Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов.
Организация и деятельность правоохранительных органов Российской Федерации регулируется множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Как известно, в Российской Федерации, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), также отсутствует обычай (правда, исключения имеются, например: председательствующий в суде всегда располагается между народными заседателями). Можно вести речь о нормативном договоре, однако его значение как источника права о суде и других правоохранительных органах ничтожна. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, можно представить следующим образом: 1)Конституция Российской Федерации; 2) федеральные законы; 3) указы Президента РФ; 4) постановления Правительства РФ; 5) нормативные акты министерств и ведомств. Особую группу образуют: 1) международные договоры России; 2) нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ; 3) нормативные акты органов местного самоуправления. Прежде чем перейти к рассмотрению иерархии источников права о правоохранительных органах, необходимо коснуться вопроса о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования деятельности правоохранительных органов. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены: — установление системы федеральных органов судебной власти; — судоустройство; — прокуратура; — формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы; — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: — защита прав и свобод человека и гражданина; — обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; — кадры судебных и правоохранительных органов; — адвокатура и нотариат. Приведенные положения Конституции РФ свидетельствуют о том, что к компетенции Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов. Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства, в том числе законодательства в области правоохранительной деятельности, и обладает высшей юридической силой. О Конституции РФ как источнике права речь пойдет в следующем вопросе. Федеральные законы могут быть конституционными и обычными. На данный момент приняты следующие федеральные конституционные законы, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов России: — «О Конституционном суде Российской Федерации»; — «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; — «О судебной системе Российской Федерации»; — «О военных судах Российской Федерации». Деятельность каждого правоохранительного органа Российской Федерации регламентируется одним или несколькими федеральными законами. Так, организация и деятельность органов судебной власти, кроме вышеназванных конституционных законов, регулируются следующими федеральными законами: — «О мировых судьях в Российской Федерации»; — «О статусе судей в Российской Федерации»; — «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и др. Организация и деятельность иных правоохранительных органов регулируется следующими федеральными законами: — «О безопасности»; — «Об оперативно-розыскной деятельности»; — «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; — «О внешней разведке»; — «О полиции»; — «О Прокуратуре Российской Федерации» и др. Организация и деятельность органов по правовому обеспечению и правовой помощи, а также негосударственных организаций обеспечения правоохраны регулируются следующими федеральными законами: — Основами законодательства Российской Федерации о нотариате; — «О частной детективной и охранной деятельности» и др. Значительное место среди источников права занимают кодексы РФ: — Арбитражный процессуальный кодекс РФ; — Гражданский кодекс РФ; — Гражданский процессуальный кодекс РФ; — Кодекс РФ об административных правонарушениях; — Налоговый кодекс РФ; — Таможенный кодекс РФ; — Уголовно-процессуальный кодекс РФ; — Уголовный кодекс РФ и др.
Данная страница нарушает авторские права?
|