Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постоянно действующее третейские суды и их полномочия⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
постоянно действующие третейские суды — это «органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства» (ч. 4 ст. 2). В Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» под третейским судом (арбитражем) понимается любой третейский суд «независимо от того, организуется ли он для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (ст. 3). Значение используемых в законодательстве о третейском суде для обозначения постоянно действующего третейского суда терминов «орган», «учреждение» не соответствует их значению в новом ГК РФ и в иных правовых актах различных отраслей материального права. Требований к организационно-правовой форме такой организации не установлено. На практике большинство постоянно действующих третейских судов, учрежденных «при» торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях и иных организациях, находятся на балансе организаций-учредителей и, по сути дела, осуществляют один из видов деятельности этих организаций. В то же время законодательство не содержит запрета на создание организации для осуществления одного вида деятельности — содействия и организации третейского разбирательства. В то же время в российской юридической периодике и среди практикующих юристов получило распространение мнение о том, что необходимо создание неких специальных правовых основ образования постоянно действующих третейских судов с правами юридического лица. Отождествление постоянно действующего третейского суда с новой организационно-правовой формой (видом) юридического лица представляется ошибочным. Нельзя согласиться и с предложением включить в законодательство о третейском суде норму примерно такого содержания: «Третейский суд является (не является) юридическим лицом». Предмет законов о третейском суде - регламентация правил третейского разбирательства. Организационно-правовые формы юридических лиц — предмет гражданского права.
Дискуссия о необходимости (отсутствии необходимости) законодательного определения его «статуса» теоретически бессмысленна, а практически может причинить вред ряду постоянно действующих в разных регионах России третейских судов, созданных и различных предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах.
Дело в том, что спор как в третейском суде для рассмотрения конкретного спора, так и в постоянно действующем третейском суде всегда рассматривается физическим лицом (лицами), избранным (назначенными) для рассмотрения конкретного спора. Постоянно действующий третейский суд—это не новая особая организационно-правовая форма, а условное название, обычно используемое для обозначения организации, которой по соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора и третейского разбирательства. Известны случаи создания таких организаций физическими лицами на началах членства (например Американская арбитражная ассоциация - ААА). Есть случаи образования организаций, выполняющих функции постоянно действующего третейского суда, государственными органами совместно с коммерческими организациями (например, учрежденный и 1965 г. под покровительством правительства Индии и бизнес-ассоциаций Индийский совет но арбитражу). В качестве самостоятельных организаций функционируют выполняющие функции постоянно действующих третейских судов широко известные Арбитражный институт при Торгово-промышленной палате г. Стокгольма, Уставной институт арбитров (г. Лондон, Великобритания) и др. Такие организации редко создаются исключительно для третейского разбирательства, как правило, они выполняют несколько функций и/или видов деятельности (примирение, посредничество, экспертиза, исследовательская, издательская, рекламная, образовательная деятельность и др.). Учредитель вправе в соответствии с гражданским и торговым законодательством создать постоянно действующий третейский суд как находящийся на его балансе, тогда строго юридически постоянно действующим третейским судом является сам его учредитель. Если учредитель наделяет созданную им для организации третейского разбирательства организацию (например, «автономную некоммерческую организацию») нравами юридического лица, то под постоянно действующим третейским судом следует понимать уже не учредителя, а созданную им самостоятельную организацию. Включение слов «третейский суд», «постоянно действующий третейский суд» в наименование организации не являются критерием для решения вопроса о том, выполняет ли данная организация функции постоянно действующего третейского суда. Функции постоянно действующих третейских судов на практике часто выполняют созданные в самых разных организационно-правовых формах «центры», «комитеты», «институты», «фирмы».
Сказанное позволяет предложить определение постоянно действующего третейского суда, соответствующее его реальному «положению» и действующему законодательству. которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства» (ч. 4 ст. 2). В Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» под третейским судом (арбитражем) понимается любой третейский суд «независимо от того, организуется ли он для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (ст. 3). Значение используемых в законодательстве о третейском суде для обозначения постоянно действующего третейского суда терминов «орган», «учреждение» не соответствует их значению в новом ГК РФ и в иных правовых актах различных отраслей материального права. Требований к организационно-правовой форме такой организации не установлено. На практике большинство постоянно действующих третейских судов, учрежденных «при» торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях и иных организациях, находятся на балансе организаций-учредителей и, по сути дела, осуществляют один из видов деятельности этих организаций. В то же время законодательство не содержит запрета на создание организации для осуществления одного вида деятельности — содействия и организации третейского разбирательства. В то же время в российской юридической периодике и среди практикующих юристов получило распространение мнение о том, что необходимо создание неких специальных правовых основ образования постоянно действующих третейских судов с правами юридического лица. Отождествление постоянно действующего третейского суда с новой организационно-правовой формой (видом) юридического лица представляется ошибочным. Нельзя согласиться и с предложением включить в законодательство о третейском суде норму примерно такого содержания: «Третейский суд является (не является) юридическим лицом». Предмет законов о третейском суде - регламентация правил третейского разбирательства. Организационно-правовые формы юридических лиц — предмет гражданского права.
Дискуссия о необходимости (отсутствии необходимости) законодательного определения его «статуса» теоретически бессмысленна, а практически может причинить вред ряду постоянно действующих в разных регионах России третейских судов, созданных и различных предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах.
Дело в том, что спор как в третейском суде для рассмотрения конкретного спора, так и в постоянно действующем третейском суде всегда рассматривается физическим лицом (лицами), избранным (назначенными) для рассмотрения конкретного спора. Постоянно действующий третейский суд—это не новая особая организационно-правовая форма, а условное название, обычно используемое для обозначения организации, которой по соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора и третейского разбирательства. Известны случаи создания таких организаций физическими лицами на началах членства (например Американская арбитражная ассоциация - ААА). Есть случаи образования организаций, выполняющих функции постоянно действующего третейского суда, государственными органами совместно с коммерческими организациями (например, учрежденный и 1965 г. под покровительством правительства Индии и бизнес-ассоциаций Индийский совет но арбитражу). В качестве самостоятельных организаций функционируют выполняющие функции постоянно действующих третейских судов широко известные Арбитражный институт при Торгово-промышленной палате г. Стокгольма, Уставной институт арбитров (г. Лондон, Великобритания) и др. Такие организации редко создаются исключительно для третейского разбирательства, как правило, они выполняют несколько функций и/или видов деятельности (примирение, посредничество, экспертиза, исследовательская, издательская, рекламная, образовательная деятельность и др.). Учредитель вправе в соответствии с гражданским и торговым законодательством создать постоянно действующий третейский суд как находящийся на его балансе, тогда строго юридически постоянно действующим третейским судом является сам его учредитель. Если учредитель наделяет созданную им для организации третейского разбирательства организацию (например, «автономную некоммерческую организацию») нравами юридического лица, то под постоянно действующим третейским судом следует понимать уже не учредителя, а созданную им самостоятельную организацию. Включение слов «третейский суд», «постоянно действующий третейский суд» в наименование организации не являются критерием для решения вопроса о том, выполняет ли данная организация функции постоянно действующего третейского суда. Функции постоянно действующих третейских судов на практике часто выполняют созданные в самых разных организационно-правовых формах «центры», «комитеты», «институты», «фирмы».
Сказанное позволяет предложить определение постоянно действующего третейского суда, соответствующее его реальному «положению» и действующему законодательству.
|