Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012
№ п/п
| Тема занятия
| Тип занятия
/формы работы, формы диагностики и контроля
| Элементы содержания занятия
| Планируемые результаты
|
|
предметные
| метапредметные
| личностные
| дата
|
познавательные
| регулятивные
| коммуникативные
|
| Русский язык – один из развитых языков мира
| Рр Урок «открытия нового»
| Роль языка в жизни общества
| Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека
| Выделяют количественные характеристики объектов. Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного
| Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
| Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала
|
|
| Язык, речь, общение
| РрУрок общеметодической направленности
| Усвоение новых знаний
| Научиться различать способы передачи мысли, настроения, информации
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста
| Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
| Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
| Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование осознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека
|
|
| Ситуация общения
| РрУрок общеметодической направленности
| Усвоение новых знаний
| Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждения по алгоритму
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самоконтролю
| Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира
| Формирование навыков конструирования текста-рассуждения
|
|
| Фонетика. Орфоэпия.
| Урок общеметодической направленности
| Систематизация изученного о звуковой системе языка
| Освоить алгоритм проведения фонетического разбора слова, освоить навыки различения условий написания разделительных Ь и Ъ
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетической структуры слова
| Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка
| Формирование познавательного интереса к предмету исследования
|
|
| Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов
| Урок общеметодической направленности
| Правописание согласных и гласных в корнях слов и в приставках
| Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные работы)
| Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (т.е. анализу)
|
|
| Части речи
| Урок рефлексии
| Части речи, орфограммы в окончаниях слов.
| Научиться производить устный и письменный морфологический разбор слова, анализировать текст
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического исследования слова, анализа текста
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные работы)
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием
| Кр Урок развивающего контроля
| Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием
| Составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарем
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Орфограммы в окончаниях слов
| Урок общеметодической направленности
| Части речи, орфограммы в окончаниях слов.
| Научиться определять орфограммы в окончаниях слов, проводить фонетический анализ, подбирать проверочные слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации т.е. формировать операциональный опыт
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Словосочетание
| Урок общеметодической направленности
| Виды словосочетаний
| Научиться применять алгоритм различения словосочетаний и предложений и других конструкций
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры словосочетания
| Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач
| Формировать навыки работы группе (включая ситуацию сотрудничества и проектные формы работы)
| Формирование устойчивой мотивации к обучению
|
|
| Простое предложение. Знаки препинания
| Урок общеметодической направленности
| Простое предложение, грамматическая основа предложения
| Научиться применять правила постановки знаков препинания при однородных членах и обращениях
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры простого предложения с ОЧП и обращением
| Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений
| Урок общеметодической направленности
| Сложное предложение, грамматическая основа предложения
| Научиться определять структуру сложного предложения, применять правила постановки запятой в сложносочиненном предложении с союзом и
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сложного предложения
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самоконтролю
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Прямая речь. Диалог
| Урок «открытия» нового знания
| Прямая речь, слова автора, виды схем предложений с прямой речью
| Научиться оформлять прямую речь и диалог на письме
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения прямой речью
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Текст, его особенности
| РрУрок «открытия» нового знания
| Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи
| Научиться определять текст по форме, виду, типу речи, выявлять устойчивые разновидности текстов
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний
| Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
| Рр Урок общеметодической направленности
| Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
| Научиться определять тему и основную мысль текста, производить анализ поэтического текста
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста
| Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
| Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Начальные и конечные предложения текста
| Рр Урок общеметодической направленности
| Начальные и конечные предложения текста
| Научиться определять тип речи текста на основе его языковых признаков и композиционных особенностей
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и конструирования текста
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и ми нормами родного языка
| Формирование устойчивой мотивации к обучениию
|
|
| Ключевые слова. Основные признаки текста
| Рр Урок общеметодической направленности
| Понятие ключевых слов
| Научиться выделять ключевые словах в текстах различных типов речи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и конструирования текста
| Применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуацию сотрудничества и проектные формы работы
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Текст и стили речи. Официально-деловой стиль
| Рр Урок общеметодической направленности
| Стили речи. Особенности официально-делового стиля речи
| Научиться составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и конструирования текста
| Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Слово и его лексическое значение
| Урок «открытия» нового знания
| Теоретические сведения о лексике
| Научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, отличать омонимы и многозначные слова, синонимы, антонимы
| Научиться с помощью толкового словаря определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов,
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
| Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
| Формирование познавательного интереса
|
|
| Собирание материалов к сочинению по картине А. Герасимова «После дождя»
| РрУрок общеметодической направленности
| Алгоритм написания сочинения-описания по картине
| Научиться находить материал для сочинения-описания по картине из словаря синонимов, толкового словаря, справочных материалов, составлять план сочинения-описания картины
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста
| Определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности
| Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Общеупотребительные слова. Профессионализмы
| Урок «открытия» нового знания
| Понятие «помета в словарной статье»
| Научиться различать слова общеупотребительные и необщеупотребительные
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста
|
|
| Диалектизмы
| Урок «открытия» нового знания
| Работа со словарем в учебнике
| Научиться определять диалектизмы в тексте, формировать навыки лингвистического конструирования, описания, анализа
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического значения слова
| Применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств
| Формировать навыки работы группе (включая ситуацию сотрудничества и проектные формы работы
| Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
|
|
| Исконно русские и заимствованные слова
| Урок рефлексии
| Работа со словарем в учебнике
| Научиться различать лексику исконно русскую и заимствованную, составлять лингвистический текст описания по алгоритму выполнения задачи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
| Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи
|
|
| Новые слова (Неологизмы)
| Урок «открытия» нового знания
| Работа со словарем в учебнике
| Научиться определять неологизмы в тексте художественной литературы, публицистических текстах
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового
|
|
| Устаревшие слова
| Урок «открытия» нового знания
| Работа со словарем в учебнике
| Научиться определять устаревшие слова в тексте художественной литературы, публицистических текстах
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
| Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста
|
|
| Словари
| Урок общеметодической направленности
| Виды словарей
| Научиться читать и понимать содержание словарной статьи, определять лексическое значение слова
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста
| Определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности
| Представлять конкретное содержание и представлять его в устной и письменной форме
| Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
|
|
| Составление словарной статьи
| РрУрок развивающего контроля
| Написание словарной статьи, лингвистического описания по образцу
| Научиться составлять словарную статью, конструировать текст типа речи описание по алгоритму выполнения задания
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе со словарной статьей, лингвистическим описанием
| Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт
| Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
| Повторение
| Урок общеметодической направленности
| Комплексное повторение по методическому материалу
| Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова, определять части речи, тему текста, его основную мысль
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самоконтролю
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
| Контрольный диктант № 2 с лексическим заданием
| Крурок развивающего контроля
| Контрольный диктант с грамматическим заданием
| Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания контрольного диктанта, выполнения грамматического задания
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Формировать навыки речевых действий
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
| Урок рефлексии
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
| Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
| Фразеологизмы
| Урок «открытия» нового знания
| Фразеологический словарь
| Научиться различать единицы языка, определять роль фразеологизмов в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи
|
|
| Источники фразеологизмов
| Рр Урок общеметодической направленности
| Фразеологический словарь
| Научиться составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического содержания
| Определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности
| Представлять конкретное содержание и представлять его в устной и письменной форме
| Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
|
|
| Повторение
| Урок рефлексии
| Работа с лингвистическим портфолио
| Научиться определять структуру и значение фразеологизмов, составлять текст с использованием фразеологизмов
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
|
|
| Контрольный тест №1 по теме «Фразеологизмы»
| Кр Урок развивающего контроля
| Выполнение заданий теста
| Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий
| Применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств
| Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой
| Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания
|
|
| Морфемика и словообразование
| Урок общеметодической направленности
| Анализ структуры слова и определение способов его образования
| Научиться выделять состав слова и определять путь (способ) его образования
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
| Описание помещения
| Рр Урок общеметодической направленности
| Сочинение-описание помещения
| Научиться составлять план текста-описания помещения, определять композиционные и языковые признаки типа речи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи
|
|
36-37
| Основные способы образования слов в русском языке
| Урок «открытия» нового знания
| Анализ структуры слова и определение способов его образования
| Научиться применять алгоритм выявления способа образования слова
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Использовать адекватные средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
| Диагностическая работа по теме «Словообразование»
| Урок рефлексии
| Выполнение тестовых заданий с использованием памяток
| Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагностической работы
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
39-40
| Этимология слов
| Урок «открытия» нового знания
| Составление алгоритма создания текста на лингвистическую тему при поддержке учителя
| Научиться работать со словарем
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста (словарной статьи)
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
| Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
|
|
| Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план.
Написание сочинения (описание помещения).
Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Редактирование текста.
| Рр Урок общеметодической направленности
| Индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу
| Научиться находить и выделять языковые и композиционные особенности текста-описания, находить сказуемое в предложении
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста-описания
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать)
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
44-45
| Буквы о и а в корнях – кос - - - кас -
| Урок общеметодической направленности
| Составление конспекта статьи учебника
| Научиться различать условия написания корней с чередованием
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Использовать адекватные средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
| Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
|
|
46-47
| Буквы о и а в корнях –гор- - -гар-
| Урок общеметодической направленности
| Составление словосочетаний с глаголом с изучаемой орфограммой
| Научиться различать условия написания корней с чередованием
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать)
| Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
|
|
48-49
| Буквы о и а в корнях –зор- - -зар-
| Урок общеметодической направленности
| Составление конспекта статьи учебника
| Научиться различать условия написания корней с чередованием
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать)
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
50-51
| Повторение
| Урок рефлексии
| Лабораторная работа по тексту художественной литературы со словами с чередованием гласных в корне
| Научиться применять правила проверки написания корней с чередованием
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств
| Использовать адекватные средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи
|
|
| Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
| Кр Урок развивающего контроля
| Написание диктанта с самопроверкой по алгоритму
| Научиться применять правила проверки написания корней с чередованием
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Использовать адекватные средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
| Урок рефлексии
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
| Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
54-55
| Буквы ы и и после приставок
| Урок «открытия нового знания»
| Составление лингвистического описания по алгоритму
| Научиться применять правило написания букв ы и и после приставок
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать)
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
56-59
| Гласные в приставках пре- и при-
| Урок «открытия нового знания»
| Работа с учебником (конспектирование статьи)
| Научиться применять правило написания букв приставках пре- и при-
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова с приставками пре- и при-
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать
| Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания
|
|
| Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием
| Урок рефлексии
| Написание диктанта с последующей взаимопроверкой, выполнение грамматического задания
| Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы и работы над ошибками
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
| Урок рефлексии
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
| Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
62-63
| Соединительные гласные о и е в сложных словах
| Урок общеметодической направленности
| Анализ поэтического текста со словарными словами
| Научиться реализовывать алгоритм написания соединительных гласных
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
| Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей
|
|
| Сложносокращенные слова
| Урок общеметодической направленности
| Лабораторная работа по материалам учебника
| Научиться реализовывать алгоритм конструирования и написания сложносокращенных слов
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка
| Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания
|
|
65-67
| Сочинение-описание по картине Т. Яблонской «Утро»
Анализ ошибок, допущенных в сочинении
| Рр Урок общеметодической направленности
| Составление плана к сочинению по картине, собирание материалов по алгоритму
| Научиться составлять план к сочинению-описанию по картине
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста-описания
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка
| Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей
|
|
| Имя существительное как часть речи
| Урок рефлексии
| Самостоятельное заполнение таблицы по материалам учебника
| Научиться выявлять грамматические признаки имени существительного по алгоритму выполнения лингвистической задачи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка
| Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания
|
|
| Имя существительное как часть речи. Род имени существительного
| Урок общеметодической направленности
| Групповое составление алгоритма определения рода имени существительного
| Научиться определять род имени существительного, конструировать текст лингвистического рассуждения по теме урока
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи
|
|
70-71
| Разносклоняемые имена существительные
| Урок «открытия нового знания»
| Самостоятельная работа по практическому материалу учебника
| Научиться изменять по падежам разносклоняемые имена существительные
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Использовать адекватные средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
72-73
| Буква е в суффиксе – ен - существительных на - мя
| Урок «открытия нового знания»
| Групповая работа по дидактическому материалу с опорой на лингвистическое портфолио
| Научиться применять правило написания буквы е в суффиксе – ен - существительных на - мя
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания
|
|
74-75
| Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных
| Урок «открытия нового знания»
| Конструирование словосочетаний с несклоняемыми существительными
| Научиться определять род несклоняемых имен существительных, составлять с ними словосочетания
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать
| Формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи
|
|
76-77
| Имена существительные общего рода
| Урок «открытия нового знания»
| Анализ текста с существительными общего рода
| Научиться воспроизводить алгоритм конструирования синтаксических единиц с существительными общего рода
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка
| Формировать познавательный интерес к индивидуальной и коллективной проектной деятельности
|
|
| Морфологический разбор имени существительного
| Урок общеметодической направленности
| Групповая работа по практическим материалам учебника при консультативной поддержке со стороны учителя
| Научиться применять алгоритм проведения морфологического анализа слова
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
| Письмо
| Рр Урок общеметодической направленности
| Групповая работа с материалами учебника (составление письма товарищу)
| Научиться составлять текст письма по алгоритму выполнения задачи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста письма
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
| Формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи
|
|
80-81
| Не с существительными
| Урок общеметодической направленности
| Индивидуальная работа с лингвистическим портфолио
| Научиться применять правила написания не с существительными
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
| Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы
|
|
| Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя»
| РрУрок рефлексии
| Создание текста-описания по картине А. Герасимова «После дождя»
| Научиться составлять текст описания картины с использованием существительных по теме урока
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста-описания картины
| Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка
| Формировать познавательный интерес к индивидуальной и коллективной проектной деятельности
|
|
| Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием
| Кр Урок развивающего контроля
| Написание диктанта с последующим выполнением грамматического задания
| Научиться применять изученные правила в ходе написания диктанта и выполнения грамматического задания
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы и работы над ошибками
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
| Урок рефлексии
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
| Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
| Буквы ч и щ в суффиксах существительных – чик- - -щик-
| Урок «открытия нового знания»
| Индивидуальная работа с дидактическим материалом
| Научиться применять правила написания букв ч и щ в суффиксах существительных – чик- - -щик-
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки
| Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи
|
|
| Гласные в суффиксах –ек- - -ик-
| Урок «открытия нового знания»
| Работа в парах по практическим материалам учебника при консультативной помощи учителя
| Научиться применять правила написания гласных в суффиксах –ек- - -ик-
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
| Формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи
|
|
87-88
| Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
| Урок «открытия нового знания»
| Работа с учебником (конспектирование статьи)
| Научиться применять правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать
| Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового
|
|
89-90
| Повторение по теме «Имя существительное»
| Урок рефлексии
| Групповая проектная работа (анализ текста)
| Научиться составлять тесты
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового
|
|
| Контрольный тест №2 по теме «Имя существительное»
| Кр Урок развивающего контроля
| Контроль и самоконтроль изученных понятий
| Научиться применять алгоритм выполнения тестовых заданий
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества)
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
| Анализ ошибок, допущенных в тесте
| Урок рефлексии
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
| Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля
|
|
| Имя прилагательное как часть речи
| Урок общеметодической направленности
| Работа по составлению, конструированию словосочетаний с прилагательными
| Научиться отличать прилагательное от других частей речи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного как части речи
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества)
| Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового
|
|
94-95
| Сочинение-описание природы
| РрУрок общеметодической направленности
| Написание сочинения с последующим редактированием текста
| Научиться определять композиционно-языковые особенности текстов-описаний природы
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать
| Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового
|
|
96-97
| Степени сравнения имен прилагательных
| Урок «открытия нового знания»
| Работа с орфограммами с последующей самопроверкой
| Научиться образовывать степени сравнения имен прилагательных по алгоритму выполнения лингвистической задачи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования степеней сравнения имен прилагательных
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать
| Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового
|
|
98-99
| Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
| Урок «открытия нового знания»
| Работа по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой
| Научиться выявлять лексические и грамматические признаки прилагательного
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного как части речи
| Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
| Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
| Формирование устойчивой мотивации творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану
|
|
100-101
| Относительные прилагательные
| Урок «открытия нового знания»
| Лабораторная работа (анализ художественного текста)
| Научиться отличать относительные прилагательные от других, анализировать текст художественной литературы по алгоритму выполнения лингвистической задачи
| Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста
| Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
| Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия)
|