Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. 1. Коллегиальность предполагает рассмотрение и решение вопросов сообща (совместно). Означает что решения Всероссийского съезда судей принимаются простым большинством голосов. 2. Гласность - это всегда открытость в рассмотрении либо принятии (или принятии и рассмотрении) решений, постановлений. Органы судейского сообщества должны работать открыто. 3. Принцип независимости судей и невмешательстве органов судебного сообщества. Статья 120 Конституции РФ гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость судей помимо подчинения их только Конституции и федеральному закону обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления их полномочий (ст. 121 Конституции РФ), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями. Указанный принцип независимости судей закреплен также в Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ст. 1) и в процессуальном законодательстве. Закон о статусе судей определяет систему гарантий независимости судей (ст. 9), в которую включен запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда (ст. 294 УК РФ); за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 295 УК); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296 УК); а также за неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи, присяжного заседателя (ст. 298 УК). Закреплен особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Судья имеет право на отставку - почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Законом о статусе судей независимость судьи гарантируется также предоставлением ему материального и социального обеспечения. Гарантией независимости судей является их безопасность. Положения Закона о статусе судей о том, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, что органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности, если к ним поступает соответствующее заявление, получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ " О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Кроме того, 10 января 1996 г. принят Федеральный закон № 6-ФЗ " О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации". В целях обеспечения безопасности судей и их близких принимаются меры по защите их жизни и здоровья, сохранности их имущества; принимаются меры правовой защиты, предусматривающие в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, имущество (ст. 3). Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ " Об оружии". Независимость судьи обеспечивается также системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей), закрепленной в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Судейское сообщество рассматривает актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Органы судейского сообщества дают возможность судьям решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции, и тем самым стать менее зависимыми от органов управления, каким является Министерство юстиции. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Независимость судей закреплена также принципом несменяемости судей. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленными ст. 12 Закона о статусе судей в РФ, ст. 15 Закона о судебной системе РФ. Ответ 6-. Судьей может быть гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование; 2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; 3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи. 1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
Ответ 7: Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (правовым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в законе. В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и физическими лицами При характеристике статуса (правового положения) судей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех судей в Российской Федерации независимо от того, в каком суде они работают. Единство статуса судей РФ обеспечивается: едиными требованиями к кандидатам на должность судьи; порядком наделения судей полномочиями (конкурсная основа, рекомендация квалификационной коллегии судей (ККС), согласование с представительными органами субъектов РФ); совокупностью прав и обязанностей судей; независимостью, самостоятельностью судей и недопустимостью вмешательства в их деятельность; несменяемостью судей; неприкосновенностью судей; мерами правовой и социальной защиты; средствами материального обеспечения; недопустимостью занимать иные оплачиваемые должности (места работы), за исключением случаев, предусмотренных законом; деполитизацией судей. Однако единство правового статуса судей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей военного суда. Статус присяжных и арбитражных заседателей. Их статус имеет особенности, обусловленные выполнением ими своих обязанностей на временной основе в отличие от профессиональных судей, а также характером их полномочий при осуществлении правосудия. 1. Присяжные заседатели. Основы статуса присяжных Статус присяжных заседателей определяется: правилами составления списков (общий и запасной) кандидатов в присяжные заседатели; порядком и сроками призыва присяжных заседателей к исполнению своих обязанностей в суде; гарантиями независимости и неприкосновенности присяжного заседателя, а также мерами его материального обеспечения за время исполнения своих обязанностей Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела в первой Инстанции. Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет каждые четыре года высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, действующий на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего федерального суда. В общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ включаются граждане, постоянно проживающие на территории субъекта РФ (в городах, крае, области), в количестве, необходимом для нормальной работы соответствующего федерального суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей от каждого муниципального образования с числом граждан, постоянно проживающих в 2. Арбитражными заседателями являются граждане Российской Федерации, наделенные в установленном федеральным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) в составе суда первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений, и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. Основы статуса арбитражных заседателей закреплены в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. Ж70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (с изм.и доп.) и АПК РФ. Их статус определяется: во-первых, требованиями, предъявляемыми к арбитражным заседателям; во-вторых, порядком формирования и утверждения списков арбитражных заседателей, а также правилами отбора их для участия в рассмотрении дел в судах; в- третьих, правами и обязанностями арбитражных заседателей, а также гарантиями их независимости и неприкосновенности (ст. 1-8 Закона об арбитражных заседателях). Ответ 8- Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Приостановление полномочий – временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей, основанием для которого является: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ; избрание судьи в состав органа законодательной власти Федерации, субъекта РФ. Судья, не согласившийся с решением квалификационной коллегии, может обжаловать его в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Приостановление полномочий не лишает судью гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения.Решение о возобновлении полномочий принимается квалификационной коллегией судей, которая приостановила его полномочия. Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение его от исполнения должностных функций решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню оснований: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по другой уважительной причине; письменное заявление о переходе на другую работу; истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком; увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращение гражданства РФ; занятие деятельностью, не совместимой с должностью; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда; достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
Ответ 9. о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных». Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона. Принципы правосудия это-это руководящие начала основы которые выражают сущность правосудия. Принципы: 1. Принцип законности –означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Все работники правоохранительных органов должны соблюдать конституцию РФ и федеральные законы и принимать решения в соответствии с законом. 2. Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Только суд может признать лицо виновным и только суд может назначить меру наказания. Презумпция не виновности - гражданин не может быть наказан, пока его вина не доказана и решение не вступило в законную силу, обвиняемый не обязан доказывать свою не виновность, никто не должен нести ответственность дважды за одно и тоже правонарушение; Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления. Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели. Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123).. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинени и защиты равноправны перед судом. Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке. ответ 10 Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции Российской Федерации (п.2 ст.15) относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.
|