![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Микроэкономикаизучает отдельные экономические единицы, входящие в общую экономическую систему - фирмы, домохозяйства, рынки отдельных товаров, производство на уровне предприятия.
Существует множество определений рынка: 1. рынок является формой взаимоотношений между обособленными и потому самостоятельно принимающими решения экономическим субъектами. 2. рынок - это место обмена экономических благ между продавцами и покупателями по ценам отражающим соотношение спроса и предложения. 3. рынок - означает взаимную передачу прав собственности. 4. рынок можно определить как совокупность трансакций (сделка). Рынок стимулирует применение наиболее экономных методов производства и наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов благодаря конкуренции производителей и потребителей. Условия возникновения рынка: 1. общественное разделение труда; 2. специализация; 3. экономическая обособленность собственников ресурсов; 4. свободный обмен факторами производства. Структура рынка. Рынок характеризуется сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям: 1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений: 1. рынок товаров и услуг; 2. капитала; 3.труда; 4. ценных бумаг; 5. земли; 6. информации. 2. Пространственная характеристика: 1. мировой рынок; 2. региональный, 3. национальный, 4. местный. 3. По степени ограничения конкуренции: свободный рынок, монополизированный 4. По степени насыщенности: 1. равновесный рынок; 2. избыточный; 3. дефицитный. 5. По степени зрелости: 1. неразвитый; 2. развитый; 3. формирующийся. 6. По отраслям. 7. По характеру продаж: 1. оптовый; 2. рыночный рынок. Функции рынка: 1. информационная - выявляет общественную платежеспособную потребность; 2. регулирующая – способствует изменению структуры производства в соответствии с платежеспособными потребностями; 3. санирующая - санация - банкротство или наоборот. Рынок позволяет успешно действующим фирмам развиваться при этом неэффективные фирмы уходят с рынка (с отрасли). 4. интегрирующая – эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему. 5. стимулирующая - формирует конкурентную среду. Понятие рыночной конкуренции и ее виды. Конкуренция – это экономическое соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов. Выделяют внутриотраслевую конкуренцию (между производителями однородной продукции) и межотраслевую (между производителями различных видов товаров). Внутриотраслевая конкуренция ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала. Эффективное функционирование конкурентной борьбы подвергается угрозе, если возникает возможность у участников рынка ограничивать вход на рынок своих конкурентов или если к. борьба прекращается из-за сговора между конкурентами. Это проявление монополизации рынка. Цель государства состоит в предотвращении концентрации власти на рынке, который реализуется с помощью антимонопольного законодательства. По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможностей контроля над ценами и использования методов неценовой конкуренции, выделяют следующие виды к.: 1. чистая – совершенный рынок; 2. монополистическая конкуренция; 3. олигополия; 4. чистая монополия. Модели рынка и виды конкурентной борьбы
|