![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания для студентов
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой профессор Д. М. Азаматов _____________________ «31» мая 2012 г.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «История философии. Философия античности (2)»
Методические указания для студентов (для семинарских занятий)
Дисциплина «Философия» Специальность Лечебно дело (31.05.01) Курс II Семестр I
Уфа Тема: «История философии. Философия античности (2)» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Лечебное дело (31.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.
Рецензенты: 1. 2.
Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.
Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.
1. Тема: «История философии. Античная философия (2)». Актуальность: данная тема знакомит студентов с античной философией, (классический и эллинистический этапы философии), в которой закладывались основные направления классической философии. 2. Цель занятия: - знать содержание и характерные черты классического и эллинистического этапов античной философии; - знать особенности понимания мира (бытия), человека и общества, представленные в философиях Платона и Аристотеля; - знать представления об идеале человека и его этике в философских школах эпикурейцев, скептиков, стоиков и неоплатоников; - знать основных мыслителей изучаемого периода - знать характерные черты и основные темы классической философии.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: - историю Древней Греции и Древнего Рима; - историю развития античного рабовладельческого общества. - содержание и компоненты духовной культуры античности; Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: - работать с научными и учебными текстами; - реферировать научный и учебный материал.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1) Какую «революцию» в философии совершил Сократ? 2) Что лежит в основе существующего мира с точки зрения Платона? 3) Что понимал Платон под идеей? 4) Каким образом Платон представлял мир идей? 5) Что такое идеальное государство Платона? 6) Что думал Аристотель о платоновском мире идей? 7) Как объяснял Аристотель существование вещи? 8) Что есть «счастье» по мнению стоиков, эпикурейцев, скептиков, неоплатоников?
4. Вид занятия: семинар. 5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах). 6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы); 6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.) 7. Содержание занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Тестовые задания для самоконтроля: 1. Античным философом, полагавшим, что высшие слои общества не должны иметь частной собственности, был… а) Цицерон б) Фалес в) Аристотель г) Платон
2. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли… а) Фалес и Анаксимен б) Платон и Аристотель в) Левкипп и Демокрит г) Парменид и Зенон
3. Истинное бытиё по Платону есть… а) человеческое существование б) Космос в) разум человека г) мир эйдосов (идей)
4. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как… а) дуализм б) субъективный идеализм в) гуманизм г) объективный идеализм
5. Основными представителями классического периода античной философии были… а) Платон и Аристотель б) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен в) Эпикурейцы, стоики, скептики г) софисты и Сократ
6. Позиция скептицизма характеризуется высказыванием: а) «Мы приходим к познанию вещей, двумя путями, а именно посредством опыта или дедукции» б) «Разум подобен глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи» в) «Постичь то, что есть, - вот в чем задача философии» г) «Всякому положению можно противопоставить другое, равное ему».
7. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в … а) стремлении бороться за справедливый общественный порядок б) умении наслаждаться жизнью в) умении мужественно и достойно подчиняться судьбе г) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей.
8. Соотнесите понятия и философские школы … а) атараксия б) апатия в) эманация г) автаркия 1) Стоицизм 2) Эпикуреизм 3) Неоплатонизм 4) Скептицизм
7.1.2. Проверка конспектов по философии стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, неоплатонизма. 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: 1. Онтология Платона. 2. Аристотелевское понимание онтологической проблемы. 3. Учение Аристотеля о категориях. 4. Различие подходов Платона и Аристотеля к проблеме общества и государства. 5. Этические позиции в философии эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма. 6. Характерные черты и основные темы классической философии.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя Объясните понятия и термины: идея (эйдос), мир идей, Демиург, атараксия, апатия, автаркия, эманация, категория.
Темы докладов и рефератов: 1. Социальные концепции Платона 2. Социальные и этические идеи Аристотеля 3. Эпикур и его учение 4. Аристотель первый систематизатор науки 5. Неоплатонизм как фундамент христианской философии 6. Мыслители-стоики античности 7. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия 8. Спор Аристотеля с Платоном.
На занятии студенту необходимо выполнить: · участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы; · ответить на вопросы преподавателя; · сформулировать вопрос докладчику; · решить предложенные тестовые задания.
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.
Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия: - краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла; - конспект – 3 балла; - развернутое выступление – 4 балла; - доклад, доклад с презентацией – 10-15 баллов; - тестовое задание – 5 баллов.
Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.
8. Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов): Основная: 1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 46 – 50, 52 – 58. 2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004. Вводное слово. с. 22 – 79. 3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. Ч. I, Гл. 1, с. 65 – 86. 4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. II, Гл. 4, с. 70 – 83. Дополнительная: 1. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php 2. https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st007.shtml 3. https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st008.shtml 4. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/01.php 5. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» 2003. с. 43 – 328.
Подпись автора методической разработки: ___________
«31» мая 2012 г.
|