№ п/п
| Дата план
| Дата
факт
| Тема урока
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| Вид деятельности
Уч-ся
| Форма и вид контроля
| Практ.
часть
| Словарная работа
| Домашнее задание
|
1.
|
2.09
|
|
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
| Личностные:
выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.
Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём главное.
Предметные:
знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии
| Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.
| Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.
|
| Форзац, титульный лист, выходные данные, литература, обложка, абзац,
| Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4). Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2 – 3 пословицы в тетрадь.
|
|
|
|
| Устное народное творчество - 10 ч.
|
|
|
|
|
|
2.
|
3.09
|
|
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
| Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности
Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
| Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.
| Ответить на вопросы: по-чему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и погооркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситу-ацию, используя как своеобраз-ный вывод пословицу или поговорку.
|
| Фольклор, фольклористи ка, жанр, малые жанры фольклора, загадка, пословица, поговорка.
| Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
|
3.
| 4.09
|
|
Детский фольклор
| Личностные: понимание принципов построения или создания произведений каждого жанра; создание считалки, небылицы, загадки.
Метапредметные: овладение умением составлять малые жанры фольклора, находить их черты их сходства и различия.
Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
| Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.
| Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку
|
| Колыбельная песня, пестушка, потешка, прибаутка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, небылицы
| Выполнить письменно задание 1 рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника); конспект статьи учебника (с. 7-8).
|
4.
|
9.09
|
|
Сказка как особый жанр фольклора
| Личностные: понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки -небылицы, характер ные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жанра.
| Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллю -страциями
| Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок
|
| Сказка, старины
| Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10); конспект статьи учебника (с. 12).
|
5.
| 10.09
|
|
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
| Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение отличий в вариантах сказки; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.
| Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
| Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»
|
| Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
| Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка». Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника (с. 26).
|
6.
| 11.09
|
|
Народная мораль в характерах и поступках героев.
| Личностные: умение формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ.
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.
| Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»
| Пересказ сказки «Царевна- лягушка».
Самостоятельная работа
|
| Постоянные эпитеты, сказочные формулы.
| Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы учебника (с. 26).
|
7.
|
16.09
|
| Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники.
| Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного пересказа, сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки
Предметные: иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)
| Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций ху-дожников с текста ми сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки
| Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.
|
| Повторы, постоянные эпитеты, формулы волшебных сказок
| Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
|
8.
| 17.09
|
| Изобразительный характер формул волшебной сказки.
| Личностные: пониманиетайны сказочной поэтики, народной мудрости, переданной в сказке, как совокупность художествен ых приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев
Метапредметные: умение работать со статьёй учебника, знание основных этапов жизни и творчество художников.
Предметные: умениенаходить отличия в вариантах сказки.
| Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника
| Ответить на вопросы статьи учебника
|
|
| Прочитать по учебнику сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28 - 38)
|
9.
| 18.09
|
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания
| Личностные: пониманиеобщего движения сюжета, идеи сказки и характеров ее героев; что такое художественный пересказ; умениеопределять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением пересказа текста.
Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,
знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.
| Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.
| Выразительное чтение.
|
| Гипербола.
Героическая
сказка.
Герой.
| Подготовить ответы (устно) на 2- 6-й вопросы учебника (с. 38).
|
10.
| 23.09
|
|
Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.
| Личностные: понимание особенностей сюжета сказки; умение видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию
Метапредметные: овладение умением пересказа текста, умение составлять план по предложенному тексту.
Предметные: закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа
| Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.
| Составить план сказки. Самостоятель ная работа.
|
| Постоянные эпитеты, пов-торы, сказоч -ные формулы, вариативность народных сказок
| Подготовить выразительное чтение русских народных сказок: о животных «Журавль и цапля» (с. 40), бытовой «Солдатская шинель» (с.42- -43), нарисовать ил-люстрации
|
11.
| 24.09
|
|
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
|
Личностные: понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа)
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.
|
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопро сы; чтение по ролям; сопостав -ление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»
|
Анализ сказок
|
|
| Подготовить вопросы для конкурса на знание на-родных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)
|
|
|
|
| Древнерусская литература
2 ч.
|
|
|
|
|
|
12.
| 25.09
|
| Возникновение древнерусской литературы.
«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| Личностные: знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…».
Метапредметные: умение сжато передать содержание статьи учебника, овладение умением выразительного чтени текста, умением сопоставлять текст с репродукциями картин.
Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям),
| Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.
|
Чтение по ролям. Словарная работа
|
| Летопись, летописание, погодная запись (год), отрок, печенеги, отчина
| Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
(с. 48 - 50)
|
13.
| 30.09
|
|
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
| умение определять черты фольклора в летописи.
| Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)
| Составление цитатного плана. Пересказ.
|
|
Устаревшие слова
|
Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)
|
|
|
|
| Литература 18 века
(1 ч.)
|
|
|
|
|
|
14.
| 1.10
|
|
М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»
| Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве».
Метапредметные: овладение умением выразительного чтения стихотворений
Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека
| Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения
| Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?
|
| Астроном, весьма, слыл, очаг; Коперник, Птоломей
| Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)
|
|
|
|
| Литература 19 века
39 ч.
|
|
|
|
|
|
15.
| 2.10
|
|
Русские басни. Басня как литературный жанр
| Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)
Меиапредметные: умение выразительно читать
Предметные: умение опре делять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанро вые особенности басни
| Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафон-тене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки
| Чтение по ролям.
|
| Эпос, лирика, драма, басня, аллегория, мораль басни Эзопов язык
| Конспект статьи учебника (с.57)
Подготовить рассказ об И.А.Крылове (с.58 - 59); прочитать басни (по выбору), подготовиться к викторине.
|
16.
|
7.10
|
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»
| Личностные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни
Метапредметные: умение выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего), установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать жанровые особенности басни
| Чтение басни и ее полноценное вос-приятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи
| Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям
|
| Басня, аллегория, мораль басни.
| Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62). Нарисовать иллюстрацию к басне.
|
17.
|
8.10
|
|
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»
| Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи
Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов
Предметные: знать жанровые особенности басни
| Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»
| Инсценирован -ное чтение
|
| Басня, аллегория, мораль басни.
| Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» (с. 63 - 64)
|
18.
| 9.10
|
|
Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне
| Личностные: на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текс та, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.
Метапредметные: умение выразительно читать
Предметные: знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использо вать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр
| Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понравившихся басен
| Создание басни
| Рр 1
| Басня, аллегория, мораль басни
| Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.
|
19.
| 14.10
|
|
В/ч Басенный мир Ивана Андреевича Крылова
| Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова
Метапредметные:
Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи
| Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен
| Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций
| Вч 1
|
| Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»
|
20.
| 15.10
|
|
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
| Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки
Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: знать сюжет и героев; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки.
| Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие худо -жественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произве- дениями живописи
| Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.
|
| Пророк, хорунжий, концовка, сказочные формулы волшебной сказки
| Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»(с. 71-81). Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 82 - 83)
|
21.
|
16.10
|
|
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
| Личностные: понимание роли и значения сказок в жизни селовека
Метапредметные: овладение умением составления таблицы, выявление общих и отличительных черт
Предметные: знание сюжета и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки
| Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт
| Составление таблицы «Сходство и различие рус-ской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.
|
| Сказочные формулы волшебной сказки
| Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушон- кой, описание объятого сном замка)
|
22.
|
21.10
|
|
Баллада В.А.Жуковского «Кубок»
| Личностные: знать историю создания баллады, определение понятия «баллада»,
Метапредметные: вырабатывать умение выразительного чтения
Предметные: знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям
| Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.
| Чтение по ролям
|
| Баллада, ратник, латник
| Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок» (с.84 - 89). Прочитать статью учебника (с. 89). Выучить определение (с.90).
|
23.
|
22.10
|
|
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»
| Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе
Метапредметные: вырабатывать умение вырази тельного чтения, умение работать с различными источни-ками, выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона
| Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение
| Выразительное чтение
|
| Вереск, пикты, скотты
| Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» (ч. 2, с. 194- 197); рассказ о писателе (с. 193).
|
24.
|
23.10
|
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»
| Личностные: знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни
Метапредметные: отработка умения выразительно читать стихотворение
Предметные: оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы
| Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование
| Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение
|
| Эпитет, сравнение, метафора
| Подготовить рассказ об А.С.Пушкине(с. 91 - 92). Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихотворение «Няня» (с. 92 - 93).
|
25.
| 4.11
|
|
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил
| Личностные: знать историю рождения сюжета сказки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, отработка умения выразительно читать стихотворение
Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев
| Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характе ров, выборочный пере сказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, вы-разительное чте- ние; установление ассоциативных связей с произведениями живописи
| Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов
|
| Инда, сочельник, ломлива, перст, полати
| Прочитать сказку (с. 95 - 112),
Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112)
|
26.
| 5.11
|
|
Р/р Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
| Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого
Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью
| Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение
| Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаичес-кой? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)
| Рр2
| Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь
| Конспект статьи учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». (с. 114 - 116). Записать план сказки.
|
27.
| 6.11
|
|
Помощники царевны. Народная мораль, нравственность
| Личностные: понимание роли сказки в жизни человека
Метапредметные: выработать умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять критерии для сравнения произ-ведений
Предметные: отработать умение делать сравнительную характеристику персонажей, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, объяснять отношение автора к изображаемому
| Выразительное чтение, чтение по ролям, художест- венное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопос-тавление сказок со сходным сюжетом
| Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравни -тельная характеристика героев
|
|
| Выучить наизусть отрывок из сказки.
|
28.
| 11.11
| | Р/р Королевич Елисей. Победа добра над злом.
| Личностные: выработать умение работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки
| Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы
| Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина
| Рр3
|
| Прочитать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
|
29.
| 12.11
|
|
В/ч Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»
| Метапредметные: выработать умение выразительно читать, ставить учебную задачу под руководством учителя,
Предметные: выработать умение восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста
| Работа с иллю-страциями, восстановление деформировано- го текста, проверочная работа
| Проверочная работа
| Вч2
|
| Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 117-118).
|
30.
| 13.11
|
|
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
| Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос
Предметные: выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки
| Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение
| Ответы на вопросы
|
| Псевдоним
| Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспоко -ил…» (с. 120 - 138)
Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пе- ресказ отрывка.
|
31.
| 18.11
|
|
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Нравоучительное содержание
| Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет;
Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста
Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный х-
| Краткий пересказ, выразительное чтение
| Выразительное чтение
|
| Сюжет, сюжет-ная линия, причудливый сюжет, репро-дуктивный, воспроизводящий, нрав
| Подготовить выразительное чтение конца сказки (с. 143 - 148)
|
32.
| 19.11
|
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»
| Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине;
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.
| Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словес- ное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстра цией
| Выразительное чтение, самостоятель ная работа с текстом. Аргумен тированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историичес кую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солда-та?»
|
| Редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою
| Подготовить сообщение о поэте (с. 150), выразительно читать стихотво- рение (с. 151 - 154
|
33.
| 20.11
|
|
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»
| Личностные: умение объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-вырази тельные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и лично-стного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения
Метапредметные: выработать умение выразительно читать, сопоставлять текст рпроизведе ния с иллюстрациями, Бородинского сражения
Предметные: при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий
| Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчи- ка; устное словес ное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комменти- рование художест венного произведения, составление текста с иллюстрациями художников
| Устное словес ное рисование, комментирова- ние художест -венного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышля -ем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключает -ся основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Роди-ны?
|
| Монолог, диалог, строфа, эпитет, метафора, сравнение, звукопись
| Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино»
|
34.
| 25.11
|
| Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место»
| Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа;
Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина
Предметные: иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения
| Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составлние таблицы «Язык повес ти», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям
| Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести
|
| Юмор, сатира, лирика
| Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе (с. 157 - 158), Выразительное чтение произве- дения (с. 158 - 169), пересказ
|
35.
| 26.11
|
|
Реальное и фантастическое в сюжете повести
|
Личностные: знать определение теоретичес ких понятий: юмор, фантастика
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: уметь определять роль понятий в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное
| Пересказ были -чек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, вырази тельное чтение; установление ассоциативных связей с произ-ведениями жи-вописи; анализ языка повести
| Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?
|
|
| Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»
|
36.
| 27.11
|
|
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
| Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды
| Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями
| Устные фантас -тические рассказы. Выпи- сать слова и вы ра жения, пере -дающие колорит народ ной речи. Пересказ смеш ных эпизодов из повести «Май-ская ночь, или Утопленница»
|
| Тип речи - повествование
| Подготовиться к тесту. Прочитать статью в учебнике об Н.А.Некрасове (с. 171 - 172), составить к ней вопросы, прочитать отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» (с. 172 - 175).
|
37.
| 2.12
|
|
Контрольная работа № 1по произведениям 1-ой половины 19 века
| Личностные: знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий;
Метапредметные: умение отвечать на поставленный вопрос
Предметные: уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную, использовать первоначальные представления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.
| Выбор ответа в тестовых заданиях
| Тест
| Кр1
|
|
|
38.
| 3.12
|
|
«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
| Личностные: знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм
| Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы
| Выразительное чтение
|
| Рифма, сравнение, эпитет, виды рифмовок, поэма
| Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Крестьянские дети» (с. 176 - 186)
|
39.
| 4.12
|
|
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
| Личностные: знать содержание стихотворения
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями
| Осмысление характеров героев, отвветы на -вопросы; выра -зительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установле ние ассоциативных связей с произведениями живописи
| Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.
|
| Вирши, чухна, мякина, лава, пожня, содом, обаянье
|
|
40.
| 9.12
|
|
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».
| Личностные: соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководст-вом учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы
Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы
| Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установле-ние ассоциативных связей с про- изведениями живописи
| Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?
|
| Челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик, гипербола, Аннибалова клятва, крепостниче -ство
| Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)
|
41.
| 10.12
|
|
История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение
| Личностные: значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства.
Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.
Предметные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметьсопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя
| Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами
| Чтение диалогов
|
| Нравственное превосходст -во, независи -мость, бескомп ромиссность, человеческое достоинство
| Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, отно- сящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях.
|
42.
| 11.12
|
|
Герасим и Муму. Счастливый год.
| Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.
Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, составлять цитатный план.
Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,
определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.
| Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характерис -тика Герасима, Татьяны, Капитона, бары -ни; комментиро -вание художест -венного текста, установление ассоциативных связей с произве- дениями живописи
| Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме про -снулся свобод -ный человек? Почему рассказ называе тся «Муму»? Озву -чить внутренний монолог Гераси ма в сцене спасе ния Муму
|
| Приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый
| Закончить составление плана. Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.
|
43.
| 16.12
|
|
Осада каморки Герасима. Прощание с Муму.
| Личностные: знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он;
Метапредметные: уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое
Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.
| Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме
| Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа
|
|
| Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой»
|
44.
| 17.12
| | Р/р Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.
| Личностные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой;
Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы
Предметные: уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя
| Ответы на вопросы: выразительное чте-ние, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисо -вание; комменти -рование худо -жественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами
| Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана харак-теристики ли-тературного героя
| Рр4
| Портрет, пейзаж, ли-тературный герой, тема, идея сочине-ния, план, тип речи: рассужде ние, повество- вание
| Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…»; дописать сочинение
|
45.
| 18.12
|
|
Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками
| Умение выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок
| Анализ сочинений, работа над ошибками
|
| Рр5
|
|
|
46.
| 23.12
|
|
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
| Личностные: знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения
Метапредметные: планоровать свою деятельность под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос
Предметные: уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.
| Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; отве - ты на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями
| Выразительное чтение
|
| Метафора
| Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» (с. 227)
|
47.
| 24.12
|
|
Л.Н.Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
| Личностные: знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»
Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений
Предметные: уметь оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого
| Чтение статьи учебника о писа -теле, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопо -ставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру
| Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведе ние Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать назва ние в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения
|
| Идея, сюжет, рассказ
| Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характе -ристику Дины с использо ванием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.
|
48.
|
25.12
|
|
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
| Личностные: Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)
Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений
Предметные: умение оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя
| Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, ком -ментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей
| Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего прояви-лось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувст вовал в бою. Составление плана эпизода «Недавшийся побег». Отве-тить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина?
|
| План (простой, сложный), говорящая фамилия, «жила», «костыль»
| Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин»
|
49.
| 13.01
|
|
Странная дружба Жилина и Дины.
| Личностные: Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью.
Метапредметные: комменти ровать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно переска зывать эпизоды, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Предметные: уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости)
| Выборочный пересказ; устное словесное рисование, хар-ка героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произ-ведениями живописи
| Ответить на вопросы (уст-но): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характе ристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину)
|
|
| Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Ди -ной. Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.
|
50.
| 14.01
|
|
Р/р Краткость и выразительность языка рассказа.
| Личностные: совершенствовать навыки устного и письменного высказывания
Метапредметные: находить ответ на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи
Предметные: понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.
| Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над язы-ком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста
| Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять пере-живания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?
| Рр6
| Сюжет, композиция, рассказ, идея
| Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключает ся идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
|
51.
| 15.01
| | Р/р Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»
| Умение работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения
| Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами
| Работа над планом
| Рр7
|
| Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»
|
52.
| 20.01
|
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»
| Предметные: знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного
Метаредметные: умение работатьс учебником, выделять главное в тексте, установление ассоциативных связей с иллюстрацией
Предметные: передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации
|
|