Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из зарубежной литературы. 8 ч 1 страница






Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

VI Тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела литературы Количество часов Развитие речи Внеклассное чтение Контрольные работы
  Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.        
  Устное народное творчество.        
  Древнерусская литература        
  Из литературы 18 века.        
  Из литературв 19 века.   5-2соч   №1
  Из литературы 20 века   2-2 соч    
  Поэты о Вов 1941 - 1945   1-1    
  Писатели и поэты о Родине        
  Писатели улыбаются       №2
  Из зарубежной литературы.        
  Внеклассное чтение в конце года        
  Повторение в конце года        
  Итого: 102 из них:      

 

VII Календарно-тематическое планирование

№ п/п Дата план   Дата факт Тема урока Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Вид деятельности Уч-ся Форма и вид контроля Практ. часть Словарная работа Домашнее задание
1. 2.09   Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества Личностные: выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное. Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.   Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, абзац, Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.
        Устное народное творчество - 10 ч.          
2. 3.09   Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Ответить на вопросы: по-чему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и погооркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситу-ацию, используя как своеобраз-ный вывод пословицу или поговорку.   Фольклор, фольклористи ка, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка. Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
3. 4.09   Детский фольклор Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки. Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия. Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку   Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника); конспект статьи учебника (с. 7-8).
4.   9.09   Сказка как особый жанр фольклора Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жанра. Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллю -страциями Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок   Сказка, старины Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12).
5. 10.09   «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариантах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»   Постоянные эпитеты, сказочные формулы. Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).
6. 11.09   Народная мораль в характерах и поступках героев. Личностные: умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ. Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир» Пересказ сказки «Царевна- лягушка». Самостоятельная работа   Постоянные эпитеты, сказочные формулы. Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).
7.     16.09   Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки Предметные: иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.   Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
8. 17.09   Изобразительный характер формул волшебной сказки. Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников. Предметные: умениенаходить отличия в вариантах сказки. Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника Ответить на вопросы статьи учебника     Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28 - 38)
9. 18.09   «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста. Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок. Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. Выразительное чтение.   Гипербола. Героическая сказка. Герой. Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).
10. 23.09   Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту. Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. Составить план сказки. Самостоятель ная работа.   Постоянные эпитеты, пов-торы, сказоч -ные формулы, вариативность народных сказок Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42- -43), нарисовать ил-люстрации
11. 24.09   Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа) Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок. Осмысление сюжета сказок, ответы на вопро сы; чтение по ролям; сопостав -ление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках» Анализ сказок     Подготовить вопросы для конкурса на знание на-родных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)
        Древнерусская литература 2 ч.          
12. 25.09   Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Личностные: знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин. Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. Чтение по ролям. Словарная работа   Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (с. 48 - 50)
13. 30.09   «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». умение определять черты фольклора в летописи. Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51) Составление цитатного плана. Пересказ.   Устаревшие слова Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)
        Литература 18 века (1 ч.)          
14. 1.10   М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве». Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?   Астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птоломей Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)
        Литература 19 века 39 ч.          
15. 2.10   Русские басни. Басня как литературный жанр Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев) Меиапредметные: умение выразительно читать Предметные: умение опре делять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанро вые особенности басни Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафон-тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки Чтение по ролям.   Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни Эзопов язык Конспект статьи учебника (с.57) Подготовить рассказ об И.А.Крылове (с.58 - 59); прочитать басни (по выбору), подготовиться к викторине.
16.   7.10   И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать жанровые особенности басни Чтение басни и ее полноценное вос-приятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям   Басня, аллегория, мораль басни. Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.
17.     8.10   И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов Предметные: знать жанровые особенности басни Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица» Инсценирован -ное чтение   Басня, аллегория, мораль басни. Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)
18. 9.10   Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения. Метапредметные: умение выразительно читать Предметные: знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравившихся басен Создание басни Рр 1 Басня, аллегория, мораль басни Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.
19. 14.10   В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова Метапредметные: Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций Вч 1   Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»
20. 15.10   В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки. Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие худо -жественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произве- дениями живописи Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.   Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»(с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83)
21.     16.10   «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Личностные: понимание роли и значения сказок в жизни селовека Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличительных черт Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт Составление таблицы «Сходство и различие рус-ской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.   Сказочные формулы волшебной сказки Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушон- кой, описание объятого сном замка)
22. 21.10   Баллада В.А.Жуковского «Кубок» Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Чтение по ролям   Баллада, ратник, латник Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90).
23.   22.10   Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопросы. Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение Выразительное чтение   Вереск, пикты, скотты Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (ч. 2, с. 194- 197); рассказ о писателе (с. 193).
24.     23.10   А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение   Эпитет, сравнение, метафора Подготовить рассказ об А.С.Пушкине(с. 91 - 92). Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихотворение «Няня» (с. 92 - 93).
25. 4.11   А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил Личностные: знать историю рождения сюжета сказки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характе ров, выборочный пере сказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, вы-разительное чте- ние; установление ассоциативных связей с произведениями живописи Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов   Инда, сочельник, ломлива, перст, полати Прочитать сказку (с. 95 - 112), Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112)
26. 5.11   Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаичес-кой? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме) Рр2 Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь Конспект статьи учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». (с. 114 - 116). Записать план сказки.
27. 6.11   Помощники царевны. Народная мораль, нравственность Личностные: понимание роли сказки в жизни человека Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому Выразительное чтение, чтение по ролям, художест- венное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопос-тавление сказок со сходным сюжетом Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравни -тельная характеристика героев     Выучить наизусть отрывок из сказки.
28. 11.11   Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом. Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина Рр3   Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
29. 12.11   В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» Метапредметные: выработать умение выразительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя, Предметные: выработать умение восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста Работа с иллю-страциями, восстановление деформировано- го текста, проверочная работа Проверочная работа Вч2   Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 117-118).
30. 13.11   Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение Ответы на вопросы   Псевдоним Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспоко -ил…» (с. 120 - 138) Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пе- ресказ отрывка.
31. 18.11   Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный х- Краткий пересказ, выразительное чтение Выразительное чтение   Сюжет, сюжет-ная линия, причудливый сюжет, репро-дуктивный, воспроизводящий, нрав Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 143 - 148)
32. 19.11   М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словес- ное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстра цией Выразительное чтение, самостоятель ная работа с текстом. Аргумен тированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историичес кую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солда-та?»   Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою Подготовить сообщение о поэте (с. 150), выразительно читать стихотво- рение (с. 151 - 154
33. 20.11   Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и лично-стного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст рпроизведе ния с иллюстрациями, Бородинского сражения Предметные: при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчи- ка; устное словес ное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комменти- рование художест венного произведения, составление текста с иллюстрациями художников Устное словес ное рисование, комментирова- ние художест -венного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышля -ем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключает -ся основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Роди-ны?   Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»
34. 25.11   Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина Предметные: иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составлние таблицы «Язык повес ти», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести   Юмор, сатира, лирика Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе (с. 157 - 158), Выразительное чтение произве- дения (с. 158 - 169), пересказ
35. 26.11   Реальное и фантастическое в сюжете повести Личностные: знать определение теоретичес ких понятий: юмор, фантастика Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное Пересказ были -чек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произ-ведениями жи-вописи; анализ языка повести Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?     Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»
36. 27.11   Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями Устные фантас -тические рассказы. Выпи- сать слова и вы ра жения, пере -дающие колорит народ ной речи. Пересказ смеш ных эпизодов из повести «Май-ская ночь, или Утопленница»   Тип речи - повествование Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове (с. 171 - 172), составить к ней вопросы, прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» (с. 172 - 175).
37. 2.12   Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа. Выбор ответа в тестовых заданиях Тест Кр1    
38. 3.12   «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы Выразительное чтение   Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос». Подготовить выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети» (с. 176 - 186)
39. 4.12   Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Личностные: знать содержание стихотворения Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями Осмысление характеров героев, отвветы на -вопросы; выра -зительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установле ние ассоциативных связей с произведениями живописи Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.   Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье  
40. 9.12   И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установле-ние ассоциативных связей с про- изведениями живописи Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?   Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостниче -ство Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)
41. 10.12   История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение Личностные: значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства. Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметьсопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами Чтение диалогов   Нравственное превосходст -во, независи -мость, бескомп ромиссность, человеческое достоинство Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, отно- сящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях.
42. 11.12   Герасим и Муму. Счастливый год. Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, составлять цитатный план. Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характерис -тика Герасима, Татьяны, Капитона, бары -ни; комментиро -вание художест -венного текста, установление ассоциативных связей с произве- дениями живописи Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме про -снулся свобод -ный человек? Почему рассказ называе тся «Муму»? Озву -чить внутренний монолог Гераси ма в сцене спасе ния Муму   Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.
43. 16.12   Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Личностные: знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; Метапредметные: уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа     Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»
44. 17.12   Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Личностные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы Предметные: уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя Ответы на вопросы: выразительное чте-ние, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисо -вание; комменти -рование худо -жественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана харак-теристики ли-тературного героя Рр4 Портрет, пейзаж, ли-тературный герой, тема, идея сочине-ния, план, тип речи: рассужде ние, повество- вание Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение
45. 18.12   Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками Умение выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок Анализ сочинений, работа над ошибками   Рр5    
46. 23.12   А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» Личностные: знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения Метапредметные: планоровать свою деятельность под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос Предметные: уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; отве - ты на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями Выразительное чтение   Метафора Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» (с. 227)
47. 24.12   Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. Личностные: знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой» Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: уметь оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого Чтение статьи учебника о писа -теле, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопо -ставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведе ние Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать назва ние в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения   Идея, сюжет, рассказ Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характе -ристику Дины с использо ванием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.
48.     25.12   Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы Личностные: Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений Предметные: умение оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, ком -ментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего прояви-лось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувст вовал в бою. Составление плана эпизода «Недавшийся побег». Отве-тить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина?   План (простой, сложный), говорящая фамилия, «жила», «костыль» Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин»
49. 13.01   Странная дружба Жилина и Дины. Личностные: Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью. Метапредметные: комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Предметные: уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости) Выборочный пересказ; устное словесное рисование, хар-ка героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи Ответить на вопросы (уст-но): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характе ристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину)     Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Ди -ной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.
50. 14.01   Р/р Краткость и выразительность языка рассказа. Личностные: совершенствовать навыки устного и письменного высказывания Метапредметные: находить ответ на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи Предметные: понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над язы-ком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять пере-живания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? Рр6 Сюжет, композиция, рассказ, идея Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключает ся идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
51. 15.01   Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» Умение работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами Работа над планом Рр7   Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»
52. 20.01   А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» Предметные: знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного Метаредметные: умение работатьс учебником, выделять главное в тексте, установление ассоциативных связей с иллюстрацией Предметные: передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации  

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал