Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.






Рациональная фирма стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Если ей это удаётся, то фирма достигла состояния равновесия.

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками: для максимизации прибыли, фирма должна расширять производство до тех пор, пока предельный доход (MR) будет превышать предельные издержки (MC). Точка пересечения этих кривых служит показателем максимальной прибыли.

13. Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде Отрасль в условиях сов конкуренции-это большое число конкурирующих фирм, продающих продукт на рынке. Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде: 1)нет стимула для изменения объема пр-ва при заданной величине постоянных издержек(кратк.МС=кратк.МR); 2)удовлетворена размерами своего предприятия; 3)нет мотивов, побуждающ. старые предприятия покидать отрасль, а новые входить в неё. В точке Е соблюдаются 3 условия д\срочного равновесия.Фирмы получают норм.прибыль.ВышеАТС эк.прибыль+привлечение конкурентов+повысится предложение+цена понизится до равновесной, и наоборот при понижении цены прибыль будет ниже нормальной+отток фирм+понизится предложение.Вывод: в условиях соверш конкуренции эк-я прибыль-временное явление, сигнал для оттока и притока капиталов из отрасли. 14., 15 Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли Предложение отрасли с постоянными, возраст. и убыв. издержками Кривая долгосрочного предложения строится с учётом издержек. Предложение будет также меняться в зависимости от доходов или изменения вкусов потребителей. 21. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном периоде В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров при вступлении в отрасль. Эффект масштаба незначителен, поэтому эффективны также и мелкие, так и средние фирмы, если они могут предложить товар, соответствующий запросам на рынке и по соответствующей цене. Вопрос об объёме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. При этом фирма не учитывает реакции соперников при установлении цены и объёма продаж. На таком рынке новые фирмы появляются до тех пор, пока извлекается прибыль.Так как кривая спроса на монополистическом рынке имеет небольшой отрицательный наклон, то спрос на продукцию отдельной фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конкуренции, но более эластичен, чем на рынке чистой монополии. Таким образом, покупатель имеет выбор, но меньший, чем на рынке чистой конкуренции. Степень эластичности спроса зависит от числа фирм-конкурентов и от степени дифференциации предлагаемого товара на рынке. Предложение на данном рынке менее эластично, чем на ранках чистой конкуренции и чистой монополии, так как производительные мощности отдельной фирмы на рынке монополистической конкуренции ограничены. Цены на продукцию дифференцированы. В основе дифференциации цен лежит различие в потребительских свойствах товаров, выпускаемых различными производителями и различные их издержки. Для монополизации прибыли фирма будет производить такой объём продукции, при котором MR=MC. Также важно умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объёма выпуска, цены и использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок. При этом высока роль участия менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конкуренции фирма производи меньше продукции, чем фирмы-чистые конкуренты, но реализует по большим ценам. В то же время ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки. На графике цена товара Р превышает средние общие издержки АС (АТС), и фирма получает прибыль, которая больше нормальной (прямоугольник РВААС)   22. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм. В долгосрочном периоде цена и объем могут изменяться. Особенности долгосрочного равновесия чистого монополиста обусловлены следующими факторами: - существование отраслевых барьеров - действием эффектов от масштабов - особенностями спроса, изменениями его величины и эластичности Эффект масштаба незначительный-эффективны и мелкие и средние фирмы, если они могут предложить товар, соответствующий запросам и по соответственной цене. Вопрос об объеме выпуска и цене решается самостоятельно в соответствии со спросом. Если монополист несет убытки, то в долгосрочном периоде он предпочтет закрыть пр-во и уйти из отрасли, а если получает экономическую прибыль, то благодаря существованию отраслевых барьеров он может сохранить ее. Особенность монополии заключается в способности удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Издержки в этом периоде изменяются. Монополист может использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгосрочные средние издержки. Кривая спроса на монополистическом рынке имеет небольшой отрицательный наклон-спрос на прод-цию отдельной фирмы на данном рынке менее эластичен, чем на рынке чистой конк-ции, но более эластичен, чем на рынке чистой монополии(покупатель имеет выбор, на рынке чистой монополии выбора нет). Степень эластичности на этом рынке зависит от числа фирм-конкурентов, а также от степени дифференциации на рынке товара. Предложение на данном рынке менее эластичное, чем на рынке чистой монополии и чистой конкуренции. В основе дифференциации цен лежит различие в потребительских св-вах товаров одного назначения, но выпускаемых различными фирмами. Цель фирм на рынке монополистической конкуренции-максимизировать прибыль.для монополизации прибыли фирма будет производить такой объем продаж, при котором доход=предельным издержкам MR=MC. Но необходимо правильно установить цену на свою прод-цию, использовать неценовые факторы, т.е. фирма должна умело манипулировать ценой и неценовыми факторами. Оптимальное сочетание объема выпуска, цен, использование неценовых факторов находится методом проб и ошибок = > необходимо участие менеджеров и маркетологов. В условиях монополистической конк-ции фирмы производят меньше прод-ции, чем фирмы-чистые конкуренты, и реализуют по большим ценам. В долгосрочном периоде на рынке монополистической конк-ции есть тенденции к получению нормальной прибыли, равновесию фирм.  
12. Кривая предложения фирмы и отрасли на краткосрочных временных интервалах Кривая показывает, какое кол-во продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. Предельные издержки фирмы определяют цену предложения фирмы (есть смысл производить продукцию или нет). Кривая предложения показывает зависимость между объемом предложения и ценой товара. Кривая индивидуального предложения фирмы- часть кривой предельных издержек, которая расположена выше точки пересечения кривой средних издержек и кривой предельных переменных издержек.
 
16. Монополия как рыночная структура: осн. черты, факторы монополизации и виды монополии Монополия наступает если одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет заменителей. 3 вида чистой монополии: 1- естественная монополия -отрасли, в кот.долгосрочные средние издержки достигают мin только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком(владельцы уникальными прир.ресурсами). 2- закрытая монополия (монополия почтовой службы) 3- открытая монополия- оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Можно выделить следующие характерные черты чистой монополии: - наличие одной фирмы - уникальный характер продукции - Жёсткие барьеры для вступления новых фирм в отрасль - Значительные ограничения доступа к информации о продукции фирмы причиной и условием возникновения чистой монополии является наличие различных серьёзных преград на пути создания новых фирм отрасли.   18. Регулируемая монополия Результатом осознания обществом негативных последствий монополизма стала разработка антимонопольных институтов, которые заложили основу концепции регулируемой монополии. Здесь могут быть использованы такие меры, как гос. дотации, установление границ роста цен, проведение антимонопольной политики.  
Рм- цена, кот. установила бы фирма без регулирования гос-вом Ра- регулируемая цена Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек
19. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. Ценовая дискриминация имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать. Формы ценовой дискриминации (ЦД): 1) совершенная ЦД 2) ЦД по объему покупки 3) ЦД на сегментированных рынках I имеет место, когда монополист каждому покупателю устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек потребителя. II Сегментированный рынок - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента. III предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей: студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста. Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителя в свою пользу   20. Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты. Такая конкуренция имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях, где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента. Для данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной властью отдельных фирм на рынке. Основные признаки: - многочисленность фирм- на рынке действуют множество фирм, среди которых либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающего преимущества перед мелкими. - низкие барьеры в условиях монополистической конкуренции позволяют относительно легко основать фирму или покинуть рынок. - несовершенство информации свойственно не только монополистической структуре рынка: даже при совершенной конкуренции абсолютно полная и точная информация явл. Скорее теоретической абстракцией. -дифференциация продукта явл. Наиболее характерной и важной чертой рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый товар принадлежит к определенной товарной категории, но одновременно отличается от изделий других производителей.   17. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Чистая монополия – тип рынка, на кот одна фирма является единственным производителем или продавцом продукта, у которого нет субститута. В отличии от других фирм, фирма монополист сама устанавливает на рынке цены на свою продукцию, но при этом она должна учитывать платежеспособность населения. Кривая спроса на продукцию чистого монополиста Если фирма хочет продать больший объем продукции, она должна снизить цену. Оптимальный размер выпуска, когда предельные издержки = предельному доходу. Условие максимизации прибыли MR< P (в отличии от совершенной конкуренции) MR = MC P> AC> (MR=MC) Объем выпуска и цена монополиста D- кривая спроса, MR- кривая предельного дохода, С – цена конкурентного рынка (если бы фирма не была монополистом, а реализовала продукцию ну конкурентном рынке) Рм – цена, которая зависит от платежеспособности спроса покупателей. Цена на рынке ЧМ определяется т.F (точка пересечения МС и MR) – определяет чистый доход. Т. В –определяет платежеспособный спрос покупателя на продукцию и фирма будет стремиться установить цену на этом уровне. Т. Р – цена монополистической фирмы в ЧМ Т. В – реальный ограничитель цены. В результате такой политики фирма получит монополистическую прибыль. Монополистическая прибыль – сверхприбыль, которую получает фирма-монополист, т.к. она обладает монополистической власти на рынке. Величина монопольной прибыли = Сумма (Рс, Рм, В, А). Эта сумма показывает общую сумму монопол прибыли, от.ю всей проданной продукции Q (т.е. PmPc× Q) Отрезок ВА – показывает монополист прибыль, которую приносит единица продукции. Монополистическая прбыль ниже конкурентной прибыли – следовательно монополист недопроизводит продукцию (Qm< Qc).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал