Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6В класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6В класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:

  1. пояснительную записку;
  2. учебно-тематический план;
  3. требования к уровню подготовки учащихся;
  4. календарно-тематическое планирование;
  5. перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 105 часов.

Учебно-тематический план.

Содержание Кол-во часов
Введение.  
Устное народное творчество.  
Из древнерусской литературы.  
Из русской литературы ХVIII века  
Из русской литературы XIX века.  
Из русской литературы XX века.  
Зарубежная литература.  
Повторение пройденного. 4+4
Всего часов  

 

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по литературе

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

 

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п Дата по плану Дата факт Тема урока Количество часов Тип урока Наглядность Домашнее задание Примечание
      Литература как художественное отражение жизни   беседа, игра «Как я знаю литературу»   Выучить теорию  
      Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.   Объясн., беседа песни читать статью учебника, ответить на вопросы 1, 2, 3 (с. 10); индивидуальные задания по группам.  
      Пословицы и поговорки.   Развитие речи пословицы читать песни, ответить на вопросы учебника.  
      Рр. Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»   Объясн., беседа книги читать статью учебника, ответить на вопросы 1, 2, 3 (с. 10); индивидуальные задания по группам.  
      «Повесть временных лет».     Слово учителя картина Ответить на вопросы  
6-7     «Сказание о белгородском киселе»   Объясн., беседа картина Пись. ответ на вопросы  
      Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».   Объясн.-иллюстр.   выучить басню наизусть  
9-10     И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».   Урок-путешествие картина подготовить выразительное чтение (наизусть) одной из полюбившихся басен.  
      А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину».   беседа Презентация стихотворение «И. И. Пущину» выучить наизусть  
      А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.   Объясн.-иллюстр. Презентация выразительное чтение стихотворения «Узник»; закончить письменную самостоятельную работу  
      А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.   Объясн.-иллюстр. Презентация творческое сочинение о любимом уголке родной природы  
      «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».   Объясн.-иллюстр.   выразительное чтение стихотворения «Зимняя дорога»;  
      Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.   Объясн.-иллюстр. иллюстрация Нарисовать рисунок, анализ стиха, ответить на вопросы  
      А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.   Объясн.-иллюстр. Презентация Пересказ  
      Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка».   беседа фильм Пересказ  
      «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.     Инсценировки   Ответ на вопросы (пись.)  
      А. С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.   Сообщения учащихся Презентация Пересказ  
      А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»   Объясн.-иллюстр. Картина, книги читать главы VIII–XIX подготовиться к внекласс. чтению;  
      Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.   Объясн.-иллюстр. фильм Пересказ, вопросы  
      Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.   Объясн.-иллюстр. Презентация Пересказ, вопросы  
      Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести.   Объясн.-иллюстр. фильм Ответ на вопросы (письменно)  
      Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.   Объясн.-иллюстр. фильм Ответ на вопросы (письменно)  
      Развитие понятия о композиции художественного произведения.   Объясн.-иллюстр.   Ответ на вопросы (пись.)  
      Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».   Развитие речи иллюстрация Подготовиться к обобщению  
27-28     Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.   обобщение тесты Подготовиться к обобщению  
      М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».     Объясн.-иллюстр. Презентация биография Лермонтова (по учебнику); ответить на вопросы 1–3 (с. 163).  
      М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.   Объясн.-иллюстр. Презентация Выучить стихотворение  
      Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».   Презентация Презентация Анализ  
      Антитеза как основной композицион- ный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…».   Развитие речи Презентация Ответ на вопросы (письменно)  
      Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»   Объясн.-иллюстр. Иллюстрации Пересказ  
      И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос   Рассказ, беседа Презентация Пересказ, вопросы  
      И. С. Тургенев. «Бежин луг».       Иллюстрации близко к тексту описать картины природы,  
      Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.   Объясн.-иллюстр. Презентация Пересказать истории мальчиков., вопросы  
      И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.   Объясн.-иллюстр. Иллюстрации, карточки Пересказ, вопросы  
      Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело…».   Объясн.-иллюстр. Иллюстрации, карточки Выучить стихотворение  
      «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.   Слово учителя, анализ стихотвор   Выучить стихотворение, вопросы, анализ  
40Р     Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.   Развитие речи картины Выучить стихотворение, анализ  
      А. А. Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.   беседа, пересказ Иллюстрации вопросы, анализ  
      А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.   Объясн.-иллюстр. Презентация вопросы, анализ  
      «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты.   Объясн.-иллюстр. Иллюстрации, карточк Выучить стихотворение, анализ  
      Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению.   Развитие речи Иллюстрации, карточки Написать сочинение  
      Н. А. Некрасов. Работа над стихотворениями «Железная дорога».   Объясн.-иллюстр.   Выучить отрывок из стихотворения, анализ  
      Своеобразие композиции стихотворе- ния Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор,   Развитие речи Презентация Выучить отрывок из стихотворения, анализ  
      Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.   беседа Иллюстрации, карточки Подготовиться к обобщению  
      Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.   обобщение тесты читать сказ Лескова «Левша»  
      Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…»   Объясн.-иллюстр. Презентация читать сказ Лескова «Левша»  
50-51     «Портрет» Левши.       Развитие речи Презентация читать главы 4–10 читать «Сказ…» до конца (гл. 11–20)  
      Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»   Развитие речи   Закончить  
      А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.   Объясн.-иллюстр. Презентация инсценирование эпизодов понравившегося рассказа  
      Обобщающий «Произведения русских писателей XIX века»   Объясн.-иллюстр. Презентация Дописать  
      А. С. Грин «Алые паруса».     Развитие речи   Выучить определения  
      Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.   Слово учителя, беседа иллюстрация сочинение-миниатюра «Мои пожелания героям...».  
      А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Неизвестный цветок».   Объясн.-иллюстр. Презентация сочинение-миниатюра «Кому нужна моя помощь?».    
      «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.   Объясн картины Дописать  
59-60     М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».     Развитие речи Презентация рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали…» (с. 51)  
61-62     Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца».   Объясн.-иллюстр. картины прочитать произведение до конца;  
      Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.   Развитие речи иллюстрация Подготовиться к сочинению  
      Классное сочинение «Человек и природа в сказке –были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».   Объясн.-иллюстр. Презентация Закончить сочинение  
      Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.   Объясн.-иллюстр.   Выучить одно из стихотворений, ответить на вопросы  
      Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.   Объясн.-иллюстр. иллюстрации Ответить на вопросы  
      А. А. Лиханов. «Последние холода» Дети и война.   Объясн.-иллюстр.   Читать  
      В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».     Объясн.-иллюстр. Презентация Слово учителя, чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию    
69-70     «Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой»).     Объясн.-иллюстр. иллюстрации сочинение по вариантам по составленным планам выучить наизусть описание летнего дня  
      В. Г. Распутин. «Уроки французского».     Развитие речи иллюстрации дочитать рассказ; ответить на вопросы: как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?  
      Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.     Развитие речи стихи расскажите о герое по плану, данному в учебнике (с. 156)  
      Р/р. Нравственный выбор моего ровесника(по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина).   Объясн.-иллюстр.   Закончить работу  
      В. М. Шукшин. «Странные люди» – герои писателя. Рассказ «Срезал».       Презентация О чём заставило вас задуматься произведение Шукшина?  
      Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».     Пересказ, беседа   Подготовиться к контрольной работе  
76Р     Контрольная работа или тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ.   Развитие речи тесты Читать Родная природа в русской поэзии XX века  
      Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».   Объясн.-иллюстр. Презентация Выучить одно из стихотворений  
      С. А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению.   Объясн.-иллюстр.   Выучить одно из стихотворений  
      А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.   Обобщ. Презентация Анализ одного из стихотворений  
      Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.   Объясн.-иллюстр. Презентация Выучить одно из стихотворений, ответить на вопросы  
      Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).     Объясн.-иллюстр.   закончить  
      Г. Тукай «Родная деревня», «Книга».     Развитие речи произведения подготовить развернутый ответ на вопрос 5 (с. 209) или 6 (с. 212) (по выбору).    
83-84     К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»   Развитие речи   сочинение по вариантам по составленным планам выучить наизусть описание летнего дня  
      Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.   Объясн.-иллюстр. стихи Ответить на вопросы, пересказ  
86К     Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».   Обобщ. тесты Ответить на вопросы, пересказ  
      Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.   Объясн.-иллюстр. стихи    
      Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.   Объясн.-иллюстр. иллюстрации составить (письменно) простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе  
      М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.   Объясн.-иллюстр.   нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота.    
      «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности.   Объясн.-иллюстр.   Ответить на вопросы  
      Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.   Объясн.-иллюстр.   Ответить на вопросы, пересказ  
      П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.   Обобщ. иллюстрации Ответить на вопросы  
      Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.   Объясн.-иллюстр.   Ответить на вопросы, пересказ  
      Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги.   Обобщ. иллюстрации Ответить на вопросы, пересказ  
      «Маленький принц». Мечта о естественных отношениях между людьми. Понятие о притче.   Объясн.-иллюстр. иллюстрации Ответить на вопросы, пересказ  
      М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».   Объясн.-иллюстр.   Ответить на вопросы, пересказ  
      Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.   Объясн.-иллюстр. иллюстрации Ответить на вопросы, пересказ  
      Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии»   Игра   Подготовиться к повторению  
      Повторение   Обобщ. Тесты, карточки Подготовиться к повторению  
100-105     Повторение   Обобщ. Тесты, карточки Подготовиться к повторению  
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ескерту. | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал