Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к результатам обучения
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимисямежпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание курса
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, И.Я. Колесникова биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учереждений с приложением на электронном носителе – М: Просвещение, 2014 год. — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий.
Календарно -тематическое планирование уроков биологии 5 класс
№
урока
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| Лабораторные, практические работы, экскурсии
| Дата
| Домашнее задание
|
| План
| факт
|
|
| Живой организм. (35 часов)
| 1.
| Введение (3 часа)
| 1.
| Урок 1. Биология — наука о живых организмах.
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.
| Определять предмет изучения биологии.
Описывать основные направления биологии и пути её развития.
Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека
|
|
|
| § 1 стр. 8-9
|
| 2.
| Урок2. Условия жизни организмов.
Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека
| Называть условия, необходимые для жизни организмов.
Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.
Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы
Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.
|
|
|
| § 2 стр.10-11
|
| 3.
| Урок3. Осенние явления в жизни растений родного края.
Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений Республики Крым. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания.
| Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.
Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.
Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
|
|
|
| Отчёт об экскурсии
|
| 2.
| Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)
| 4.
| Урок 1. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.
| Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.
Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.
Описывать роль представителей разных царств в биосфере.
|
|
|
| § 3 с.14-15
| 5.
| Урок 2.Деление царств на группы.
Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика.
| Называтьтипы животных, отделы растений.
Приводить примеры представителей разных отделов и типов.
Сравниватьпредставителей разных групп растений и животных.
| ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».
|
|
| § 4 с.16-17
|
| 6.
| Урок 3.Среда обитания. Экологические факторы.
Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.
| Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни.
Характеризовать виды экологических факторов.
Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы
|
|
|
| § 5 с.18-19
|
| 7.
| Урок 4. Вода как среда жизни. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.
Приводить примеры обитателей водной среды.
Наблюдать за водными организмами.
Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений).
| ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».
|
|
| §6 с.20-21
|
| 8.
| Урок 5. Наземно-воздушная среда жизни.
Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные.
| Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.
Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.
Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.
Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги.
|
|
|
| §7 с. 22-23
|
| 9.
| Урок7. Почва как среда жизни.
Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.
| Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.
Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.
Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.
Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв.
|
|
|
| § 8 с. 26-27
|
| 10.
| Урок 8. Организменная среда жизни.
Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности ихжизнедеятельности. Совместное проживание организмов.
| Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды.
Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованиюдругих организмов в качестве среды обитания.
Применять информационные ресурсы для подготовки сообщенияоб условиях организменной среды обитания.
|
|
|
| § 9 с. 28-29
|
| | | | | | | | | | | | |
| 11.
| Урок 9. Сообщество живых организмов
Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные - падальщики.
Роль животных, грибов и бактерий.
Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.
| Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.
Объяснять ведущую роль растений в сообществе.
Прогнозироватьпоследствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.
Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей.
Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.
Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.
|
|
|
| § 10 с.30-31
§ 11 с. 32-33
|
| Урок10.Типы взаимоотношений организмов в сообществе.
Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.
| Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозироватьпоследствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.
Обосновыватьзначение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.
|
|
|
| § 12 с.34-35, подготовка к тесту
| 13.
| Урок 11.
Обобщающий.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.
Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.
Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе.
|
|
|
| С. 36
| 14.
| Урок12.
Итоговый контроль.
| Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.
Описыватьчерты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.
Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.
Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе.
|
|
|
|
| 3.
|
| Клеточное строение живых
| организмов
| (8 часов)
|
| 15.
| Урок 1. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.
Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы.
| Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.
Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.
Формулировать положения клеточной теории.
|
|
|
| § 13 с. 38-39
| 16.
| Урок 2. Устройство увеличительныхприборов.
Устройство ручной лупы и световогомикроскопа. Увеличение микроскопа.Этапы и правила работы с микроскопом.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называтьчасти лупы и микроскопа.
Описывать этапы и правила работыс микроскопом.
Применять приобретённые знанияпо изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.
Применятьпрактические навыки впроцессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делатьвыводы.
Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Находитьдополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении.
| ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов».
ЛР №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».
|
|
| § 14 с.40-41
| 17.
| Урок 3. Состав и строение клеток.
Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.
Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.
Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.
Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
| ЛР №5 «Состав клеток растений».
|
|
| § 15 с.42-43
| 18.
| Урок 4. Строение бактериальной клетки.
Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе.
| Называть компоненты бактериальной клетки.
Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.
Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека
|
|
|
| §16 с. 44-45
| 19.
| Урок 5.Строение растительной, животной и грибной клеток.
Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток
| Называть органоиды клеток эукариот.
Сравнивать клетки растений, животных, грибов.
Делать выводы о причинах сходства и различия.
Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы
|
|
|
| §17 с. 46-47
| 20.
| Урок 6. Строение клетки.
Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
| ЛР №6 «Строение клеток листа элодеи».
|
|
| § 17 с. 46-47
| 21.
| Урок 7.Образование новых клеток.
Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.
| Устанавливатьпоследовательность процессов при описании клеточного деления.
Обосновыватьбиологическое значение процесса деления клетки.
Использоватьинформационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма
|
|
|
| § 18 с. 48-49
| 22.
| Урок 8.Одноклеточные растения, животные и грибы.
Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Определятьобщие черты одноклеточных организмов.
Приводитьпримеры одноклеточных организмов.
Применятьпрактические умения в процессе лабораторной работы.
Фиксироватьрезультаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
| ЛР №7 «Строение животной клетки».
|
|
| § 19 с. 50-51
| 4.
|
| Ткани живых организмов
| 9 часов
|
|
| 23.
| Урок 1.Покровные ткани растений и животных.
Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей (Урок-исследование).
| Распознавать покровные ткани растений и животных.
Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.
Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.
Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных.
|
|
|
| § 21 с. 56-57
| 24.
| Урок 2.Строение покровной ткани листа.
Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).
Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями.
Применять умения работать с микроскопом.
Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
| ЛР №8 «Строение покровной ткани листа».
|
|
| § 21 с. 56-57
| 25.
| Урок 3.Механические и проводящиеткани растений.
Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани —древесина и луб, их расположение, строение, функции.
| Приводитьпримеры механическихи проводящих тканей растений.
Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями.
|
|
|
| § 22 с. 60-61
| 26.
| Урок 4.Основные и образовательные ткани растений.
Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.
Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.
Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
|
|
|
| §23 с. 62-63
| 27.
| Урок 5.Соединительные ткани животных.
Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.
Цели и задачи, организация лабораторной работы.
| Называть и описыватьсоединительные ткани животных.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
Определять разные виды тканей на микропрепаратах.
Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.
Проводить лабораторную работу.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
| ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных».
|
|
| § 24с. 64-65
| 28.
| Урок 6.Мышечная и нервная ткани животных.
Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани.
Цели и задачи, организация лабораторной работы
| Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.
Определять особенности строения клеток нервной ткани.
Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.
Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
| ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».
|
|
| § 25 с. 66-67
| 29.
| Урок7. Обобщающий.
Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.
Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.
Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, другихисточниках информации.
Классифицироватьклетки и ткани.
Устанавливатьвзаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями
|
|
|
| Повторить темы «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов».
| 30.
| Урок8.Итоговый контроль.
Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
| Выявлять особенности химического состава живых организмов.
Называть органоиды клеток.
Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.
Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности.
Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.
Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.
|
|
|
| нет
| 31.
| Урок 9.Весенние явления в жизни растений родного края.
Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества.
| Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности.
Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.
Приводить примеры воздействия человека на природу.
Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.
Оформлять результаты наблюдений.
Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием.
|
|
|
| Отчёт об экскурсии
| 32.
| Летние задания.
|
|
|
|
| Выбрать и записать летнее задание
|
| Итоговый урок
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
Резерв 1 час
|