Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Речи Посполитой. Сейм и король Польши. “Золотые вольности” шляхты. ВКЛ в составе Речи Посполитой. Главный Трибунал ВКЛ. Статуты ВКЛ.






Речь Посполитая была сословной конституционной монархией с выборным королем.

Высшим органом государственной власти в Речи Посполитой являлся общегосударственный сейм. Обычные сеймы созывались королем один раз в два года. На них представители шляхты избирали короля, объявляли войну, заключали мирные соглашения с другими странами, давали согласие на сбор посполитого рушенья (шляхетского ополчения), введение военного налога, присваивали или отменяли шляхетское звание.

Сейм состоял из Сената и Посольской Избы. В Сенат входили представители католического духовенства, прежде всего епископы, высшие должностные лица государства. Их количество составляло около 140 150 человек. Посольская Изба формировалась из представителей шляхетского сословия страны. В каждом повете шляхта избирала в ее состав по два депутата. В середине XVIII в. общее количество шляхетских послов в Посольской Избе составляло 236 человек.

Каждый посол (депутат) владел правом «либерум вето», или правом свободного запрета. Согласно этому праву все решения на сеймах Речи Посполитой должны были приниматься единогласно. Если хоть один из послов не был согласен с постановлением сейма, то оно не принималось. Выражалось право в выкрике депутата «не позволяем», что вело к прекращению заседания сейма и отмене принятых на нем постановлений. Шляхта очень гордилась этим правом. Оно свидетельствовало о широких свободах шляхетского сословия. Но постепенно магнаты стали использовать это право для достижения собственных целей, что очень ослабило страну.

В Речи Посполитой действовали и чрезвычайные сеймы. Их созывал примас (первое духовное лицо в католических государствах). Поводом для чрезвычайного сейма могла быть смерть короля или отказ монарха от престола. На чрезвычайном сейме представители шляхты обсуждали кандидатуры будущего короля. Из нескольких предложенных претендентов выбирали одного и возводили на трон Речи Посполитой.

Люблинская уния активизировала процесс полонизации шляхты ВКЛ и способствовала формированию из феодалов Речи Посполитой сословно-политической общности – " польский народ шляхетский". В XVII в. на шляхту ВКЛ распространяются " золотые шляхетские вольности":

· равенство шляхты перед законом;

· право на свободное избрание (элекцию) короля;

· право на протест (шляхта имела право на конфедерацию – вооруженную политическую оппозицию королю, и рокош – вооруженное выступление против короля);

· право каждого шляхтича на свободу голоса;

· неприкосновенность личности шляхтича и его имения.

В 1572 г. скончался Сигизмунд II Август – последний король польский и великий князь ВКЛ из династии Ягеллонов. После него начался период избранных королей, первыми из которых были Генрих Валуа (1573-1574 гг.), принц из французского королевского дома, и Стефан Баторий (1576-1586 гг.). происходивший из старинного венгерского рода. Стефан Баторий успешно для Речи Посполитой завершил Ливонскую войну. В 1582 г. в Ям-Заполье было заключено перемирие, по которому восточная граница ВКЛ осталась в довоенном виде.

Государственный строй Речи Посполитой на протяжении второй половины XVI-XVII вв. претерпел эволюцию: шляхетская республика сменилась безраздельной властью магнатских родов, соперничавших друг с другом. Эго в совокупности с " золотыми шляхетскими вольностями" привело к дезинтеграции государства и его ослаблению.

 

Реформация и Контрреформация на территории Беларуси в XVI - ХVII вв. Кальвинизм. Арианство. Деятели реформации (Николай Радзивилл Черный, С. Будный, В. Тяпинский). Деятельность ордена иезуитов в Беларуси. П. Скарга.

В XIV-XV вв. в разных странах Западной Европы возникли движения против господства католической церкви. Эти движения получили общее название Реформация. Реформация широкое общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и ее роли в политической системе общества. Идейной основой Реформации был гуманизм эпохи Возрождения. Идеологи Реформации утверждали, что для спасения души верующего не нужен посредник в лице церкви. В связи с этим они выступали за ликвидацию церковной иерархии вместе с папой римским. Реформация началась в 1517 г. с выступления Мартина Лютера против торговли индульгенциями (папскими грамотами, отпускавшими грехи).

В результате Реформации образовалось новое течение в христианстве – протестантизм или протестанство. Протестантизм имел свои течения: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство и др. На территории Беларуси первые протестантские общины начали появляться в середине XVI ст. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм направление протестантизма созданное французским проповедником Жаном Кальвиным (1509-1564). Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других – на погибель. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказать это своим трудолюбием.

Идеи Реформации в ВКЛ распространились преимущественно в магнатской среде (князья Радзивиллы, Кишки, Сапеги, Ходкевичи, Тышкевичи и др.). Известным представителем реформационного движения в ВКЛ, сторонником кальвинизма был Николай Радзивилл Черный, который оставил большой след в деле реформирования церкви. Н.Р. Черный – один изизвестнейших политических деятелей ВКЛ – канцлер Великого Княжества Литовского, воевода виленский, человек, которого называли некоронованным королем Беларуси и апостолом Реформации. После принятия кальвинизма М.Р. Черным начался массовый переход шляхты ВКЛ в кальвинизм. Переход в кальвинизм большей части политической элиты Великого Княжества обусловил активное распространение Реформации на территории Беларуси. По всей стране началось учреждение реформаторских церквей, из-за границы приглашаются известные своим интеллектом проповедники, при церквях открываются школы, как начальные такой высшие, а Виленская школа, основанная Н.Р. Чёрным, в конце XVI веке претендовала даже на статус академии. Эти школы давали лучшее образование, чем католические, и также способствовали распространению Реформации.

Идеи кальвинизма соответствовали свободолюбивым представлениям магнатов и шляхты. Кальвинизм не допускал государственного контроля над церковью. Принимая протестантское вероучение, магнаты и шляхта таким образом выступали против Люблинской унии, поскольку католическая церковь активно поддержала идею включения ВКЛ в состав Польши. Нужно учитывать и тот фактор, что часть шляхты стремилась обогатиться за счет владений церкви.

В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось направление Реформации – арианство (антитринитаризм) – радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Наиболее широко арианство распространилось в Новогрудском и Брестском воеводствах. Арианские сборы во второй половине XVI в. действовали в Новогрудке, Клецке, Ивье, Несвиже и других городах Беларуси. Всего насчитывалось около 20 общин.

В арианстве выделяют два течения: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков, и радикальное, резко критиковавшее крепостничество, политику государственного насилия, феодальные войны.

К умеренному течению антитринитаризма принадлежал Симеон Будный(1530-1593) белорусский мыслитель и гуманист эпохи Возрождения, реформатор, теолог, филолог, историк, поэт, философ, педагог. В 1558 г. по приглашению Н.Р. Черного С. Будный приехал в Вильно, преподавал на белорусском языке катехизис в протестантской школе. Он основал Несвижскую типографию, где в 1562 г. издал на белорусском языке книги «Катехизис» и «Про оправдание грешного человека перед Богом».

Василий Тяпинский (1530-1590) гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник. Он был сторонником арианства, т.е. выступал против учения о Троице. Главная заслуга В.Тяпинского в том, что он во весь голос заявил о необходимости развития науки, литературы, культуры на родном языке, призвал расширять на нем Слово Божье. В 70 - 80-е гг. XVI в. на собственные средства В. Тяпинский основывал типографию, начал переводить и печатать на белорусском языке «Евангелие».

Со второй половины XVI в. католическая церковь начала борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение получило название Контрреформация. Одним из главных орудий борьбы с Реформацией стал орден иезуитов. В столице Великого княжества Литовского Вильне иезуиты появились на следующий год после Люблинской унии. Орден иезуитов занимался прежде всего проповеднической деятельностью. Иезуиты выступали на городских площадях с проповедями, преподавали основы католической веры, проводили благотворительные акции (создавали бесплатные аптеки, ухаживали за больными, помогали голодавшим крестьянам). Главная задача иезуитов – борьба с реформацией. Они закрывали протестантские и православные школы и типографии, сжигали «вредные» книги. С помощью налаженной системы образования (коллегиумы) на их сторону примкнуло молодое поколение. Воздействовали иезуиты на широкие народные массы и с помощью монастырей и костелов. Начался усиленный процесс вытеснения протестантизма католицизмом. Шляхта и магнаты из протестантизма возвратились в католичество. И в конце XVII века Реформация была побеждена.

Главным идеологом Контрреформации был иезуит Петр Скарга. Он своим красноречием восхищал людей. Блестящие проповеди П. Скарги привлекали толпы слушателей всех исповеданий и имели огромный успех. Горячая проповедь, пышное богослужение, благолепие церкви, торжественные процессии – все это сильнее и сильнее привлекало народ к иезуитам. В 1577 г. Скарга издал на польском языке сочинение " О единстве церкви Божией...". В своем сочинении П. Скарга старался доказать, что единая церковь Христова, вне которой нельзя спастись, есть церковь римская; затем во второй части книги он рассматривал подробно ряд мнимых отступлений греческой церкви от римской и, наконец, в третьей части указывал меры к соединению православных с римскою церковью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал