Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика организации раскрытия и расследования преступлений.⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Борьба с преступностью, неотложной составляющей которой считается раскрытие и расследование преступлений, - важнейшая сторона правоохранительной деятельности. Выявление, раскрытие и расследование преступлений возлагается на прокуратуру, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и некоторые другие государственные органы и осуществляется путем расследования уголовных дел. Расследование уголовных дел (предварительное расследование) - регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятию мер по их устранению. Вместе с тем закон подчеркивает, что уголовное преследование в той же мере отвечает своему назначению, что и отказ от уголовного преследования невиновных, реабилитация каждого, кто необоснованно привлечен к ответственности. Правовые основы организации деятельности по раскрытию» расследованию преступлений составляют Конституция РФ и принятый на ее основе Уголовно-процессуальный кодекс РФ, устанавливающий порядок уголовного преследования, т.е. деятельности, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений, федеральные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и международно-правовые акты. Предварительное расследование подразделяется на две формы: дознание и предварительное следствие. Обе эти формы имеют определенное сходство и некоторые различия. Общее в том, что их деятельность направлена на выполнение одних и тех же задач применительно к различным видам уголовных преступлений и осуществляется на основе общих принципов уголовного судопроизводства. Различия сводятся к тому, что дознание и предварительное следствие осуществляется различными органами с неодинаковым объемом процессуальных полномочий и в определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Кроме того, на органы дознания возлагается проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.Оперативно-розыскная деятельность, которая проводится уполномоченными на то оперативными подразделениями правоохранительных органов, тесно связана С раскрытием и расследованием преступлений. Согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий служит успешному раскрытию и расследованию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к ответственности. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ деятельность органов и должностных лиц по раскрытию и расследованию преступлений (далее - следователей и дознавателей) осуществляется с соблюдением следующих основных принципов. Законность при производстве по уголовному делу. Акты и действия следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Нарушение закона влечет за собой признание недопустимым получение таким путем доказательства (ст. 7).Неприкосновенность личности. Никто не может быть задержан или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. Следователь, дознаватель обязаны в установленном порядке немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы (ст. 10).Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и ответчику, другим участником процесса расследования их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав. Презумпция невиновности, т.е. признание того, что обвиняемый признается невиновным, пока его вина не будет установлена вошедшим в силу приговором суда, возглавляет доказывания его вины на следователя, дознавателя (ст. 14).Обеспечение права подозреваемого, обвиняемого на защиту. Следователь, дознаватель разъясняют их права и обеспечивают им возможность защищать себя всеми незапрещенными способами и средствами (ст. 16).Свобода оценки доказательств. Следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основан-, ному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17).С учетом основных принципов предварительного расследования, следователь, дознаватель должны строго руководствоваться требованиями уголовно-процессуального законодательства, расширившего полномочия суда в досудебной стадии судопроизводства. Отнесение к полномочиям суда принятия решения о применении таких мер процессуального принуждения, как заключение под стражу и продление срока пребывания под стражей. производство обыска и описи имущества, отстранение от должности обвиняемого и ряда других, налагает на следователя, дознавателя обязанность готовить обоснованные ходатайства и с согласия прокурора своевременно обращаться с ними в суд.
56.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», устанавливаются следующие органы, которые уполномочены на осуществление оперативно-розыскной деятельности: - Оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.- Оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности.- Оперативные подразделения федеральной налоговой службы.- Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны.- Оперативные подразделения органов пограничной службы Российской Федерации. - Оперативные подразделения таможенных органов Российской Федерации. - Оперативные подразделения Службы внешней разведки Российской Федерации.
|