- Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
- Хрестоматия по Новой истории. В 3-х т. Т.1. / Под ред. А.А.Губера. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 2006.
- Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
- Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2002.
- Драхлер А.Б. Всеобщая история. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории Нового времени: пособие для учащихся. / под ред. А.А.Сванидзе. – М.: Просвещение, 1999.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
|
|
Дата проведения урока
| № урока
| Название раздела (количество часов)
Тема урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Формы контроля.
Способы деятельности
| Средства обучения.
ИКТ.
| Домашнее задание
|
Переход от Средневековья к Новому времени (6 часов)
|
|
| Урок 1.
| Великие географические открытия.
| Указывать хронологические рамки и периоды эпохи Великих географических открытий. Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Наносить информацию на контурную карту.
| Подготовленные сообщения о знаменитых мореплавателях, используя дополнительные источники информации. Составление тематической таблицы. Извлечение информации из фрагмента документа исторического характера мозговой штурм
| § 1
Карта «Великие географические открытия и первые колониальные империи в XV — середине XVII в.».
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «Васко да Гама»
| § 1
|
| Урок 2.
| Возникновение колониальных империй.
| Характеризовать процесс создания первых колониальных империй испанцев, португальцев, голландцев и англичан. Анализировать карту распространения колоний с опорой на легенду и наноситьполученную информацию на контурную карту. Выявлятьмотивы поступков исторических лиц на примере поведения испанцев в Америке. Составлять исторические портреты Ф. Писарро, Б. де Лас Касаса, определять и объяснять свое отношение к этим историческим личностям. Устанавливать различия между Испанской и Португальской колониальными империями. Раскрывать последствия Великих географических открытий.
| Определение по карте местоположения колоний. Составление тематической таблицы. Извлечение информации из фрагмента документа исторического характера
| § 2
Карта «Великие географические открытия и первые колониальные империи в XV — середине XVII в.».
Иллюстративный материал параграфа
| § 2
|
| Урок 3.
| Итальянское Возрождение.
| Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XV-XVIвв. Раскрывать сущность понятий «Возрождение», «гуманизм». Определять особенности итальянского Возрождения. Составлять описание наиболее известных произведений, литературных сочинений и архитектурных памятников эпохи Возрождения. Сопоставлятьособенности средневекового искусства, искусства раннего Возрождения и Высокого Возрождения на основе сравнительного анализа иллюстраций, группироватьфакты по различным признакам.
| Подготовленные сообщения о выдающихся деятелях Возрождения. Извлечение информации из фрагмента документа исторического характера.
| § 3
Портреты деятелей Возрождения.
Видеоряд.
Иллюстративный материал параграфа
| § 3
Подобрать из интернет-ресурсов информацию об искусстве итальянского Возрождения, архитектуре и скульптуре
|
| Урок 4.
| Возрождение в других странах Западной Европы.
| Выделять характерные черты Возрождения в странах Западной Европы.Составлять описание наиболее известных произведений, литературных сочинений и архитектурных памятников эпохи Возрождения. Раскрыватьвлияние Возрождения на повседневную жизнь. Оценивать историческое значение Возрождения.
| Описание произведений искусства. Презентация сообщений о выдающихся деятелях европейского Возрождения.
| § 4
Портреты деятелей Возрождения в странах Западной Европы.
Видеоряд.
Иллюстративный материал параграфа
| § 4
Подобрать из интернет-ресурсов материал об искусстве, архитектуре и скульптуре в странах Западной Европы в эпоху Возрождения
|
| Урок 5.
| Реформация в Германии.
| Раскрывать причины возникновения и выделять характерные черты Реформации. Составлять исторический портрет Мартина Лютера, высказывать суждения о значении его идей. Определять на основе анализа и сопоставления источников и учебного текста характер взаимоотношений основных групп немецкого общества, участвовавших в Реформации. Группировать факты, составлять сравнительную таблицу «Католичество и лютеранство». Оценивать итоги Реформации в Германии.
| Подготовленные сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Мартин Лютер. Использование исторической карты при освещении исторических событий. Извлечение информации из исторического источника.
Составление таблицы «Католичество и лютеранство»
Мозговой штурм
| § 6
Карта «Реформация в Германии».
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «Лютер», «Реформация»
| § 6
|
| Урок 6.
| Реформация в других странах Европы. Католическая реформация.
| Выявлять особенности Реформации в странах Европы. Составлятьисторический портрет Жана Кальвина, высказывать суждения о значении его идей. Группировать факты, описанные в учебном тексте, по различным признакам, составлять сравнительную таблицу «Кальвинизм и лютеранство». Раскрыватьпричины возникновения и выявлять характерные черты исторического явления: Контрреформации. Оцениватьитоги Реформации и Контрреформации.
| Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Жан Кальвин. Сравнение реформаторских учений М. Лютера и Ж. Кальвина. Работа с картой. Извлечение информации из исторического источника
| § 7
Карта «Распространение Реформации в Европе в XVI в.».
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагменты «Кальвин», «Игнатий Лойолла»
| § 7
|
Европа и Северная Америка во второй половине XVI — XVIII в. (17 часов)
|
|
Западная Европа во второй половине XVI — первой половине XVII в. (5 часов)
|
|
| Урок 7.
| «Золотой век» Испании.
| Характеризовать политическое устройство Испании и особенности её социально-экономического развития. Пониматьсвоеобразие социальной структуры испанского общества. Определять причины упадка Испании в конце XVI — XVIII в. Объяснятьцели и оценивать результаты политической деятельности Филиппа II, Елизаветы Английской, Франциска I, Генриха IV.
| Анализ фрагмента документа исторического характера под руководством учителя.
| § 8
Карта «Владения испанских и австрийских Габсбургов в Европе во второй половине XVI в.».
Иллюстративный материал параграфа.
Видеоряд
| §8
Подобрать из интернет-ресурсов материал об испанской культуре
|
| Урок 8.
| Война за независимость Нидерландов. Расцвет и упадок Голландской республики.
| Выявлять предпосылки войны за независимость Нидерландов. Определятьпричины расцвета и упадка Голландской республики. Определять, чем государственное устройство Нидерландов в этот период отличается от устройства других европейских государств. Приводитьоценки Вильгельма Оранского, изложенные в учебной литературе.
| мозговой штурм
Работа с картой: показывать по карте ход военных действий и территориальные изменения по итогам войны.
| § 9
Карта «Война за независимость Нидерландов».
Иллюстративный материал параграфа.
Видеоряд
| §9
|
| Урок 9.
| Англия под властью Тюдоров.
| Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрыватьпонятия: «новые дворяне», «огораживание». Определятьпричины превращения Англии в морскую державу. Объяснятьцели и результаты политической деятельности Елизаветы Английской.
| Подготовленные сообщения об исторических деятелях Англии. Работа с картой: дать характеристику экономического развития Англии в XVI в.
| § 10
Карта «Англия в XVI в.».
Видеоряд.
Иллюстративный материал параграфа
| §10
|
| Урок 10.
| Франция в эпоху Ренессанса и гугенотских войн.
| Характеризоватьполитическое устройство Франции и особенности социально-экономического развития страны. Раскрывать понятия «бюрократия», «дворянство мантии», «дворянство шпаги», «рантье». Объяснять различия между французским дворянством и «новыми дворянами» в Англии. Определять предпосылки гугенотских войн и их последствия.
| мозговой штурм
Составление характеристики исторического деятеля: Франциск I, Генрих IV. Работа с картой: дать характеристику экономического развития Франции в XVII в. Анализ фрагмента документа законодательного характера
| § 11
Карта «Франция в XVI — первой половине XVII в.».
Иллюстративный материал параграфа
| §11
|
| Урок 11.
| Международные отношения в конце XVI — начале XVII в. Тридцатилетняя война.
| Раскрывать влияние религиозного раскола Европы на международные отношения. Определять предпосылки Тридцатилетней войны и её последствия, значение Вестфальского мира.
| Работа с картой: изменения границ государств. Составление развёрнутого плана параграфа.
| § 12
Карты: «Тридцатилетняя война (1618–1648)», «Европа по
Вестфальскому миру 1648 г.».
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «30-летняя война»
| §12
|
Западная Европа в середине XVII в. (3 часа)
|
|
| Урок 12.
| Франция во времена кардиналов и «короля-солнца».
| Характеризоватьвнутреннюю политику Ришелье. Определятьпредпосылки Фронды и причины её поражения. Выявлять признаки абсолютной монархии.Различать стили классицизма и барокко.
| Составление характеристики исторического деятеля: Ришелье, Мазарини, Людовик XIV. Анализ схемы государственного управления Франции. Описание памятников культуры Франции XVII в.
| § 13
Схема «Система государственного управления во Франции в XVI–XVII вв.».
Иллюстративный материал параграфа.
Видеоряд
| §13, подготовить сообщения о деятелях культуры Франции XVII в.
|
| Урок 13.
| Англия в эпоху революционных потрясений.
| Раскрыватьпричины Английской революции. Описывать ход событий двух революций и реставрации Стюартов, систематизировать информацию, составлять хронологическую и сравнительную таблицы. Устанавливатьсвязь между деятельностью исторической личности (первые Стюарты, О. Кромвель) и развитием событий в стране. Высказывать суждения об итогах, результатах и значении «века революций» для истории Англии и всей Европы.
| Составление хронологической таблицу. Анализ под руководством учителя фрагмента документа литературного характера
| § 14
Карта «Революционное движение в Англии в середине XVII в.».
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «Кромвель»
| §14
|
| Урок 14.
| Реставрация Стюартов и «Славная революция» в Англии.
| Раскрывать значение «Славной революции». Различатьабсолютную и конституционную монархию. Выявлять политические и экономические изменения в Англии в результате революции. Объяснятьитоги и значение Английской революции.
| Мозговой штурм
Анализ фрагмента документа законодательного характера.
| § 15
Иллюстративный материал параграфа.
Видеоряд
| §15
Подобрать материал из интернет-ресурсов по теме «Английская культура XVII в.»
|
Восемнадцатый век (5 часов)
|
|
| Урок 15.
| Рождение Великобритании.
| Давать комментарии к схеме государственного управления Великобритании.Давать оценку сложившейся в Великобритании парламентской системы. Раскрывать предпосылки промышленного переворота и его сущность. Определятьпоследствия аграрной революции и промышленного переворота.
| Составление тематической таблицы. Анализ фрагмента исторического сочинения.
| § 17
Схема государственного устройства Великобритании.
Видеоряд.
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент
| §17
Подобрать материал из интернет-ресурсов по теме «Английская культура XVIII в.»
|
| Урок 16.
| Британские колонии в Северной Америке.
| Определять типы британских колоний в Северной Америке. Давать сравнительное описание социальной структуры американского общества 70–80-х гг. XVIII в. Раскрывать предпосылки и причины Войны за независимость.
| Работа с иллюстрациями из учебника: дать характеристику жизни британских колоний в Северной Америке.
| § 18
Иллюстративный материал параграфа
| §18
|
| Урок 17.
| Война за независимость и образование США.
| ХарактеризоватьВойну за независимость как «американскую революцию». Выделять сходство и указыватьразличия в государственном устройстве Великобритании и США. Оценивать значение образования США.
| Мозговой штурм
Работа с картой: освещение хода Войны за независимость. Анализ под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера
| § 19
Карта «Война за независимость США».
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «Война за независимость»
| §19
|
| Урок 18.
| Эпоха Просвещения во Франции.
| Раскрывать характерные черты века Просвещения. Объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества. Оцениватьзначение идей французских просветителей.
| Подготовленные сообщения о крупнейших деятелях французского Просвещения. Составление сравнительной таблицы. Работа с иллюстрациями из учебника: характеристика особенностей французской культуры «галантного века».
| § 20
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «Руссо»
| §20
|
| Урок 19.
| Международные отношения второй половины XVII — XVIII в.
| Характеризовать особенности международных отношений второй половины XVII — начала XVIII в. Раскрывать влияние войны на расстановку политических сил в Европе и мире.
| Составление хронологической таблицы. Работа с картой: локализировать исторические события на карте и использовать её данные в ответе. Составление развёрнутого плана по одному из разделов параграфа.
| § 16, 21
Карты: «Великая Северная война 1700–1721 гг.», «Семилетняя война 1756–1763 гг.».
Иллюстративный материал параграфа
| §16, 21
|
Европа в эпоху Великой французской революции (4 часа)
|
|
| Урок 20.
| Начало Великой французской революции.
| Определять причины неудач реформ во Франции накануне революции. Раскрывать противоречия, которые привели к Великой французской революции.
| Работа над характеристикой деятельности исторической личности: Людовик XVI. Использование карикатуры как исторического источника.
| § 22
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «Взятие Бастилии»
| §22
|
| Урок 21.
| Великая французская революция: от монархии к республике.
| Характеризовать мероприятия Учредительного собрания. Раскрывать значение «Декларации прав человека и гражданина». Оценивать роль революционных войн в истории Великой французской революции.
| Составление хронологической таблицы. Анализ фрагмента документа государственного характера.
| § 23
Карта «Великая французская революция».
Иллюстративный материал параграфа
| §23
|
| Урок 22.
| Якобинская диктатура и режим Директории.
| Давать оценку якобинской диктатуры и объяснять причины её крушения. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Директории.
| Составление хронологической таблицы. Работа над составлением характеристики деятельности исторической личности: М. Робеспьер.
| § 24
Карта «Великая французская революция».
Иллюстративный материал параграфа
| §24
Готовить сообщения о деятелях Великой французской революции
|
| Урок 23.
| Великая французская революция и Европа.
| Раскрыватьвлияние Великой французской революции на международные отношения в Европе. Определятьдвойственный характер революционных войн и их последствий. Выявлять общие черты и отличия английской революции от Великой французской революции.
| Извлечение информации о ходе исторических событий на основе данных карты
| § 25
Карты: «Великая французская революция», «Итоги разделов Польши».
Школьная карта «Европа в 1974–1799 гг.».
Иллюстративный материал параграфа
Видеофрагмент «Наполеон»
| §25
|
Многоликий Восток (3 часа)
|
|
| Урок 24.
| Османская империя и Персия в XVI–XVIII вв.
| Определять причины упадка Османской империи. Сравнивать положение двух ближневосточных держав — Османской империи и Персии.
| Работа с картой: определить, как менялись границы государств, и делать опосредованные выводы. Дать характеристику культуре Османской империи, используя иллюстрации из учебника
| § 26
Карта «Государство Сефевидов
в XVI–XVII вв.».
Иллюстративный материал параграфа
| §26
|
| Урок 25.
| Индия в XVI–XVIII вв.
| Выявлять характерные черты жизни индийского общества. Объяснять причины проникновения европейцев в Индию. Раскрывать сущность английской колониальной политики в Индии.
| Работа с картами: сопоставление исторических карты разных временных периодов для выявления изменений в жизни страны
| § 27
Карта «Индия в XVIII в.».
Иллюстративный материал параграфа
| §27
|
| Урок 26.
| Страны Дальнего Востока в XVI–XVIII вв.
| Выделять характерные черты в развитии Китая и Японии в Новое время. Объяснять, почему произошло «закрытие» Китая и Японии и какие последствия имела такая политика.
| Анализ фрагмента документа законодательного характера. Составление развёрнутого план по одному из разделов параграфа. Работа с текстом и иллюстрациями из учебника: характеристика особенностей культуры Китая и Японии,
| § 28
Карта «Империи Мин и Цин».
Иллюстративный материал параграфа
| §28
|
ИСТОРИЯ РОССИИ
|
|
Дата проведения урока
| № урока
| Название раздела (количество часов)
Тема урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Формы контроля.
Способы деятельности
| Средства обучения.
ИКТ.
| Домашнее задание
|
|
| Вводный урок.
| Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; показывать на исторической карте рост территории
Продуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком
| Работа с атласом и контурной картой.
| Учебник, историческая карта, атласы.
| § 1
|
Тема 1. Россия на рубеже XVI – XVII веков. (4 часа)
|
|
|
| Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
| Репродуктивный уровень: описывать положение основных социальных слоев общества.
Продуктивны й уровень: выявлять основные причины Смутного времени; характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова.
Творческий уровень: высказывать суждения о перспективах развития страны при правлении Б. Годунове
| Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала.
| Карта «Россия во второй половине XVI в.».
Учебник.
Видеофрагмент «Б.Годунов. Путь к власти»
| §2-3
|
|
| Смута.
| Репродуктивный уровень: называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического устройства станы.
Продуктивный уровень: характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени; раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса; систематизировать исторический материал о восстании И. Болотникова в таблице.
Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение: «Политический портрет князя К. Минина, Д. Пожарского»
| Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест. творческое задание
| Портрет Лжедмитрия 1.
Карта «Крестьянская война и борьба с польско-литовской и шведской интервенцией». Учебник.
| §2-3
|
|
| Окончание Смутного времени.
| Репродуктивный уровень: называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического устройства станы.
Продуктивный уровень: характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени; раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса; систематизировать исторический материал о восстании И. Болотникова в таблице.
Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение: «Политический портрет князя К. Минина, Д. Пожарского»
| Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока.
| Учебник.
Карта «Крестьянская война и борьба с польско-литовской и шведской интервенцией».
Карта «Крестьянская война и борьба с польско-литовской и шведской интервенцией». Портрет Минина и Пожарского. Учебник.
Видеофрагмент «Минин и Пожарский»
«Избрание Михаила Романова»
| §2-3
|
|
| Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия на рубеже XVI – XVII веков».
|
| Контроль знаний. Тест
|
|
|
Тема 2. Россия в XVII веке. (10 часов)
|
|
|
| Новые явления в экономике.
| Репродуктивный уровень:
называть существенные
черты экономического развития России в XVII веке; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.
Продуктивный уровень: характеризовать новые черты в экономике России; сравнивать экономическое развитие в XVII веке в странах Западной Европы и России
| Составление таблицы.
| Схемы. Учебник.
| §4
|
| 33-34
| Территория и хозяйство, политическое положение России в первой половине XVII века.
| Репродуктивный уровень:
описывать положение основных сословий в России
в XVII веке, объяснять значение понятий; называть существенные черты политического устройства России.
Продуктивный уровень: раскрывать изменения, происшедшие в положении представителей разных сословий; сравнивать положение разных слоев одного сословия; систематизировать исторический материал в таблице характеризовать систему управления и самоуправления в России; раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы в XVII веке; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма.
Творческий уровень: сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в России и в странах Западной Европы
| Индивидуальные задания, обобщающий тест.
| Схемы. Учебник.
Видеофрагмент «Алексей Михайлович»
| §5
|
|
| Власть и церковь. Церковный раскол.
| Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий.
Продуктивный уровень: характеризовать сущность и результаты церковной реформы XVII века; выявлять основные причины разногласий между церковью и властью.
Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона
| Взаимопроверка ключевых терминов.
| Схемы. Учебник.
Видеофрагмент «Алексей Михайлович и Никон»
| §7
|
|
| Народные движения.
| Репродуктивный уровень: называть даты, место, обстоятельства, участников народного движения.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения в XVII веке; анализировать основные положения Соборного уложения 1649 г.; сравнивать изменения в положении разных социальных слоев
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о роли личности в истории на примере Степана Разина
| Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений.
| таблица «Народные движения Карта «Крестьянская война под предводительством С.Т.Разина». Учебник.»
Видеофрагмент «Восстание Степана Разина», «Медный бунт»
| §8
|
| 37-38
| Внешняя политика.
| Репродуктивный уровень: называть основные направления внешней политики.
Продуктивный уровень: характеризовать цели, средства, направления внешней политики России в XVII веке; сравнивать цели, результаты внешней политики царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; систематизировать исторический материал в виде схемы и таблицы.
Творческий уровень: подготовить электронный адрес основных событий по данной теме
| Работа по контурной карте.
| Учебник. Иллюстрации.
| §9
|
| 39-40
| Русская культура и быт сословий в XVII веке.
| Репродуктивный уровень: называть характерные черты развития духовной жизни России в XVII веке
Продуктивный уровень: раскрывать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры; выявлять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; характеризовать основные направления в развитии живописи, архитектуры, литературы, зодчества.
Творческий уровень: подготовить презентации по данной теме
| Составление кроссворда по теме: «Культура».
| Учебник. Иллюстрации.
Презентация
Видеофрагмент «Культура 17 века»
| §10-11
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке».
| Репродуктивный уровень: называть причины социально-экономического отставания России от европейских стран; описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований.
Продуктивный уровень: выявлять предпосылки преобразований в России; анализировать проекты преобразований передовых людей того времени.
Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурсов по данной теме
| Разноуровневая контрольная работа.
| Карта «Воссоединение Украины с Россией». Учебник.
|
|
Тема 3. Россия при Петре I. (9 часов)
|
|
| Предпосылки реформ первой четверти XVIII века.
| Репродуктивный уровень: называть основные этапы жизни и деятельности Петра I в «начале славных лет».
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма.
Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о личности Петра I
| Обобщающая беседа.
| таблица «Предпосылки петровских преобразований»
Видеофрагмент «Царевна Софья»
| §12
|
| 43-44
| Начало царствования Петра I.
| Репродуктивный уровень: называть даты, основные сражения Северной войны; объяснять значение понятий.
Продуктивный уровень: анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны.
Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях внешнеполитической деятельности Петра I
| Взаимопроверка по хронологии
| Учебник. Иллюстрации.
таблица «Северная война»
Видеофрагмент «Северная война», «Азовские походы», «Полтавская битва»
| §13
|
| 45-46
| Реформы Петра I.
| Репродуктивный уровень: называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения в экономике, внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I; анализировать последствия реформ Петра I для России.
Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о развитии стран Западной Европы и России в данный период
| Диктант дат, тест.
| Учебник. Иллюстрации.
Видеофрагмент «Реформы Екатерины Великой»
| §14
|
|
| Народные движения первой четверти XVIII века.
| Репродуктивный уровень: называть даты народных движений; описывать положение разных социальных слоев в данный период.
Продуктивный уровень: выявлять главные причины народных волнений в начале XVII века; сравнивать народные выступления на-чала XVII века; систематизировать новый исторический материал в таблице
| Промежуточное тестирование. Взаимопроверка таблиц.
| Учебник. Иллюстрации.
| §15
|
| 48-49
| Русская культура эпохи Петра I.
| Репродуктивный уровень: описывать основные на-правления развития русской культуры; называть существенные черты духовной жизни России в I четверти XVIII века.
Продуктивный уровень: характеризовать новые явления в области культуры и быта, введенные Петром; раскрывать значение преобразований в области культуры для дальнейшего развития России.
Творческий уровень: высказывать суждение о значимости реформ для развития России
| Проверка сочинений-рассуждений.
| Схемы. Учебник. Иллюстрации.
Презентации
| §16
|
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия при Петре I”
| Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть ключевые события данного исторического периода.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; раскрывать значимость событий этого этапа для дальнейшего развития России.
Творческий уровень: высказывать суждение по спорным вопросам данной темы
| Тест.
|
| §12-16
|
Тема 4. Россия в 1725 – 1762 гг. (5 часов)
|
|
| 51-52
| Дворцовые перевороты.
| Репродуктивный уровень:
объяснять значение понятий; называть основные этапы, даты и действующие лица дворцовых переворотов.
Продуктивный уровень: о характеризовать основные
направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов; выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном
и политическом развитии России.
Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение об исторических персонажах эпохи дворцовых переворотов
| Исторический текст с ошибками.
| Учебник. Иллюстрации.
таблица «Дворцовые перевороты»
Видеофрагмент «Воцарение Анны Иоановны», «Екатерина – жена Петра 1», «Иван4 – русская железная маска»
| §17
|
|
| Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
| Репродуктивный уровень: называть основные направления внутренней политики преемников Петра; описывать положение основных социальных групп населения в данную эпоху.
Продуктивны и уровень:
выявлять изменения в положении разных социальных слоев; характеризовать
изменения в системе управления.
Творческий уровень: приводить оценки деятельности преемников Петра
| Тест для повторения.
| Учебник. Иллюстрации.
Видеофрагмент «Анна Иоановна»
| §18
|
|
| Внутренняя политика России в середине XVIII века.
| Репродуктивны и уровень:
называть основные направления внешней политики преемников Петра.
Продуктивный уровень: анализировать итоги внешней политики и последствия; систематизировать данный исторический материал в виде таблиц и схем; раскрывать основные черты полководческого искусства.
Творческий уровень: высказывать суждение о значимости и последствиях военных кампаний России в XVIII в.
| Фронтальный опрос, тест для закрепления.
| Учебник. Иллюстрации
Видеофрагмент «Елизавета Петровна –веселая царица».
| §19
|
|
| Обобщающий урок по теме «Россия в 1725 – 1762 годах»
|
| Письменная проверочная работа.
|
| §17-19
|
Тема 5. Россия в 1762 - 1801гг. (8 часов)
|
|
| 56-57
| Внутренняя политика Екатерины II.
| Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства России во II половине XVIII в.
Продуктивный уровень: характеризовать особенности внутренней политики России в данный период; раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»; анализировать изменения в системе управления, судопроизводства при Екатерине II
Творческий уровень: составить политический портрет Екатерины II
|
| Учебник. Иллюстрации.
Видеофрагмент «Екатерина 2»
| §20
|
|
| Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.
| Репродуктивный уровень: называть место, имена, обстоятельства, участников крестьянской войны.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения; анализировать причины, особенности и значение крестьянской войны; сравнивать народные восстания «бунташного времени» XVII века и восстания XVIII века.
Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о деятельности Емельяна Пугачева
| Индивидуальные карточки.
| Учебник. Иллюстрации.
Карта.
Видеофрагмент «Восстание Пугачева»
| §21
|
|
| Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.
| Репродуктивны й уровень: описывать успехи и трудности развития экономики России в данный период; называть существенные черты экономического развития России в конце XVII -начале XVIII в.
Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: крепостнический строй и разложение феодально-крепостнической системы.
Творческий уровень: сравнивать экономическое развитие России и стран Западной Европы
| Взаимопроверка таблицы.
| Учебник. Иллюстрации.
Карта.
| §22
|
| 60-61
| Внешняя политика
Екатерины II.
| Репродуктивный уровень: называть даты военных походов и кампаний.
Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внешней политики России во П половине ХУШ века; раскрывать последствия внешнеполитической деятельности Екатерины II.
Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о внешнеполитической деятельности Екатерины; на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение «Наука побеждать» А. В. Суворов; Ф. Ф. Ушаков
| Работа с контурной картой.
| Учебник. Иллюстрации.
Карта.
Видеофрагмент «Ушаков»
| §23
|
| 62-63
| Россия при Павле I.
| Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла I; выявлять особенности проводимой Павлом I политики.
Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о личности и деятельности Павла I
| Диктант дат, тест для закрепления.
| Учебник. Иллюстрации.
Видеофрагмент «Суворов. Чертов мост»
| §24
|
|
| Русская культура второй половины XVIII века. Наука и образование.
| Репродуктивный уровень: составлять описание исторических памятников и произведений литературы; называть характерные черты духовной культуры России П половины ХУЩ в.
Продуктивный уровень: характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки.
Творческий уровень: на основе литературных произведений выявлять ценности изучаемого периода
| Фронтальная беседа.
| Учебник. Иллюстрации. презентация
Видеофрагмент «Из истории русской культуры 18 века»
| §25-26
|
|
| Литература, искусство второй половины XVIII в.
| Репродуктивный уровень: составлять описание исторических памятников и произведений литературы; называть характерные черты духовной культуры России II половины ХVIII в.
Продуктивный уровень: характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки.
Творческий уровень: на основе литературных произведений выявлять ценности изучаемого периода
| Викторина.
|
| §27
|
|
| Обобщающий урок по теме
«Россия в 1762 - 1801гг.»
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| Зачет
|
| Составить кроссворд
|
|
| Повторение «История России XVII-XVIII вв.»
| Лабораторная работа
|
|
|
|
|
| Итоговое обобщение: «Основные итоги и характерные черты развития стран и народов
мира к концу XVIII в.».
| Практическая работа
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
— получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII—XVIII вв.;
— научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; «просвещённый абсолютизм» Екатерины II;
— уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);
— получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачёва, царевны Софьи, Петра Великого, А. Д. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;
— уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.