Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые храмы за этот период; новые праздники; установление нового празднования некоторым русским святым на соборах 1547-1549 ГГ.






В рассматриваемое нами время Русская Церковь особенно заявила себя восстановлением храмов Божиих, разрушенных монголами, и строением новых. Особенно много строилось церквей и монастырей во время голода, мора и других народных бедствий. Сговорившись на сходке, жители шли в лес, рубили бревна, свозили их и таким образом выстраивали церковь. Такая церковь называлась обыденной.

Особенно большим количеством храмов отличались Новгород, Псков, Москва. При Иване Калите в Москве выстроены соборы Успенский и Архангельский, а при Василии Димитриевиче (II) — Благовещенский. Лучшие русские мастера для строения храмов были в Новгороде и Пскове.

Со времени Ивана III начали вызывать на Русь разных иностранных мастеров для построек и более всего, разумеется, для построения храмов.

Так, в 1475-1479 гг. итальянским мастером АРИСТОТЕЛЕМ ФИОРАВЕНТИ был выстроен в Москве новый Успенский собор вместо старого разрушившегося. Другие мастера в Московском Кремле в 1505-1508 гг. перестроили соборы Благовещенский и Архангельский, воздвигли знаменитую колокольню “Иван Великий”, а также построили богатые соборы в Сергиевой Лавре и других монастырях. При Василии Ивановиче в память взятия Смоленска построен Новодевичий монастырь в Москве. Мастером Фрязиным построено было до 11 каменных церквей, Николаем Немцем слит громадный колокол в 1000 пудов. В память взятия Казани Иваном Грозным в 1555 г. построен Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади весьма оригинального зодчества (10 приделов) (см. “Ж.М.П.”, 1955, 10). Украшались храмами и другие города. С второй половины ХVI в. у нас распространяется обычай строить теплые церкви, начало чему положил Новгородский владыка Евфимий в ХV в.

НОВЫЕ ПРАЗДНИКИ. В честь новоявленных угодников Божиих (св. Петра, св. Александра Невского, преп. Сергия и др.) устанавливались и новые праздники в Русской Церкви, или общие, или местные. Святые, как и иконы, тоже большей частью чтились местно.

Составлялись и новые службы русским святым. После Куликовской битвы установлена (пред 26 октября) Дмитриевская суббота для поминовения павших русских воинов.

С возникновением нового государственного центра — Москвы и стремления к объединению всех русских земель вокруг Москвы Русская Церковь тоже стремится к централизации религиозной жизни. С этой целью начинается собирание в Москву всех более известных местных святынь. Это мероприятие имело большое значение прежде всего в политическом отношении. Каждый удел, лишившись своей чтимой святыни, ставал как бы обезоруженным в духовном отношении и оказывался в зависимости от общего центра.

Так, в московском Успенском соборе были собраны высокочтимые святыни: икона Спаса из побежденного Новгорода; из Устюга икона Благовещения, перед которой молился Прокопий Устюжский;

Икона Богоматери “Знамение” (“Одигитрия”) из Владимира; Псково— Печерская икона из Пскова и другие. Обогатилась и ризница собора некоторыми сосудами (например, из Новгорода были взяты сосуды Антония Римлянина). В Москву же были перенесены местные мощи черниговского князя Михаила и боярина его Феодора (при Грозном).

Наконец, по определению московских соборов 1547 и 1549 годов, многие святые разных краев, прежде чтившиеся только местно, получили общее чествование по всей России. Тогда же были собраны местные службы, жития и чудеса новых чудотворцев. То же самое делалось в отношении к вновь явленным чудотворным иконам, например, с 1579 года новоявленной иконе Казанской Богородицы.

С ХVI века у нас делаются известными некоторые НОВЫЕ ОБРЯДЫ: обряд хождения на осляти в неделю ваий, совершавшийся в Москве митрополитом, а в епархиях, хотя и не во всех, архиереями, причем осля под святителем в Москве вея за повод вместе с боярами сам государь, и обряд пещнаго действия, совершавшийся по кафедральным соборам пред Рождеством в недолю праотец.

Ã Ë À  À V.
Ä Ó Õ Î Â Í Î Å Ï Ð Î Ñ Â Å Ù Å Í È Å


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал