Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Одобрены на заседании МК ФЭиС
ББК 65.012.1
Автор: Лукманова М.Б., Касатая И.Л. Методические указания по проведению практических по дисциплине «Микроэкономика» - Рудный, РИИ, 2013. - 29 с.
Рецензенты: Зарубина В.Р., к.э.н., доцент кафедры ММ
Методические указания составлены в соответствии с программой (Syllabus) дисциплины «Микроэкономика» и содержат перечень заданий по основным темам курса. Выполнение предлагаемых заданий будет способствовать активизации познавательной и исследовательской деятельности студентов. Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности «Менеджмент».
Табл. 7, список лит.- 32 назв.
Для внутривузовского использования
© Рудненский индустриальный институт 2013 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из базовых дисциплин является курс «Микроэкономика», изучение которого обязательно при подготовке экономистов всех специальностей. Особая актуальность этой дисциплины обусловлена тем, что она дает основы знаний в области рыночной экономики и помогает выработать новые правила экономического поведения в изменившихся хозяйственных условиях. Основная цель курса – изучение механизма функционирования современной экономики, понимание причин принятия решения отдельными экономическими субъектами, потребителями, производителями, капиталовкладчиками, владельцами ресурсов и отдельными фирмами, а также форм взаимодействия потребителей и фирм, формирующих рынки и отрасли промышленности. Изучение дисциплины «Микроэкономика» ставит перед собой задачу формирования у студентов прочных знаний и практических навыков в областях, определяемых основной целью курса. Обязательные результаты изучения микроэкономики: - студенты должны использовать микроэкономические знания в качестве инструмента для принятия решения и принять их в рыночной специализации; - умение принимать самостоятельные решения на основе анализа и оценки экономической ситуации; - владение основными понятиями микроэкономики, ориентированными на содержание основных экономических проблем и различных подходах к их решению; - выработка своего обоснованного представления о логике экономического развития. Тема 1 - Современная микроэкономика и ее методология
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование навыков рационального мышления.
Задание: Найдите правильный ответ в следующих тестовых заданиях: - Микроэкономика изучает: а) рациональные экономические решения; б) ценообразование; в) оптимальное размещение ресурсов; г) все выше перечисленное. - Из перечисленных моделей не является микроэкономической: а) модель фирмы; г) модель рыночного равновесия; б) модель инфляции; д) модель отрасли. в) модель потребителя; - Альтернативные издержки получения образования не включают в себя: а) заработную плату, которую вы бы получали, если бы вам не надо было бы ходить в институт; б) деньги, потраченные на учебники; в) деньги, потраченные на еду; г) плату за обучение. - Проблемы того, «что, как и для чего производить» могут иметь отношение: а) только к тоталитарным системам; б) только к рыночной экономике; в) только к отсталой экономике; г) к любому обществу. - Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, это экономика: а) командная; б) рыночная; в) натуральная; г) смешанная. - Проблема редкости ресурсов характерна для: а) высокоразвитых стран с большими объемами производства товаров и услуг; б) стран третьего мира; в) стран, бедных природными ресурсами; г) для всех стран. - Фундаментальная проблема, с которой сталкивается все экономические системы, это: а) инвестиции; б) производство; в) редкость; г) потребление. - При наличии множества недостатков у ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество. Оно выражается: а) в представление свободы всем агентам рынка; б) в эффективном распределении ресурсов; в) в уравнительном распределении дохода; г) в стабильном развитии экономики. - Потребительский сектор экономики составляет: а) фирмы; б) домохозяйство; в) государство; г) все выше перечисленные; д) все ответы неверны.
Задача 1.1: Госпожа Н. всегда мечтала иметь собственное ателье. Известно, что издержки, связанные с содержанием ателье, включают следующие затраты: на покупку оборудования (изнашивается 5 лет) – 100000 тенге, на зарплату персонала 200000 тенге в год, на сырье 700000 тенге в год. В настоящее время жалованье Н. составляет 60000 тенге год (она собирается оставить службу и работать в собственном ателье). На покупку оборудования она собирается использовать свои сбережения 50000 тенге, которые приносят 6 % годовых. Н. ожидает ежегодно получать выручку равную 985000 тенге. Рассчитайте альтернативные издержки и определите, является ли открытие ателье выгодной операцией.
Методические рекомендации: Для ответа на тестовые задания используйте конспекты лекций и предложенный ниже список литературы. Для решения задачи в альтернативные издержки включите не только явные издержки, но и неявные.
Контрольные вопросы: 1. Дефицит – общая проблема, с которой сталкиваются только бедные страны. Верно ли данное утверждение? 2. Приведите примеры экономических переменных, которые модель стремится объяснить и предсказать? 3. Почему микроэкономику иногда называют «теорией цен»? 4. Допустим в стране принят закон, отменяющий наказание за кражу автомобилей. Как это повлияет на рынок автомобилей? 5. Постройте кривую производственных возможностей и покажите альтернативность выбора. 6. Раскройте сущность предельного, функционального, равновесного, позитивного и нормативного анализа в микроэкономике. 7. Почему делая предсказание, основанное на экономической модели, необходимо вводить ограничение «при прочих равных условиях»? 8. Каков конечный критерий полезности микроэкономической теории?
Тема 2 - Основы анализа спроса и предложения Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков построения графиков спроса и предложения.
Задание: Задание 1 Найдите правильный ответ в следующих тестовых заданиях: - Закон спроса предполагает, что: а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены; б) если доходы у потребителя растут, они обычно покупают больше товаров; в) кривая спроса имеет положительный наклон; г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет. - Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х? а) предложение товара Х по некоторой причине изменилось; б) цена товара Х выросла, потому что потребители решили меньше покупать этого товара в) изменение вкусов потребителей, вызвало интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше; г) цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше. - Рыночный спрос не испытывает влияния: а) доходов потребителей; б) цена на взаимосвязанные товары; в) цен на ресурсы; г) численности покупателей. - Совершенствование технологии сдвигает: а) кривую спроса вверх и вправо; б) кривую спроса вниз и влево; в) кривую предложения вниз и вправо; г) кривую предложения вверх и влево. - Если рыночная цена ниже равновесной, то: а) появляются избытки товаров; б) возникает дефицит товаров; в) формируется рынок покупателя; г) падает цена ресурсов. - Если два товара взаимозаменяемые, то рост цены на первый вызовет: а) падение спроса на второй товар; б) рост спроса на второй товар; в) увеличение объема спроса на первый товар; г) падение величины спроса на второй товар. - Ценовая эластичность спроса будет выше: а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши; б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя; в) чем больше альтернативные издержки производства товаров; г) чем менее необходим товар потребителю; д) ни в одном из случаев. - Сокращение предложения товара ведет к увеличению: а) спроса на взаимодополняющие товары; б) общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене; в) спроса на этот товар; г) спроса на взаимозаменяемый товар. - Эластичность предложения зависит главным образом от: а) числа товаров – заменителей данного продукта; б) периода времени, в течении которого продавцы могут приспособиться к изменению цен; в) того, является ли данный товар предметом первой необходимости или роскоши; г) доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного товара. - Относительно неэластичный спрос означает, что: а) рост цены на 1 % приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1 %; б) рост цены на 1 % приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1 %; в) любое изменение цены приводит к изменению общей выручки; г) рост цены на 1 % не влияет на величину спроса. - Ценовая эластичность спроса будет расти с увеличением продолжительности периода, в течение которого предъявляется спрос, так как: а) доходы потребителей увеличиваются; б) потребители смогут приобрести товары - заменители; в) произойдет сдвиг вправо кривой спроса; г) вырастет общий уровень цен; д) все ответы верны. - Товар можно отнести к недоброкачественным, если: а) эластичность его спроса по доходу равна – 0, 5; б) ценовая эластичность его спроса равна 1, 3; в) перекрестная эластичность его спроса равна – 0, 7; г) эластичность его спроса по доходу равна 1, 3. Задание 2 В таблице 1 представлены исходные данные.
Таблица 1 - Спрос на учебники в течение года
а) рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса; б) установите, при каких значениях цены имеет место спрос эластичный, единичной эластичности, неэластичный; в) определите сумму выручки за учебники при каждом значении цены.
Указания к выполнению задания 2: Для успешного выполнения тестовых заданий необходимо использовать конспект лекций по теме, а также учебники из предложенного списка литературы. Для решения задачи используйте формулу ценовой эластичности . Δ Q и Δ P необходимо рассчитать в процентах. Сумму выручки (TR) рассчитайте для каждого уровня цен отдельно по формуле TR= P*Q.
Контрольные вопросы: 1. В чем заключается различие между изменением спроса (предложения) и изменением объема спроса (предложения)? 2. Что выражают функции спроса и предложения? 3. Какие выводы можно сделать в основе анализа «паутинообразной» модели рыночного равновесия? 4. Какие силы должны быть сбалансированы для достижения рыночного равновесия? 5. Какие факторы влияют на эластичность спроса (предложения) по цене? 6. Для чего можно использовать численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам и коэффициент перекрестной эластичности? 7. Какое практическое значение имеет анализ спроса и предложения?
Тема 3 - Теория эластичности спроса и предложения
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения.
Задание: Задача 2.1 В таблице 2 представлены исходные данные для решения задачи.
Таблица 2 – Данные об объемах предложения на рынке товара Х
Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности Указания к выполнению задачи 2.1: Для решения задачи используйте формулу ценовой эластичности . Δ Q и Δ P необходимо рассчитать в процентах. Сумму выручки (TR) рассчитайте для каждого уровня цен отдельно по формуле TR= P*Q.
Задача 2.2 В таблице 3 представлены исходные данные о структуре расходов семьи за два года (цены на товары не меняются). Заполните таблицу.
Таблица 3 - Данные о структуре расходов семьи
Указания к выполнению задачи 2.2: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме. Сумму выручки (TR) рассчитайте для каждого уровня цен отдельно по формуле TR= P*Q. Эластичность по доходу определите по формуле . Δ Q и Δ Y рассчитываются в процентах.
Контрольные вопросы: 1. Назовите основные виды эластичности спроса. 2. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса? 3. Какие факторы влияют на ценовую эластичность предложения? 4. Дайте характеристику эластичности спроса по доходу. 5. Как с помощью эластичности спроса по доходу определить характер товара? 6. Что показывает перекрестная эластичность спроса? 7. Что означает отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности? 8. Как можно применить на практике коэффициенты ценовой эластичности спроса и предложения?
ТЕМА 4 - Теория потребительского выбора
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета полезности и построения кривых безразличия и бюджетных линий.
Задание: Задание 4.1. Найдите правильный ответ на следующие тестовые задания: - Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него: а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров; б) каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров; в) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей; г) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода; д) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода. - Увеличение дохода потребителя графически выражается в: а) изменении наклона бюджетной линии; б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо; в) уменьшении наклона бюджетной линии; г) параллельном сдвиге бюджетной линии влево; д) увеличении наклона бюджетной линии. - Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется: а) его предпочтениями и размерами дохода; б) только ценами покупаемых товаров; в) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров; г) только его предпочтениями; д) ценами покупаемых товаров и размерами дохода. - Цена товара Х составляет 1, 5 $. Цена товара Y составляет 1 $. Если, потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара Х за: а) 15 ютил; б) 20 ютил; в) 30 ютил; г) 45 ютил; д) в условии не содержится достаточной информации для ответа. - Предположим, что потребитель имеет доход в 8 $. Цена товара А равна 1 $, а цена товара В равна 0, 5 $. Какая из следующих комбинаций находится на бюджетной линии? а) 8 А и 1 В; б) 7 А и 1 В; в) 6 А и 6 В; г) 5 А и 6 В; д) 4 А и 4 В. - Закон убывающей предельной полезности означает, что: а) отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости; б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения приобретаемых товаров; в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров; г) полезность приобретаемых товаров убытков по мере увеличения дохода потребителя. - Эффект замещения – это рост спроса на товар, вызванный: а) изменением общего уровня цен на все товары; б) изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары – заменители; в) изменением в реальном доходе, вызванном снижением цен на приобретаемые товары; г) предложением новых заменителей товара; д) все ответы не верны. - Общая полезность растет, когда предельная полезность: а) изменяется; б) увеличивается; в) увеличивается в медленном темпе; г) увеличивается или изменяется, но является величиной положительной; д) является величиной отрицательной. - Потребительское равновесие на карте безразличия – это: а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия; в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия; г) любая точка, её расположенная на бюджетной линии; д) все ответы верны. - Предельная норма замещения товара А товаром В означает: а) сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В на 1 единицу; б) в какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товара А и В увеличивается на 1 единицу; в) сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход вырастает, а потребление товара А остается прежним;
г) от какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной; д) ни один из ответов не является верным. - Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать: а) разницу между общей и предельной полезностью; б) общую полезность; в) среднюю полезность; г) предельную полезность; д) каждую из перечисленных величин. - Чтобы оказаться в положении равновесия (т. е. максимизировать полезность) потребитель должен: а) не покупать недоброкачественных товаров; б) быть уверенным, что цены всех приобретаемых товаров пропорциональны общим полезностям; в) уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров; г) быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег; д) распределять доход таким образом, чтобы последний доллар, истраченный на покупку какого – либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и доллар, истраченный на покупку другого товара. - Если потребитель выбирает комбинацию представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он: а) максимизирует полезность; б) желает купить больше товаров, чем позволяет бюджет; в) не полностью использует свой бюджет; г) находится в положении потребительского равновесия; д) все ответы неверны.
Задание 4.2:
Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. В таблице 4 показана полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена журнала – 1, 5 денежных единиц, а цена кассеты - 7, 5 денежных единиц. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.
Таблица 4 – Данные о полезности, извлекаемой из потребления кассет и журналов
Определите: а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов. б) Какую полезность он получает от такой комбинации товаров. в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов (заполните таблицу). г) Изобразите кривую предельной полезности кассет. д) Какую полезность он получит, если весь бюджет будет тратить на покупку кассет. е) при какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной.
Указания к выполнению задачи 4.2: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме, а также список рекомендуемой литературы. Для правильного решения задачи необходимо четко уяснить понятие предельной полезности, а также отличие ее от понятия общей полезности. Используйте для расчета предельной полезности формулу .
Занятие 2. Цель занятия: закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета полезности и построения кривых безразличия и бюджетных линий.
Задание: Задача 4.3 Студент еженедельно получает от родителей 20 у.е. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания (F) на вертикальной оси, а развлечения (Н) – на горизонтальной: а) Р(F) = 0, 5 у.е. за единицу, Р(Н) – 1 у.е. за единицу. б) Р(F) = 0, 5 у.е. за единицу, Р(Н) – 0, 5 у.е. за единицу. в) Р(F) = 1 у.е. за единицу, Р(Н) – 0, 4 у.е. за единицу. г) Р(F) = 0, 5 у.е. за единицу, Р(Н) – 0, 5 у.е. за единицу, но доход студента увеличивается до 25 у.е. в неделю. Постройте бюджетные линии студента. В таблице 5 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.
Таблица 5 – Наборы безразличия двух товаров
а) Начертите три кривые безразличия. б) Какая из кривых представляет самый низкий и самый высокий уровеь полезности? в) Найдите точку потребительского равновесия студента.
Задание 4.4
Данные об общей полезности различного количества шляп и яблок приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Данные об общей полезности различного количества шляп и яблок.
а) Подсчитайте предельную полезность. б) Определите реальный доход потребителя, выраженный в количестве шляп и яблок. в) Определите количество шляп и яблок, которое потребитель купит в состоянии равновесия.
Указания к выполнению задачи 4.4: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме, а также список рекомендуемой литературы. Для правильного решения задачи необходимо четко уяснить понятие предельной полезности, а также отличие ее от понятия общей полезности. Используйте для расчета предельной полезности формулу .
Контрольные вопросы: 1. Чем отличается кардиналистский подход в теории потребительского поведения от ординалистского подхода? 2. Перечислите предположения, которые лежат в основе модели потребительского выбора? 3. Какая взаимосвязь между предельной и общей полезностью? В чем суть принципа убывающей предельной полезности? 4. Что выражает кривая безразличия и почему она имеет отрицательный наклон? 5. Что подразумевает кривизна кривой безразличия? 6. Что может вызвать изменение наклона бюджетной линии? 7. На что указывает общее условие равновесия потребителя (MUx/Px=MUy/Py)? 8. Что выражают кривая Энгеля и «законы» Энгеля? 9. Какая кривая используется для объяснения того, почему кривые спроса имеют отрицательный наклон?
ТЕМА 5 - Теория производства
Цель занятия – закрепление теоретического материала по данной теме.
Задание: Найдите правильный ответ на следующие тестовые задания: - Изокванта показывает: а) объем выпуска при различных сочетаниях капитала и труда; б) предпочтения потребителей; в) ограничение по издержкам производства; г) взаимосвязь между доходом и ценами; д) эффект дохода и эффект замещения. - Наиболее удаленная от начала координат изокванта показывает: а) наибольший выпуск; б) наименьший выпуск; в) лучшую технологию; г) минимально необходимые ресурсы; д) наибольший эффект от масштаба роста. - Определите средний продукт труда по следующим данным:
а) 80; б) 82, 5; в) 0, 014; г) 70; д) 630. - Определите предельный продукт труда.
а) 120; б) 160; в) 90; г) 70; д) 80. - Средний продукт труда характеризует: а)общий выпуск; б) производительность капитала; в) производительность труда; г) численность занятых; д) тарифную ставку. - Закон убывающей предельной производительности утверждает: а) при найме дополнительного рабочего выпуск растет, но более медленно; б) при найме дополнительного рабочего выпуск падает; в) при увеличении заработной платы, производительность сокращается; г) при найме дополнительного рабочего предельная производительность растет; д) производительность имеет тенденцию к росту. - В какой точке на рисунке наблюдается оптимум производителя: а) в точке E; б) в точке A; в) в точке M; г) в точке N; д) в точке B. - Как называется кривая AN? а) бюджетная линия; б) изокванта; в) изокоста; г) кривая безразличия; д) кривая выпуска.
Методические рекомендации: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме, а также список рекомендуемой литературы.
Контрольные вопросы: 1. Что такое изокоста? 2. Что такое изокванта? 3. Что утверждает закон убывающей предельной производительности? 4. Как графически выглядит оптимальный выбор производителя? 5. Что такое средний и предельный продукт труда? 6. Что такое средний и предельный продукт капитала?
ТЕМА 6 - Издержки производства
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета различных видов издержек, определения их взаимосвязи. Задание: Задание 6.1: Найдите правильный ответ на следующие тестовые задания: - Постоянные издержки фирмы – это: а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения; б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства; в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится; г) неявные издержки; д) ни один из ответов не является правильным. - Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки): а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль; б) включают в себя явные, но не включают неявные; в) включают в себя неявные, но не включают явные; г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки. - Какое из следующих утверждений является верным? а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль; б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки; в) бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль; г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль; д) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки; - Какая из следующих кривых никогда не принимает U – образной формы? а) АVC; б) МС; в) АFC; г) АТС. - Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки? а) D ТVС / Q; г) (Р * Q) / D Q; б) D ТVС / DQ; д) D ТFС / D Q. В) ТFС / Q; - Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки? а) D МС; б) ТVС – ТFС; в) ТVС + ТFС; г) ТVС + ТFС + МС; д) (ТVС + ТFС) / Q. - В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 $, а средние постоянные – 0, 5 $. Общие издержки составят: а) 2, 5 $; в) 750 $; б) 1250 $; г) 1100 $.
Задание 6.2
Имеется исходные данные, приведенные в таблице 7.
Таблица 7 – Исходные данные для решения задачи
а) Заполните таблицу. б) Начертите кривые ТР, APL, MPL в) Начертите кривые ТС, TVC, TFC г) Начертите кривые ATC, AFC, AVC, MC.
Указания к выполнению задания 6.2: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме, а также список рекомендуемой литературы. Для расчета общих переменных издержек вспомните, что переменные издержки - это издержки на переменный ресурс. Для данной задачи – это труд. Для расчета APL используйте формулу , МРL рассчитайте по формуле .
Контрольные вопросы: 1. Назовите основные свойства производственной функции. 2. Что выражает кривая изокванта и ее кривизна? 3. Назовите особенности краткосрочной функции производства. 4. Перечислите постоянные и переменные факторы производства. 5. Чему равен предельный продукт труда, когда совокупный продукт достигает максимума? 6. Когда предельный продукт труда превышает средний продукт труда то, что происходит со средним продуктом? 7. Когда предельный продукт труда меньше среднего продукта труда то, что происходит со средним продуктом? 8. Что является причиной действия закона убывающей отдачи? 9. Какая стадия производства является оптимальной? 10. Назовите особенности долгосрочной функции производства? 11. Назовите варианты эффекта роста масштаба производства?
ТЕМА 7 - Предложение в условиях совершенной конкуренции
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета прибыли, определения объема, максимизирующего прибыль фирмы – совершенного конкурента.
Задание: Задание 7.1: Найдите правильный ответ на следующие тестовые задания: - Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются: а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам; б) кривая предельных издержек пересекает следующих издержек в точке, соответствующей минимальному значению АТС; в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон; г) кривая средних и предельных издержек имеют V – образную форму; д) кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия. - В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если: а) цена продукта ниже минимальных средних издержек; б) средние постоянные издержки выше цены продукта; в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек; г) цена продукта ниже предельных издержек; д) общий доход не покрывает общих издержек фирм. - Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции? а) стали; б) услуг парикмахерских; в) автомобилей; г) акций и облигаций фирм; д) бензин. - Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы: а) имеет отрицательный наклон; б) горизонтальная линия при данном уровне цены; в) вертикальная линия при данном объеме предложения; г) имеет наклон 1/n, где n – число фирм в отрасли; д) имеет положительный наклон. - Рост экономической прибыли на конкурентном рынке НЕ способствует: а) расширению производства в действующих фирмах; б) притоку в отрасль новых фирм; в) повышению рыночной цены продукта; г) повышению цен на используемые ресурсы; д) возникновению сил, которые постепенно сведут эту прибыль к нулю. - Если цена продукта не достаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то фирма должна: а) остановить свое производство как можно скорее; б) продолжать производство товаров на уровне, где Р = МС, если Р > АVС; в) выбрать новую технологию; г) сократить накладные расходы; д) продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки. - Экономическая прибыль: а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде; б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли; в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы; г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки; д) все предыдущие ответы неверны. - Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»: а) прибыль, полученная фирмой при МС = МR; б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли; в) прибыль, которую фирма получила бы при нормальном ведении дел; г) минимальная прибыль необходимая для того, чтобы фирма оставалась в пределах данного направления деятельности; д) прибыль, обеспечивающая предпринимателю комфортный образ жизни. - Понятие совершенной конкуренции предполагает, что: а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары; б) имеется много покупателей приобретающих этот товар по текущей цене; в) все продавцы и покупатели имеют полезную информацию о рынке; г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок; д) все ответы верны. - В отрасли функционирует 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки при производстве 5 единиц продукта в месяц составляет 2 $, 6 единиц – 3 $, 7 единиц-5$. Если рыночная цена единицы продукта равна 3 $, то отраслевой выпуск в месяц составляет: а) не более 5000 единиц; б) 5000 единиц; в) 6000 единиц; г) 7000 единиц.
Задание 7.2: На основе информации, представленной в таблице 8 решите задачу.
Таблица 8 – Исходная информация об издержках и доходе фирмы в условиях совершенной конкуренции.
PN – цена переменного ресурса Q – Объем продукции а) Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу. б) При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль? в) Постройте кривые AR, MR, TC, ATC, AVC, AFC, MC. Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.
Указания к выполнению задания 7.2: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме, а также список рекомендуемой литературы. Для расчета общих переменных издержек вспомните, что переменные издержки - это издержки на переменный ресурс. Для данной задачи – это труд. Для расчета APL используйте формулу , МРL рассчитайте по формуле . Для нахождения оптимального объема производства используйте правило MC=MR. Контрольные вопросы: 1. Перечислите характеристики рынка с совершенной конкуренцией. 2. Почему конкурентную фирму называют «ценополучателем»? 3. Чем характеризуется спрос на продукцию фирмы с совершенной конкуренцией? 4. Что является условием максимизации прибыли? 5. Почему у конкурентной фирмы MC=MR трансформируется в форму P=MC или MR=P? 6. Как определяются валовой доход (TR), предельный доход (MR), прибыль и предельная прибыль? 7. При выполнении, каких условий фирма получает экономическую прибыль? 8. При каких условиях фирма работает на уровне самоокупаемости, минимизирует убытки и принимает решение прекратить деятельность? 9. Какая часть кривых издержек конкурентной фирмы является кривой предложения фирмы?
Тема 8 - МОНОПОЛИЯ
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета прибыли, определения объема, максимизирующего прибыль фирмы-монополиста.
Задание: Задание 8.1: Найдите правильный ответ на следующие тестовые задания: - Ценовая дискриминация – это: а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; б) различия в оплате труда по национальности и по полу; в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары; г) повышение цены на товар более высокого качества; д) все ответы не верны. - Допустим, что монополист может продать 10 ед. товара по цене 100$ за единицу, но продажа 11 ед. вызывает снижение цен до 99, 5 $. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 ед. равен: а) 100 $; б) 99, 5 $; в) 94, 5 $; г) 94 $; д) 1099 $. - В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится: а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше; б) максимизировать прибыль; в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса; г) выбирать такой объем выпуска, при котором МR = Р; д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше. - Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая: а) монополизирует рынок; б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию; в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками; г) сегментирует рынок; д) максимизирует валовую прибыль. - Функция общих затрат монополиста: ТС = 100 + 3Q, где Q – количество единиц продукта, производимое в месяц; функция спроса на продукцию монополиста: Р = 200 – Q, где Р – цена продукта в долларах. Если монополист выпускает 20 ед. продукта, то его общий доход равен: а) 4000 $; б) 3600 $; в) 400 $; г) 180 $; д) все ответы верны. - Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором: а) предельные издержки равны цене продукта; б) предельные издержки равны общим издержкам; в) предельный доход равен предельным издержкам; г) предельный доход равен общим издержкам.
Задание 8.2: На основе исходной информации, приведенной в таблице 9 решите задачу. Таблица 9 – Исходные данные
а) Допустим, что монополия не осуществляет ценовую дискриминацию. Постройте графики рыночного спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии, рассчитав предварительно соответствующие величины. б) Основываясь на предыдущем допущении, определите объем выпуска, который дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли монополий. в) Допустим, что теперь монополия проводит политику ценовой дискриминации, сегментируя рынок. Постройте графики спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии на рынках А и Б, рассчитав предварительно соответствующие величины. г) Основываясь на предыдущем допущении, определите объем выпуска, который дает максимум прибыли, цену продукта и величину прибыли монополий на каждом рынке. д) На сколько больше прибыли получает монополия, осуществляя ценовую дискриминацию?
Указания к выполнению задания 8.2:: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме, а также список рекомендуемой литературы. При выполнении пунктов а) и б) необходимо рассматривать рынки А и Б как единое целое. Для нахождения оптимального объема производства используйте правило MC=MR. При выполнении пунктов в) и г) необходимо определять предельные издержки, предельный доход и оптимальный объем производства для каждого рынка отдельно.
Контрольные вопросы: 1. Когда фирма обладает монопольной властью и что является предпосылкой для монопольной власти? 2. Почему предельный доход от объема реализации товара монополиста меньше чем цена товара? 3. Как монополист выбирает величину выпуска, максимизирующую прибыль? 4. Какая связь между ценой товара, предельным доходом и эластичностью спроса по цене? 5. Как чистый монополист максимизирует прибыль в краткосрочном и долгосрочном периоде: 6. Как средние издержки зависят от уровня спроса на продукт монополиста? 7. Почему фирма, обладающая монопольной властью, перекладывает на покупателя меньшую часть налога, чем конкурентная фирма? 8. Чем отличается монопольное и конкурентное равновесие?
ТЕМА 9 - Монополистическая конкуренция
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета прибыли, определения объема, максимизирующего прибыль фирмы на рынке монополистической конкуренции.
Задание: Задание 9.1: Найдите правильный ответ на следующие тестовые задания: - Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры: 1. совершенная конкуренция; 2. монополия; 3. монополистическая конкуренция; 4. олигополия; 5. монопсония. а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно сходным ценам; б) на рынке оперирует один поставщик телекоммуникационных услуг; в) большое количество фермеров предлагает картофель по одинаковым ценам; г) несколько крупных фирм функционирует на рынке автомобильных шин; д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования; е) единственная фирма производит штурманские приборы. - В 2002 г. отрасль А функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 2003 г. фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 2003 г. прибыль на 10 млн. $ больше, чем в 2002 г. Экономическая прибыль картеля в 2003 г. составляла: а) 0; б) меньше 10 млн. $; в) 10 млн. $; г) больше 10 млн. $; д) для ответа недостаточно информации. - Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту: а) выпускаются дифференцированные товары; б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов; в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт; г) выпускаются однородные товары; д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов. - В долгосрочном периоде: а) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль; б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль; в) высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли; г) олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль; д) все ответы верны. - Предельный доход не ниже рыночной цены у: а) монополистических конкурентов; б) монополистов; в) участников картеля; г) олигополистов, не участвующих в картеле; д) совершенных конкурентов.
Задание 9.2: На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице 10 приведена исходная информация.
Таблица 10 – Спрос на товар и издержки каждой фирмы
а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену? б) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма? в) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы? г) Есть ли у каждой из этих фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цен конкурента? Если да, то каков он?
Указания к выполнению задания 9.2: Для успешного выполнения задания необходимо использовать конспект лекций по теме, а также список рекомендуемой литературы. При изучении данной темы следует запомнить, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль фирмы при монополистической конкуренции равна нулю.
Контрольные вопросы: 1. Определите основные отличительные черты рынка с монополистической конкуренцией? 2. Почему монополистическую конкуренцию называют промежуточной рыночной структурой между чистой монополией и совершенной конкуренцией? 3. Чем отличается долгосрочное равновесие в отрасли с монополистической конкуренцией? 4. Почему при монополистической конкуренции образуется избыточная мощность? 5. каковы последствия избыточной мощности? 6. Каким образом реклама на рынке с монополистической конкуренцией может снизить издержки, связанные с избыточной мощностью? 7. В каком смысле дифференциация продукта несовместима с экономией неиспользованных ресурсов?
ТЕМА 10 - ОЛИГОПОЛИЯ
Цель занятия – закрепление теоретического материала. Формирование практических навыков расчета прибыли, определения объема, максимизирующего прибыль фирмы на рынке олигополии.
Задание: Задание 10.1: Найдите правильный ответ на следующие тестовые задания: - Первым экономистом, кто пытается создать теорию олигополии, был: а) Эдвард Чемберлин; б) Огюстен Курно; в) Джоан Робинсон; г) Джон Гэлбрейт; д) Карл Маркс. - Вы исходите из предложения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма: а) сталкивается с конкурентом «не на жизнь, а на смерть»; б) имеет «ломаную» кривую спроса; в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке; г) наиболее эффективная в отрасли; д) одна из конкурентных фирм в отрасли. - Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей? а) нефть; г) пшеница; б) бананы; д) кофе. в) сахар; - Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль: а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля; б) устанавливая
|