мистер Б. женится на Памеле. Стойкость героини вознаграждена: в романе торжествует здравый смысл и трезвая мещанская мораль. Писатель защищает свободу чувства вне зависимости от социального положения влюбленных. «Кларисса Гарлоу, или История молодой девушки» (1748) посвящена трагической судьбе девушки из богатой буржуазной семьи, поводом к несчастью которой послужили причины внешние, социальные (неожиданное наследство, ненависть родни) и внутренние (ее любовь к красавцу аристократу Ловласу). Психологизм романа заключается в противопоставлении, противоборстве двух мировоззрений: Ловласа и Клариссы. Ловлас оказался самым удавшимся образом. В романе подробно повествуется о жизни большого города, о жизни семейной, рисуются английские правы. В «Сэре Чарльзе Грандиссоне» (1753) Ричардсон стремился изобразить идеал порядочного человека, джентльмена. На деле же Грандиссон олицетворял мелкобуржуазные пуританские добродетели, чинные и благонамеренные.

Ричардсон предпочитал роман эпистолярный, который давал возможность вести повествование правдиво и достоверно, глубоко проникать во внутренний мир человека. Особый интерес он испытывал к человеческой природе. Глубокий психолог, Ричардсон изучал специфику человеческих переживаний, добродетелей и пороков. Ему было свойственно рациональное пуританское морализирование. Филдинг не принимал благочестивого морализирования Ричардсона, а в его героях видел не живых людей, а ходячее воплощение добродетели и порока. Поэтому свой второй роман «История приключений Джозефа Эндруса и его друга мистера Абраама Адамса» (1742) он пишет как пародию на только что вышедшую и нашумевшую «Памелу». Герой романа Джозеф – это воображаемый брат Памелы, который тоже Находится в услужении и подвергается таким же посягательствам на свою добродетель. Но роман Филдинга перерос рамки пародии и стал глубоко новаторским сочинением: в нем изображена стихия частной жизни, многочисленные и разнообразные характеры. Главным в романе стало изучение человека и основ его морали. Стремясь определить сущность человеческой натуры, Филдинг приходит к выводу, что основным природным инстинктом человека является естественная доброта. Но большой знаток жизни, Филдинг увидел отличие «естественной» морали от морали, принятой в современном ему обществе. Он захотел освободить личность от внешнего авторитета, от принятых условностей. Писатель заявляет, что моральная ценность человека не зависит от его социального происхождения или богатства, она связана с естественной добротой – морален тот, кто сумел сохранить эту дарованную природой доброту. В романе противопоставляются добрые порывы простых, искренних людей и лицемерие и черствость буржуа и дворян, К числу первых относится пастор Адаме, полунищий деревенский священник, человек нелепый и смешной, совсем не приспособленный к жизни. Но он воплощение честности, искренности, верности своим идеалам.

Пастор Адамс – это английский Дон Кихот (Филдинг очень любил Сервантеса и неоднократно обращался к его творчеству). Пастор Адаме – один из первых чудаков в английской литературе. Его чудачества не просто частное отклонение от человеческой нормы, они – условие, залог его человечности. Создание автором такого образа свидетельствовало о его утрате веры в просветительские иллюзии.

 

Шедевром Филдинга, воплотившим новаторские принципы, стал роман «История Тома Джонса, найденыша» (1749). Вводные теоретико-эстетические главы стали подлинным манифестом писателя. Задача художника – черпать материал из великой книги природы. Правдивое подражание ей является единственным источником эстетического наслаждения. Но Филдинг – противник простого копирования явлений жизни. Он считал, что роман должен художественно обобщать авторские наблюдения, выступал против примитивного бытописания, за воссоздание типичных характеров и обстоятельств. Писатель говорил о воспитательно-публицистическом значении литературы, которая с помощью смеха может бороться не только с человеческими пороками и лицемерием, но и с социальными злоупотреблениями. В романе о Томе Джонсе главной проблемой вновь стала проблема человеческой природы, стремление определить ее моральные основы. В учении о морали Филдинг следовал философии Шефтсбери, видя в нравственности самостоятельное врожденное чувство, не зависящее от социального строя и условий жизни. Этот врожденный нравственный инстинкт призван преодолевать эгоистический рассудок: Филдинг, как и его современники, понял, что на практике разум постепенно превращался в трезвую буржуазную пользу. Сомнение в святости буржуазного разума свидетельствовало о критике идей Просвещения изнутри. Филдинг уверен, что человеческая природа сама по себе неплоха, но неправильное воспитание, дурные привычки и обычаи развращают ее и направляют к пороку.

