![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпикур и стоики ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Эпикур (342—270 гг.). Сохранились три письма и названия его сочинений: «О природе», «О богах», «Об атомах и пустоте». Последователь Эпикура римский философ Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей». Эпикур Цель философии — счастье человека. Космос и все многообразие мира продукт механического движения атомов в пустом пространстве. Атомы бесчисленны, пустота бесконечна. Атомы и мир различны. Атомы имеют различную величину и вес и отклоняются в своем движении. Отклонение атомов без внешней причины. Эпикур — противник фатализма (Демокрит). Случайность — не отрицание причины, а перенесение ее во вне. Признание случайности в отклонении атома от прямой линии, при падении, выходит за пределы физики и направлено против фатализма, предопределения и стремится к освобождению людей от рока, постановке проблемы необходимости и свободы. Вещи — не просто совокупность атомов, а их целостность, обладающие гармоничным движением. Все мировые тела возникли из атомных вихрей. Небесные светила — сгущение огня. Основу познания составляют восприятие и ощущение, которые дают образ вещей. Заблуждения — результат неосновательности наших суждений. Отделяющиеся от предметов образы проникают в органы чувств и вызывают ощущения движения частицы души. Возникающий в душе образ сохраняется в мыслях. Этика Эпикура. — Человек — чувствительное существо и чувства являются критерием морали. «Всякое благо и зло в ощущении». «Достаточно иметь чувства и быть живым существом, — говорит Эпикур, — чтобы знать, что удовольствие является добром». Всякое благо оценивается удовольствием, как мерилом. Наслаждение есть естественная цель всех существ. Каждое существо ищет удовольствие и избегает страдания. Наша цель — не страдать телом и не смущаться душой. Естественное и необходимое желание, например, голод, следует удовлетворять, от суетных желаний нужно избавляться, т.к. они могут вызвать смятение, «беспокойство». В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (цель — удовольствия). Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Подлинное удовольствие не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Неверно представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. «Смерти не надо бояться, — ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет: поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших». Полный отказ от социального активизма. Отдельный человек, а не общественное целое — вот отправной пункт эпикурейской этики. Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид — первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний. Стоики. Основные представители греческие философы Зенон и Диоген. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися философами были Сенека (ок. 5 до н.э. — 65 годы н.э.), его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.). Философия стоиков — прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся и эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца: сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Однако, в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие — вот их этический идеал. Настроение стоиков — пессимистическое: такое настроение хорошо передано А. С. Пушкиным, в одном из его стихов: Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия — значит научиться полностью, владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика — это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему — вот одна из заповедей Сенеки. Философия Эпикура и стоиков подготовила христианское мировоззрение.
Гераклит из Эфеса (544—484 гг. до н.э.). Главное произведение «О природе». «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняется и закономерно угасающий». Огонь проходит пути: Гераклит Эфесский ОГОНЬ Подчиняясь необходимости, материя не зависит ни от бога, ни от человека. Мир — упорядоченный Космос. Огонь причина всех изменений в природе, материальная основа мира. Вечное обновление мира происходит через борьбу противоположностей. «Па входящего в одну и ту же реку текут все те же и новые воды». Изменения в мире подчиняются всеобщему закону Логоса (Логос — слово, закон, разум). Все человеческие законы должны соответствовать божественному Логосу. Основы диалектики Гераклита: Познание начинается с восприятия мира чувствами, но учит человека разум. Мудрость в том, чтобы говорить истину и поступать в соответствии с природой. Огнем управляет Логос — мировой закон. Из огня все выходит, туда же все и возвращается. Все изменчиво, находится в стадии становления. Смерть — есть рождение чего-то. Человек занимает центральное положение среди живого. В человеке борется сон и бдение, смерть и жизнь, старость и юность. Человеческая душа — часть мирового огня. Через душу человек связан с Логосом. Душа — паук, а тело — паутина (тело управляется душой). Мудрая душа — горячая. Влажная душа не горит (у пьяниц). Общество возникло в результате войны людей за свои интересы. Красота и безобразие, добро и зло — это впечатления души человека о мире. Жизнь вечно страдает. В каждой новой жизни человек должен получить наказание за прошлые прегрешения. Человек — результат развития космоса. Чтобы познать Логос нужно быть правильным человеком.
|