Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV четверть. Тема №7 «Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе ХХ столетия»
Тема №7 «Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе ХХ столетия»
(27 ч. +2Вн. чт+2РР (у+п)+2ТКР+ Сочинение+1ЛРК)(продолжение)
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сергей Александрович Есенин (2 ч)
|
|
|
| Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему
| Урок обще-методо-логической направлен-ности
| Здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития творческих способностей учащихся, информационно-коммуникационные
| Каковы языковые и композиционные особенности поэмы?
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа над ошибками в домашней работе по памятке выполнения задания с использованием литературоведческого портфолио; составление письменного ответа на проблемный вопрос «В чем заключается историзм поэмы «Пугачев»?»; работа в парах (рецензирование выразительного чтения);; групповая работа (характеристика ритмико-метрических особенностей поэмы); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Научиться определять языковые и композиционные особенности поэмы
| Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
| Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 79.
|
|
| Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях
| Урок обще-методо-логической направлен-ности
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| Как научиться навыкам сопоставитель-ного анализа?
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка выполнения домашнего задания; выразительное чтение отрывков с последующим его письменным рецензированием по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; групповая работа по тексту (составление лексических и историко-культурных комментариев); практическая работа в парах (составление «Кругов Вена» по сопоставительной характеристике образа в разных произведениях); определение роли выразительных средств языка; выявление жанровых особенностей «Пугачева» по памятке выполнения задания и самопроверки; работа со словарем литературоведческих терминов; поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма; участие в коллективном диалоге; групповое и индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Воспитание читателя, способного осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, аргументировать свое мнение и создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, сравнивать, сопоставлять образы разных произведений
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
| Воспитание уважения к Отечеству и его прошлому; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Иван Сергеевич Шмелев (2ч)
| 80.
|
|
| Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения, развития творческих способностей учащихся, педагогики сотрудничества
| Каковы особенности рассказа И.С.Шмелева?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): выразительное чтение рассказа с последующим его рецензированием по алгоритму выполнения задания; участие в коллективном диалоге (обсуждение сообщений на проблемную тему); групповая практическая работа (составление устного и письменного анализа рассказа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя); участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Научиться определять особенности повествования И.С.Шмелева
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 81.
|
|
| «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения, развития творческих способностей учащихся, педагогики сотрудничества
| Какие личностные качества помогли Шмелеву стать писателем?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление тезисов статьи учебника «Иван Сергеевич Шмелев»; устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа; составление лексических и историко-культурных комментариев; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции; работа в парах (составление цитатного плана для пересказа с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания (проект); комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Осознание значимости изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении
| Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
| Воспитание уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (1 ч)
| 82.
|
|
| Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникационные, развития творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, личностно-ориентированного обучения
| Как выполнить индивидуальное задание в составе проектной группы?
Каковы приемы и способы создания сатирического повествования?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника; конспектирование статьи с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания; групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Подбор цитат, иллюстрирующих приемы создания исторического повествования и способы создания комического»; работа в парах по вариантам (составление тезисных планов для последующего коллективного диалога при консультативной помощи ученика-эксперта); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
| | | | | | | | | |
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе
| Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
| Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Антуан де Сент - Экзюпери (2ч)
| 83.
|
|
| Основные сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества
| Каковы жанрово-стилистические черты произведения А. де Сент-Экзюпери?
Так ли сказочно, ирреально то, о чем рассказал писатель?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника; составление плана статьи учебника; устный рассказ о писателе; подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя; характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа; различные виды пересказа; устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; работа со словарем литературоведческих терминов; подбор примеров, иллюстрирующих понятия метафора, аллегория, сказка-притча, подтекст; работа в парах по алгоритму выполнения задачи; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
| Живопись. Рисунки автора к сказке. Иллюстрации Т. Казмирук, Ким Мин Джи и др. Музыка. Песни: «Маленький принц» (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева, исп. Е. Камбурова), «Маленький принц» (сл., муз., исп. А. Дольского). Мюзикл «Маленький принц» (комп. Р. Коччанте, Франция, 2002) и др. Кино, мультипликация. Х/ф «Маленький принц» (реж. А. Жебрюнас, СССР, 1966), м/с «Приключения Маленького принца» (реж. Т. Канда и Ё. Ясухико, Япония, 1978-1979) и др. Скульптура. Памятник Экзюпери и маленькому принцу в Лионе (Франция, скульпт. К. Гийобе). Памятник маленькому принцу в Киеве на Пейзажной аллее (скульпт. К.Скретуцкий, Памятник «Размышление о маленьком принце» в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. А. Аветисян) и др.
| Научиться определять жанрово-стилистические черты произведения
| Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотношении с позицией автора текста.
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 84.
|
|
| Образы «взрослых» в произведении. Символическое значение образа маленького принца
| Урок рефлексии
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества
| Что же собой представляет «портрет» взрослого населения Земли?
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по литературоведческому портфолио; групповая лабораторная работа (анализ ключевых эпизодов); выразительное чтение с последующим его рецензированием при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения самопроверки; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Научиться анализировать текст
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, в паре и группе.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативныхзадач
| Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию; осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем, ответственного отношения к своим поступкам
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Михаил Александрович Шолохов (4 ч)
| 85.
|
|
| Краткие сведения о жизни и творчестве М.А.Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека»
| Урок «открытия» новых знаний
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, развития творческих способностей учащихся, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникационные, самодиагностики результатов обучения
| Почему именно Шолохову удалось написать такое произведение?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): составление тезисов статьи учебника; устный рассказ о писателе и истории создания рассказа; восприятие и выразительное чтение произведения; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров; различные виды пересказов; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; работа в парах (характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания); коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
| Живопись. Портрет М. А. Шолохова работы В. Плотникова. Иллюстрации к рассказу Б. Алимова, О. Верейского, С. Трофимова, Кукрыниксов и др. Кино. Х/ф «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук, СССР, 1959). Скульптура. Памятник М. А. Шолоховув Москве (Россия, скульпт. А. Рукавишников).
| Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении
| Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике
| Воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравственных качеств личности
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 86.
|
|
| Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера
| Урок обще-методо-логической направлен-ности
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| В чем состоит загадочность и сила русского характера?
Каково авторское отношение к изображаемому в произведении?
Как научиться анализировать эпизод?
| Формирование у учащихсядеятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа (анализ ключевых эпизодов рассказа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, ученика-эксперта); самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление письменного ответа на проблемный вопрос); работа в парах (по алгоритму выполнения задачи), составление тезисного плана для рассуждения); выразительное чтение и его рецензирование при консультативной помощи учителя; участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать свое досуговое чтение
| Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи
| Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 87.
|
|
| Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа
| Урок рефлексии
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, «критического» мышления
| Почему Андрей Соколов решил забрать Ванюшу к себе?
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): проектная работа в парах 9иллюстрирование эпизодов по теме урока с последующей взаимопроверкой); выразительное чтение и его рецензирование при консультативной помощи учителя; составление плана характеристики героя; устный и письменный рассказ о герое; участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, создавать устные и письменные высказывания, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное
| Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач
| Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Составление плана характеристики героя (п)
| Урок развития речи
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов изучения темы, развития творческих способностей учащихся, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникационные
| Как составить план характеристики героя литературного произведения?
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Рецензирование. Самостоятельная работа.
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 89.
|
|
| Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок
| Урок обще-методо-логической направлен-ности
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| Каково идейно-эмоциональное содержание рассказа?
Как научиться анализировать текст?
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение; самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (выделение этапов развития сюжета рассказа); групповая работа (составление письменного ответа на проблемный вопрос по алгоритму выполнения задания)); работа в парах (анализ эпизода по алгоритму выполнения задачи с последующей взаимопроверкой); самостоятельная работа (составление тезисного плана для пересказа); участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
| Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию
| Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; воспитание осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 90.
|
|
| Контрольное сочинение по произведению М.Шолохова «Судьба человека»
| Урок развивающего контроля
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся; развития критического мышления; самодиагностики результатов обучения
| Как научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме?
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения, алгоритма проверки и самопроверки по памятке выполнения задания; самостоятельная творческая работа; коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения зон в изученной теме
| Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: выстраивание иерархической системы критериев; умение планировать алгоритм ответа; работать самостоятельно; рефлексия способов действия; обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий; рефлексия нравственных ценностей
Коммуникативные: умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество, составлять монологическое высказывание репродуктивного и творческого типа
| Самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, самооценка на предмет соответствия предъявленным требованиям; формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 91.
|
|
| Контрольная работа по теме №7
.
| Урок развивающего контроля
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся, самодиагностики результатов обучения
| Как научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме?
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания. Письменный сопоставительный анализ фрагментов эпических произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Развитие умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать свое досуговое чтение.
| Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию
| Формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности; формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи
|
|
Тема №8 «Проблемы, волнующие человека мыслящего в литературе ХХ столетия»(продолжение)
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Александр Трифонович Твардовский (4 ч)
| 92.
|
|
| Краткий рассказ о писателе. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений, невозможности забвения их. Особый лиризм стихотворений о войне.
| Урок обще-методо-логической направлен-ности
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| Как научиться анализировать текст?
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение по итогам выполнения домашнего задания; восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров. Групповая работа по тексту стихотворения (выразительные средства языка); самостоятельная работа (выявление жанровых особенностей стихотворения по памятке выполнения задания и самопроверки). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам). Индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
| | | | | | | | | |
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
| Сопоставление исторических фактов, освещенных в произведении, с версиями документального фильма
| Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, создавать устные и письменные высказывания, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания
| Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 93.
|
|
| «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Реалистическая правда о войне.
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| Как изображена в поэме жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): практическая работа (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия композиция, юмор, фольклоризм, авторские отступления; подбор аргументов при составлении устного и письменного ответа на проблемный вопрос о характере сюжета и героя поэмы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой); работа в парах (составление цитатного плана для пересказа сюжета поэмы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания (проект); комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, создавать устные и письменные высказывания, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное
| Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
| Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 94.
|
|
| Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| В чем заключается новаторский характер поэмы Твардовского?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): практическая работа (подбор цитатных примеров; подбор аргументов при составлении устного и письменного ответа на проблемный вопрос о характере сюжета и героя поэмы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой); работа в парах (составление цитатного плана для пересказа сюжета поэмы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания (проект); комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное
| Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия
| Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; воспитание осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 95.
|
|
| Композиция и язык поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| Каковы признаки фольклора в поэме А.Твардовского?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): практическая работа (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия композиция, юмор, фольклоризм, авторские отступления; подбор аргументов при составлении устного и письменного ответа на проблемный вопрос о характере сюжета и героя поэмы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой); работа в парах (составление цитатного плана для пересказа сюжета поэмы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания); коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания (проект); комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Развитие умений аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера
| Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия
| Развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 96.
|
|
| Произведения современных авторов о войне. Э.Веркин «Облачный полк»
| Урок внеклассного чтения
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, развития творческих способностей учащихся, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные
| Как в произведении раскрывается тема «вечного понедельника»?
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: составление тезисов статьи»; восприятие прочитанного произведения; устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания произведения; устная и письменная характеристика героев; анализ различных форм выражения авторской позиции, литературная викторина; лабораторная работа (анализ произведения); выразительное чтение с последующим его рецензированием при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; самостоятельная работа с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения самопроверки коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Понимание эстетических возможностей языка современной русской литературы; развитие умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении.
| Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа
Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу; уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные:
уметь формулировать собственное мнение и свою позицию; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач
| Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; осознание значимости самостоятельного решения моральных и нравственных проблем.
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| Андрей Платонович Платонов «Возвращение» (2 ч)
| 97.
|
|
| Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, героизма в душах солдат, вернувшихся с войны
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков, «критического» мышления, развития творческих способностей учащихся, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникативные
| Каково идейно-эмоциональное содержание рассказа А.Платонова?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника; лабораторная работа (анализ по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой); работа в парах; групповая работа; участие в коллективном диалоге; устный и письменный ответ на вопрос по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; проектирование домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа А.Платонова; развитие умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
| Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия
| Осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие морального сознания и ответственного отношения к собственным поступкам
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 98.
|
|
| Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа
| Урок рефлексии
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков, «критического» мышления, развития творческих способностей учащихся, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникативные
| В чем заключается нравственная проблематика рассказа?
Как определить тему и проблему текста?
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов по теме урока с последующей взаимопроверкой); выразительное чтение и его рецензирование при консультативной помощи учителя; составление плана характеристики героя; устный и письменный рассказ о герое; участие в коллективном диалоге; коллективное проектирование домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развернутые высказывания, сознательно планировать свое досуговое чтение
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач
| Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; воспитание осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
|
|
< № урока
| Дата проведения
| Тема урока
|
|