Повествование в романе строится на противопоставлении двух типов людей, двух братьев – Тома Джонса и Блайфийа. Том подкидыш (только в конце выясняется, «то он – джентльмен по рождению, правда, незаконнорожденный), т.е. человек без социальных связей, без прошлого, которое отягощало бы его традицией; Том – «естественный человек». Тем самым Филдинг доказывает, что мораль и добродетели не зависят от социального происхождения, они врожденны. Младенцем Том Джонс был подкинут в семейство мистера Олверти, вдового помещика, мирового судьи, который воспитывал его, как родного сына. Поначалу единодушным мнением всей семьи было то, что этот парень рожден для виселицы: то он украдет фрукты из чужого сада, то мячик из кармана молодого Блайфила, родного племянника Олверти, то убьет утку на чужом фермерском дворе. Но вскоре все увидели, что Том – веселый малый, отзывчивый на доброту, честная душа. Добрый и справедливый, он помогает обездоленным (сторожу Черному Джорджу, «разбойнику», от крайней нужды напавшему на него с незаряженным пистолетом, и т.д.). Том любезен с дамами, он искренне и бескорыстно любит Софью, дочь соседа Олверти, помещика Вестерна. Он абсолютно не знает алчности и всегда отдаст тому, кто беднее его, последние деньги. Он не поддается развращающему влиянию света – добрая натура уберегает его от соблазна и пороков. Он сострадателен и безобиден – просит милости для разоблаченного Блайфила, его заклятого врага. При этом Том – живая личность, ему свойственны черты, характерные для людей с горячим нравом: он вспыльчив и отходчив, незлобив и незлопамятен, но взбалмошен, опрометчив, неосторожен – он сама искренность. Правил он очень нестрогих и часто становится жертвой чувственных искушений. Том, несправедливо обиженный, оклеветанный, изгнанный из дома, защищает величие и доброту человека в споре с горным отшельником, которого он спас от разбойников из человеколюбия. Исповедуясь Тому, отшельник признается, что поначалу он был доверчивым и благодарным, но, прожив тяжелую жизнь, возненавидел людей за их пороки – зависть, злобу, предательство.

литература английская дефо свифт

 

Роман Г. Филдинга «Том Джонс». Проблема человеческого разума и природы.

Вершиной английского просветительского романа явилось творчество Филдинга — наиболее демократического из буржуазных романистов XVIII в. Филдинг начал писать романы, будучи уже зрелым человеком, известным драматургом и публицистом. На собственном опыте он хорошо изучил изнанку буржуазной жизни. Моральной возвышенности героев романов того времени, их пуританской добродетели (которую Филдинг воспринимает как лицемерие или расчет) он противопоставляет свободное проявление человеческих страстей и естественную доброту человеческого сердца. Филдинг убежден в доброй основе «естественного человека». Его герои — это живые люди; им присущи человеческие слабости, они совершают промахи и ошибки, иногда серьезные. Автор любит их и добродушно смеется над ними: юмор — характерная особенность его реализма. Филдинг не ограничивается обитателями одного дома — он хочет показать «нравы многих людей». Своих героев он выводит на большие дороги Англии, на широкие просторы жизни. Это позволяет писателю дать целую панораму английской действительности XVIII века, охватить разные ее стороны — от высшего лондонского света до низов общества. И все же в романах Филдинга сохраняется семейная атмосфера. Герой, покидая отчий дом, остается в пределах домашнего круга, частной жизни. Филдинг рисует отнюдь не идиллию: картины народной нищеты и бесправия занимают существенное место в его романах. Но большие силы истории еще не вторгаются в повествование, не определяют судьбы героев. Романы Филдинга обращены к реальному миру, но отрешены от мира истории. Поэтому в них есть известная абстрактность. Герой его романа «История Тома Джонса-найденыша» — это человек вообще, «естественный человек» эпохи Просвещения. Том Джонс, традиционно наделенный и молодостью, и красотой, и влюбленностью, отнюдь не явл.идеальным любовником, образцом добродетели и вообще всех тех качеств, кот-ми авторы наделяли св.влюбленных. При всей св.привлекательности (доброте, бескорыстии, честности) отличается самым неприемлемым для идеал.любовника качеством – он ветрен. Как ни любит он свою Софью, он не может побороть в себе зовов молодого тела и желания. Он совершает десятки промахов, ошибок, глупостей, терпит от них много неприятностей, но никогда не лишается симпатий читателя, кот понимает, что причина их в неопытности и порывистости молодого сердца. Целая галерея лицемеров в романе. Первое место среди них занимает сестра сквайра Олверти мисс Бриджет, а потом миссис Блайфил, кот из-за страха перед пуританской моралью лишилась собственного счастья и обрекла св. сына Тома на страшную участь подкидыша, втайне или открыто презираемого людьми. Далее идет законный сын этой особы - мистер Блайфил-младший. К той же категории относятся учителя Тома Джонса и Блайфила. Писатель всегда с недоверием относился к подчеркнуто безупречной добродетели людей, подозревая ложь и лицемерие. Роман завершается счастливым финалом. Порок наказывается: лицемер и мерзавец Блайфил изгнан из дома. Добро торжествует. Том Джонс и Софья Вестерн обретают счастье семейного союза, родят детей и умножают свои богатства. Соц. Критика Ф.не резка, но достаточно зрима. Его демократич.симпатии очевидны, вместе с Томом он сочувствует обездоленным и униженным беднякам. Но это не приобретает привкус умиленности. Ф.не жалует аристократов. Леди Белланнстон, коварная, лживая и развратная, олицетворяет все пороки придворных. Писатель с велич.презрением пишет о них. Проблема человеческой природы — основная проблема для всего буржуазного просветительства XVIII в. — занимает центральное место и в творчестве Ф., наполняя его романы новым морально-философским содержанием. Просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником, где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство. Однако, согласно Ф., добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Ф. уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал