![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы наблюдение и эксперимент
1. Научное наблюдение – целенаправленная фиксация проявлений поведения и суждений a. Виды: § Открытое (испытуемый знает, что за ним наблюдают) § Скрытое (испыт-ый не знает, что за ним наблюдают) § Непосредственное – прямой контакт § Опосредованное - через что-то другое, напр. анкеты, видео и пр. § Включенное (исследователь осуществляет деят-ть вместе с испыт-ым) § Стороннее (напр зеркало Гезелла) § Естественное-полевое (в реальных условиях) / лабораторное § Преиодическое/одиночное § Сплошное (все постоянно фиксируется) / Выборочное (фиксир в опред вермя) § Структурированное (фиксир в соответствии с планом)/ произвольное § Констатирующее / Оценивающее (выраженность параметров) § Систематическое (четкая цель) / поисковое (нет четкой цели) § Метод Самонаблюдения (отлич. от интроспекции) – наблюдать за собой, как за другими § Метанаблюдение – наблюдение за наблюдением, объект – сама деятельность наблюдателя. § Факт влияния на результат самого наблюдателя. b. Ограничения – эффект наблюдателя, ожидания наблюдателя, антропоморфическая ошибка (приписывание человеческих мыслей, чувств или мотивов животным, в частности как способ объяснения их поведения). Недостатки – трудности контроля, оценки; неэкономичность вовремени; не всякое явление наблюдаемо c. Достоинство – наблюдение широкого спектра непосредственных реакций в естественных условиях. 2. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испыт-ого, с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую. a. Виды: § Естественный § Полевой § Лабораторный § Констатирующий (выявляющий уже сложившиеся стр-ры) § Формирующий (воздействие на испыт-го с целью формирования у него определенных качеств), часто – социальный на группе людей. Гальперин. § Слепой (испыт не знают в какой они группе) и двойной слепой эксперимент (никто не знает кто в какой группе) b. Виды по А.Р. Лурия (3 группы) § Методы структурного анализа (выделяется и анализируется стр-ра изучаемого псих процесса) § Совокупность экспериментально-генетических методов (прослеживаются стадии развития изучаемого процесса или формируется деятельность) § Экспериментально-патологические методы (синдромный анализ) (выявление изменений при болезненных нарушениях и их факторов возникновения) c. Частный случай эксперимента: тест – стандартизированное психологическое испытание, характеристика метода – наличие «норм». Часто диагностическая цель. § Индивидуальные-групповые § Вербальные-действенные § Проективные (напр ТАТ) § Виды по форме: т.-опросники, рисуночные т., т. действий. § Виды по содержанию: т. интеллекта (Бине, Айзенк), личностные т. (проективные), креативные т. (т. творчества) d. Частный случай – моделирование: создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса. e. Стадии эксперимента: § Создать несколько групп исыпт., которые подобны всем, кроме меняющегося условия § Изменить условие, которое, согласно гипотезе, влияет на поведение в группах § Оставить без изменений в одной группе (контрольной) § Зафиксировать изменение в поведении в группах f. Переменные – величины, которые могут изменяться во время эксперимента: § Внешние – лишние. Влияние надо устранить § Независимые – условия, которые варьируются в эксперименте § Зависимые g. Опасности § Эффект плацебо § Эффект экспериментатора (невольное влияние исследователя) h. Плюсы - создание определенных контролируемых условий; возможность варьирования условий, возможность варьировать количественные соотношения (для стат обработки) Наблюдение и эксперимент неразрывны в научной практике (наблюдение может инициировать эксперимент, предшествовать ему; наблюдение может быть включено в состав эксперимента – например, Эксперимент Т. Дембо «изучение гнева, испыт-мому создают ситуацию напряженной потребности – найти решение задачи, которую невозможно решить (достать предмет, находящийся в значительном удалении, но в пределах начерченного мелом круга) и наблюдать, как человек будет себя вести.» 3. Методы, занимающие промежуточное положение, совмещают наблюдение и эксперимент. a. Психотерапевтические методы b. Психотехнические c. Метод беседы - Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого Можно упомянуть про человека как объекта исследования: 1. Активность субъекта в ходе исследования 2. Потенциал самосозидания – человек способен изменяться постоянно 3. Реконструктивный характер экспериментальных процедур – психику нельзя наблюдать непосредственно, важно создание реконструкций не наблюдаемых прямо явлений.
|