![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность логистики и логистического менеджмента. Эволюция логистики.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Логистика — научное и практическое направление деятельности по ин теграции управления процессами движения совокупностью материальных, информационных, финансовых, трудовых и правовых потоков в экономических системах. 1.4. Эволюция логистики в промышленно развитых странах Следует заметить, что эволюцию любого вида функцио нального менеджмента, и логистики в том числе, следует рассматривать в двух аспектах: 1) востребованность в рамках форм управления, суще ствовавших ранее, вмененность в обязанность управлен цам другой сферы, дальнейшее обособление и легитимация в качестве самостоятельного вида функционального менед жмента; 2) развитие данного функционального менеджмента как самостоятельного вида управления. В этом аспекте логи стика как искусство комплексного управления материаль ными и информационными потоками на пути от источника сырья до конечного потребителя применяется в экономике около 50 лет, пройдя в своем развитии четыре этапа. Первый этап приходится на конец 60-х — начало 70-х гг. XX в. В этот период логистика существовала большей ча стью как образ мышления, в практической же области этот период связан лишь с частичной оптимизацией рас пределения продукции (в США эта фаза получила на звание «физического распределения»). Востребованность подобной деятельности объясняется тем, что рынок поку пателей на тот момент претерпел качественные изменения вследствие появления философии маркетинга, при этом сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка. К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на по вышении качества поставок продукции, т. е. на улучшении работы в сфере распределения. Более активное развитие логистики было невозможным из-за состояния инфраструк турной базы материальных и информационных потоков, от сутствия адекватных организационных форм, соответству ющего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение достаточно важных, но все же частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных се тей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств об ращения. Второй этап приходится на вторую половину 70-х — начало 80-х гг. XX в. Востребованность логистики в За падной Европе и Северной Америке и экспансия Японии в сфере производства и торговли обусловили энергетиче ский кризис. В этот период обозначились переход к зада че управления материальными потоками по всему воспро изводственному циклу, а также отличие логистического управления от управления физическим распределением продукции и сквозного управления потоками материалов и информации (рохрематики). Заметим, что к тому момен ту традиционные задачи по оптимальному размещению складов, расчету объема партии поставок, схемам марш рутных перевозок решались по отдельности и независимо друг от друга. Так, если удавалось добиться относительно го снижения стоимости перевозок, то это уже рассматри валось как показатель эффективности управления процес сами транспортировки. Для этого этапа развития логистики стала характер ной оптимизация в сфере обращения. Было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов в одном из видов деятельности (перевозка, производство, складирование) фирмы непременно оказывает влияние на сопряженные процессы, причем далеко не всегда благо приятное. Так, стремление к максимальному снижению издержек на транспортировку может принести фирме значительные убытки, если при этом снижается скорость и особенно на дежность поставки. В соответствии с логистической кон цепцией критерий экономической эффективности стали трактовать как минимум суммарных затрат на транспорти ровку, материально-техническое обеспечение и собственно производство. Именно в начале этого этапа в научных разработках и хозяйственной практике в области координации скла дирования и транспортного обслуживания вместо терми на «управление физическим распределением продукции» стали использовать термин «логистика». Такая перемена носила отнюдь не формальный характер: логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным ис пользованием всего ресурсного потенциала фирмы. Ми- 1.4. Эволюция логистики в промышленно развитых странах 21 нимизация издержек фирмы стала функцией комплекса экономико-организационных мероприятий. Третий этап приходится на 90-е гг. XX в. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ре сурсов и продукции «точно в срок» с широким использова нием информатизации и оптимизации производства. Суть этого подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без создания существенных запасов материа лов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматривают ся поставки в строго определенное время через соответ ствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения ло гистики. Сопоставляя массу продукции, которая находит ся в движении и на складах, с той, что включена непосред ственно в производственный процесс, а также сравнивая время прохождения через эти звенья, можно сделать вы вод о том, что производительность труда фирмы определя ется пропускной способностью ее транспортно-складской системы. Из этого следует, что логистика как научная ор ганизация снабжения может способствовать увеличению товарного предложения фирмы и повышению ее конку рентоспособности. Благодаря этому логистика рассматривается сейчас и как один из факторов конкуренции, и как современная рыноч ная концепция, для которой характерно признание коммер ческой роли транспорта и материально-технического обе спечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материа лов и нередко понимаемые ранее как звено оптовой торгов ли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стра тегия фирм разрабатывается с участием руководства ука занных структурных подразделений. Первые три этапа развития логистики представлены на рис. 1.1. Четвертый, современный, этап развития логистики, на чало которого совпало с началом XXI в., следует назвать пе риодом глобализации, так как именно она является одной из основных тенденций развития всей экономики, выступая стимулятором всех современных инновационных про цессов. Под интеграцией и глобализацией мировой экономи ки часто подразумеваются схожие процессы: интеграцию понимают как процесс взаимодействия национальных хо зяйств нескольких государств на основе кооперации и меж дународного разделения труда, а также экономическое объ единение субъектов, развитие и углубление взаимосвязей между ними; глобализацию экономики трактуют как рост взаимозависимости экономик всех стран, в основе которо го лежит углубление интернационализации производства и капитала. С макроэкономических позиций под глобализацией подразумевается процесс сближения и интеграции нацио нальных рынков капитала, ценных бумаг, товаров, услуг, рабочей силы, при этом мировой рынок рассматривается не просто как совокупность этих рынков, а как целостное экономическое пространство, единый рынок с региональ ными и национальными подсистемами. В основе глобали зации мировой экономики лежат следующие факторы: • активное вовлечение в мирохозяйственные связи быв ших социалистических стран; • необходимость решения глобальных экологических проблем; • ускорение научно-технического прогресса (Н ТП) и переход к постиндустриальному, информационному об ществу. Глобализация бизнеса, обостряя конкуренцию, сти мулирует развитие ресурсного потенциала фирм с целью всестороннего повышения конкурентоспособности. В гло бальной логистической системе все ресурсы становятся «информационно-пространственно-временными». Развитие современных информационно-компьютерных технологий и телекоммуникационных систем создает но вые возможности для построения и функционирования организационно-управленческих структур глобальных компаний. Пространство и время не являются препятстви ем для менеджмента этих фирм как в собственном управ лении, так и в интеграции (построении организационных отношений) со своими логистическими партнерами. Существенные изменения, происходящие в торговом, таможенном, налоговом, транспортном законодательстве многих стран, приводят к созданию и развитию глобальных межгосударственных транспортных, телекоммуникацион ных, дистрибутивных и других макрологистических систем; появлению международных логистических посредников, что и позволяет реализовывать глобальные логистические стратегии с учетом всех мировых рынков и оптимизации тотальных (совокупных) затрат. Глобализация определяет перспективу дальнейшего развития логистики в мировой экономике. Для этого эта па характерно усложнение рыночных отношений, усиление и усложнение конкуренции. Перечислим факторы, обуслов ливающие основные тенденции развития логистики: • увеличение числа транснациональных корпораций (ТНК), позиционирующих себя на международном рынке как глобальные компании, и усиление конкуренции между ними; • приход глобальных компаний на национальные рынки; • усиление роли политического фактора в принятии ре шений по формированию и развитию транспортных кори доров (параллельных или в дополнение к ныне действую щим) — государства включаются в конкурентную борьбу за привлечение транзитных грузов; • возрастание роли портов в привлечении грузопотоков и обострение конкурентной борьбы между портами отдель ных регионов; • проникновение на национальные рынки транспорт ных услуг крупных зарубежных компаний; • расширение перечня и повышение требований к каче ству предоставляемых логистических услуг. Все это непосредственно касается становления и разви тия логистики и в России. Если развитие логистики в зару бежных странах эволюционировало под действием опреде ленных экономических и технологических факторов, было вызвано поиском новых конкурентных преимуществ в уси ливающейся конкурентной борьбе, то российские фирмы с самого начала становления рыночных отношений долж ны были принять современные логистические принципы. Сложность текущего момента развития логистики в России состоит в том, что на каждом конкретном российском пред приятии логистика находится на своем этапе развития (эта пы развития логистики фирмы те же, что и для логистики в целом — фрагментация, становление, развитие, интегра ция, глобализация); поэтому следует говорить о неравно мерности развития российской логистики. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 25 В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов ло гистики, которые бы позволяли достигать конкурентных преимуществ и усиливать конкурентную позицию фирмы на рынке. Начиная с середины 1970-х гг. логистический менеджмент наряду с функциональными алгоритмами стал выполнять целеполагающую функцию, а логистическая по литика, так же как производственная, финансовая, кадро вая и прочие, стала важной составляющей корпоративной стратегии фирм.
|