![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дроссели и регуляторы расходаСтр 1 из 8Следующая ⇒
С.Ю. Плешков, А.В. Хаит, В.Ю. Энгель
Конструкции и типовые схемы аппаратуры гидропривода
Учебно-методическое пособие
Екатеринбург УрФУ УДК 62-82(075.8) ББК 34.447я73 К65
Рецензенты: кафедра сельскохозяйственных машин Уральской государственной сельскохозяйственной академии (зав. кафедрой канд. техн. наук, профессор А.Н. Зеленин) канд. техн. наук, проф. В.М. Таугер (Уральский государственный университет путей сообщения)
Научный редактор: доц., канд. техн. наук А.В. Некрасов
К65 Конструкции и типовые схемы аппаратуры гидропривода: учебно-методическое пособие / С.Ю. Плешков, А.И. Хаит, В.Ю. Энгель. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. -34 с.
Учебно-методическое пособие содержит справочный материал по дисциплине «Гидравлика и гидропневмопривод», практические задания к выполнению лабораторной работы № 40. Рекомендовано для студентов, обучающихся по специальностям: направление 150800 – Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника; специальность 150802 - Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика; направление 270880 – Строительство, профиль – Гидропневмоситемы в строительстве и промышленности; направление 151900.62 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; специальность 151901 – Технология машиностроения; направление 190100 – Наземные транспортные технологические комплексы; специальность 190105 - Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
Библиогр.: 5 назв. Табл. 3. Рис. 23. УДК 62-82(075.8) ББК 34.447я73
© УрФУ, 2011 © Плешков С.Ю., Хаит А.В., Энгель В.Ю., 2011 Цель работы: изучение конструкций направляющих дроссельных аппаратов, клапанов и гидрораспределителей гидропривода и гидроавтоматики, ознакомление с принципом действия этих аппаратов, развитие навыков чтения и составления принципиальных схем гидропривода с применением направляющей дроссельной гидроаппаратуры.
Дроссели и регуляторы расхода
Рис. 1. Линейный дроссель:
В этом дросселе жидкость движется по винтовой прямоугольной канавке, длину которой можно изменять поворотом винта. Площадь живого сечения и длину канала устанавливают из условия получения в дросселе требуемого перепада давлений и исключения засоряемости канала механическими примесями, содержащимися в рабочей жидкости. В таких дросселях рост перепада давления происходит за счёт увеличения длины канала. При этом сечение канала выполняется постоянным и достаточно большим, чтобы исключить его засорение. Ввиду того что гидравлическое сопротивление определяется вязкостью жидкости, такие дроссели применяются только при постоянной температуре рабочей жидкости в процессе работы гидрпопривода. Нелинейные дроссели характеризуются тем, что режим движения жидкости через них турбулентный, а перепад давлений практически пропорционален квадрату расхода жидкости, поэтому такие дроссели часто называют квадратичными. В них потери давления определяются деформацией потока жидкости и вихреобразованиями, вызванными местными сопротивлениями. Изменение перепада давления, а следовательно, и изменение расхода жидкости через такие дроссели достигается изменением или площади проходного сечения, или числа местных сопротивлений.
Рис. 2. Принципиальные схемы нелинейных дросселей: а - игольчатого; б - комбинированного; в - пробкового щелевого; г - пробкового эксцентричного; д - пакетного; е - пластинчатого; ж - условное обозначение регулируемого дросселя; 1 - корпус; 2 - игла; 3 - диафрагма; 4 - пробка; 5 - пластина; 6 – втулка
Максимальную площадь устанавливают из условия пропуска заданного расхода жидкости через полностью открытый дроссель, минимальную - из условия исключения засоряемости рабочего окна. В пластинчатых дросселях (рис. 2, е) сопротивление зависит от диаметра отверстия, которое можно уменьшить лишь до определенного предела (dmin > 0, 5 мм), ограничиваемого засоряемостью во время работы такого дросселя.
где γ – удельный вес жидкости; ζ – коэффициент местного сопротивления отверстия; n – число пластин; ν – средняя скорость потока жидкости в проходном отверстии пластины. К нелинейным относятся также комбинированные дроссели, в которых потери давления по длине и местные потери соизмеримы между собой по величине и в равной мере оказывают влияние на расход жидкости через дроссель (рис. 2, б). Для определения расхода жидкости через такой дроссель используется формула
где ω – площадь проходного сечения дросселя; Δ Р – перепад давлений у дросселя; μ – коэффициент расхода, зависящий от конструкции дросселя, числа Рейнольдса, формы и размеров отверстия; ρ - плотность рабочей жидкости. Важной характеристикой дросселей является их равномерная и устойчивая работа при малых расходах, которая возможна при уменьшении площади ω до определенного предела, ниже которого расход становится нестабильным. Это объясняется облитерацией [1] – заращиванием проходного отверстия. Чтобы добиться малого расхода в ответственных гидросистемах, применяют специальные конструкции дросселей, в которых рабочему органу (игле, пробке, диафрагме и т.д.) сообщаются непрерывные вращательные и осциллирующие движения[2].
Рис. 4. Схема регулируемого дросселя с обратным клапаном типа МК фирмы «Rexroth»: 1 – корпус; 2 – затвор конусный; 3 – пружина; 4 – втулка опорная; 5 – кольцо стопорное; 6 – втулка регулирующая; 7 – кольцо стопорное; 8 - уплотнение
В корпусе 1 выполнена цилиндрическая расточка и соосные с ней каналы для входа (А) и выхода (В) рабочей жидкости. В расточке корпуса 1 размещен конусный затвор 2, имеющий пазы для прохода жидкости и поджатый пружиной 3 к острокромочному седлу, выполненному в корпусе 1. Пружина 3 опирается с одной стороны на втулку 4, перемещение которой ограничено стопорным кольцом 5, а с другой стороны - на внутреннюю поверхность конусного затвора 2. На внешней поверхности корпуса нарезана резьба, по которой двигается регулирующая втулка 6, в ней выполнена расточка специальной формы, образующая с корпусом 1 и выполненными в нем боковыми сверлениями кольцевую дросселирующую щель. Перемещение регулирующей втулки 6 ограничено с одной стороны длиной нарезанного участка резьбы, а с другой - стопорным кольцом 7. Герметичность соединения подвижной регулирующей втулки 6 с корпусом 1 обеспечивается уплотнениями 8. При подаче рабочей жидкости под давлением в канал А конусный затвор 2 прижимается к седлу, выполненному в корпусе 1, усилием пружины 3 и дополнительным усилием от действия давления рабочей жидкости на внутреннюю поверхность конусного затвора 2. При этом рабочая жидкость через боковые расточки в корпусе 1 поступает в кольцевую дросселирующую щель, образованную корпусом 1 и регулирующей втулкой 6. За счет создаваемого при этом перепада давления регулируется расход потока рабочей жидкости при ее движении в направлении А-В. Вращением регулирующей втулки 6 обеспечивается ее продольное перемещение по резьбе, нарезанной на внешней поверхности корпуса 1, за счет которого изменяется площадь проходного сечения дросселирующей щели, а тем самым и величина расхода рабочей жидкости в направлении А-В. Рабочая жидкость, подаваемая под давлением в канал В, преодолевая усилие пружины 3, отжимает конусный затвор 2 обратного клапана от седла, выполненного в корпусе 1, и проходит в канал А. При этом часть рабочей жидкости проходит через дросселирующую щель, очищая ее от возможных загрязнений. Недостатком дросселей является неравномерность расхода, вызванная изменением перепада давлений у них, что, в свою очередь, зависит от величины нагрузки на исполнительном органе гидропривода. Это видно из формулы (2). Если рукояткой дросселя установлен определенный расход, т.е. конкретный размер щели дросселя, то все множители в формуле (2), кроме Δ Р, можно считать постоянными. Тогда расход будет зависеть только от Q=f(Δ Р). Для частичного или полного устранения неравномерности расхода применяют регуляторы расхода, в которых перепад давлений в дросселе Δ P во время его работы поддерживается примерно постоянным.
Рис. 5. Схема регулятора расхода: а, б – схема и принцип действия; в - условное обозначение; 1 – дроссель; 2 – редукционный клапан; 3 - пружина
Увеличение давления Р1 на входе перед дросселем вызывает смещение вверх редукционного клапана. Проходное сечение между клапаном и корпусом уменьшается, что приводит к повышению давления Р2, вследствие чего перепад давлений на дросселе остаётся постоянным. Благодаря постоянству перепада давлений на дросселе расход жидкости через регулятор и скорость движения выходного звена гидродвигателя не изменяются при изменении нагрузки на исполнительный орган. Макет регулятора расхода марки Г55-21, работающего по описанной выше схеме, имеется в лаборатории кафедры гидравлики. При работе гидропривода вследствие изменения коэффициента расхода μ, вызванного колебаниями температуры рабочей жидкости, расход через регулятор все же изменяется. Для серийных конструкций регуляторов это изменение составляет 10…12%. Задание №1. Определить площадь проходного сечения подводящего канала дросселя и его диаметр. Исходные данные взять из табл. 1. Таблица 1 Исходные данные для определения параметров дросселя
П р и м е р р е ш е н и я з а д а ч и (к заданию №1). Определить площадь проходного сечения подводящего канала дросселя и его диаметр при следующих исходных данных ∆ Р=20МПа, Q=20 л/мин, скорость потока в подводящем канале ν =4м/с, μ =0, 61, ρ =900 кг/м3. Решение. Воспользуемся формулой (2):
Диаметр подводящего канала найдем из формулы Q=ω др·ν:
|