Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II .Общая характеристика учебного предмета






Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уни­кальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в про­цессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средст­вом обучения. Как средство познания действительности русский язык обес­печивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореа­лизации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V–IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освое­ние необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основны­ми нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвисти­ческими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выра­жения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, нацио­нально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенст­вование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литератур­ного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жиз­ненно важных умений, как различные виды чтения, информационная пере­работка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способ­ность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интел­лектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройст­во языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвисти­ческих понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализа­ции деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспе­чивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

III. Описание и место предмета в учебном плане МБОУ «Гимназия».

Учебный план МБОУ «Гимназия» отводит на изучение русского языка в 8 классе 3 часа в неделю: 105 часов

Количество учебных часов:

В год-105 (3часа в неделю)

В том числе: Контрольных работ-7

IV. Планируемые результаты освоения русского языка в 8 классе

В результате изучения русского языка в 8 классе учащийся должен знать, понимать определения основных изученных языковых явлений, рече­ведческих понятий.

Уметь: речевая деятельность: аудирование:

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного тек­ста;

фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезис­ного плана, полного и сжатого пересказа;

определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

рецензировать устный ответ учащегося;

задавать вопросы по прослушанному тексту;

отвечать на вопросы по содержанию текста;

слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

прогнозировать содержание текста, исходя из анализа назва­ния, содержания эпиграфа и на основе знакомства с ллютивным материалом текста: схемами, таблицами на основе текста;

используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержа­нии статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

при необходимости переходить на изучающее чтение;

читать и пересказывать небольшие по объёму тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

вести репортаж о школьной жизни;

строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

создавать связное монологическое высказывание на лингвис­тическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказа­тель­ства, текста-описания;

составлять инструкции по применению того или иного прави­ла;

принимать участие в диалогах различных видов;

адекватно реагировать на обращённую устную речь, правиль­но вступать в речевое общение, поддерживать или заканчи­вать разговор и т. п.;

письмо:

пересказывать фрагмент прослушанного текста;

пересказывать прочитанные публицистические и художест­вен­ные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами описания или рассуждения, репортаж о событии;

писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразитель­ную лексику, экспрессивный синтаксис: расчленённые пред­ложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклица­ния, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, распис­ку, автобиографию;

текст

находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, порт­ретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголо­вок;

распознавать характерные для художественных и публицистичес­ких текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

правильно произносить слова с учётом вариан­тов произношения;

оценивать собственную и чужую речь с точки зре­ния соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

разъяснять значение слова, его написание и грамматические при­знаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные мор­фемные модели слов;

разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразо­ва­ния;

пользоваться разными видами морфемных и словообразователь­ных словарей;

лексикология и фразеология:

разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

пользоваться разными видами толковых словарей (словарь ино­странных слов, словарь лингвистических терминов. ценивать уместность употребления слов с учётом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

распознавать части речи и их формы;

соблюдать морфологические нормы формообразования и упо­требления слов, пользоваться словарём грамматических труднос­тей;

опираться на морфологический разбор слова при прове­дении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания раз­ных видов;

различать простые предложения разных видов, использовать од­но­составные предложения в речи с учётом их специфики и стилисти­ческих свойств;

правильно и уместно употреблять предложения с вводными конст­рукциями и однородными, обособленными членами;

правильно строить предложения с обособленными членами;

проводить интонационный анализ простого предложения;

выразительно читать простые предложения изученных конструк­ций;

проводить интонационный и синтаксический анализ простого пред­ложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

владеть правильным способом действия при применении изучен­ных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложе­ний изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы прос­тых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пункту­а­ционные правила.

 

 

V. Содержание учебного предмета

(всего 102 часа)

Тема 1. Общие сведения о языке (1ч.)

Понятие госу­дарственного языка. Русский язык как госу­дарственный язык Россий­ской Федера­ции. Русский язык – средство межнациональ­ного общения народов России и стран содру­жества незави­симых госу­дарств. Ста­тус русского языка как государст­венного, сфера использования как средства офи­циального об­щения внутри Российской Фе­дерации, функ­ции интеграции (объединения) на­родов России, причина потреб­ности в общении на русском язы­ке.

Тема 2. Повторение изученного в 5–7 классах (16)

Лексика и фра­зеология. Словарный состав языка с точки зре­ния происхожде­ния, употребле­ния и стилисти­че­ской окраски.

Морфемика и словообразо­ва­ние. Орфогра­фия. Со­поставительный анализ слов, име­ющих в корне омонимы, язы­ковые признаки слов на основе анализа морфем­ной модели. Основ­ные способы сло­вообразова­ния. Лингвисти­ческие словари. Морфемный раз­бор при прове­де­нии орфографи­ческого анализа.

Морфемика и орфогра­фия. Правописание ор­фограмм-глас­ных, орфограмм-согласных в кор­не слова.

Морфология и орфография. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное напи­сание НЕ с раз­личными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и на­ре­чий.

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах, причаст­ных и деепри­част­ных оборо­­тах. Грамматичес­кая основа пред­ложения.

Тема 3. Синтаксис и пунктуация. Словосочета­ние. Главные предложения (16)

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Синтаксис как раздел грамма­тики. Связь син­таксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Син­таксическая роль частей речи в предложении. Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные прин­ципы рус­ской пунктуа­ции. Знаки пре­пинания и их функции.

Словосочетание и предложение. Словосочета­ние и предло­же­ние как еди­ницы синтакси­са. Виды син­таксической связи. Виды словосо­четаний по ха­рактеру выра­жения главного слова. Способы под­чи­нительной связи слов в словосоче­тании: согласова­ние, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их наруше­ние в речи. Выбор падежной формы управляемого сло­ва, предлож­но-падежной фор­мы управляемого существительно­го, согласование сложносокращён­ных слов с прила­гательными и др. Основные при­знаки словосоче­тания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосоче­та­­ний по морфо­логическим свой­ствам главного слова: именные, глагольные, на­речные. Цельные словосочетания. Предложение как минимальное ре­чевое выска­зы­ва­ние. Основные признаки предло­жения и его отли­чие от других языковых единиц. Виды предложе­ний. Простое предло­жение. Основные виды простого пред­ложения. Прямой и обрат­ный порядок слов в предложении. Логическое уда­ре­ние. Интонация.

Главные члены предложения. Подлежащее. Спо­­собы его вы­ражения. Особые случаи согласо­ва­ния подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глаголь­ное, составное глагольное, со­ставное именное. Способы выраже­ния простого гла­гольного сказуе­мого. Составное гла­гольное ска­зу­е­мое. Способы его выражения. Составное имен­ное сказу­е­мое. Способы его вы­ражения. Особенности свя­зи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежа­щим и сказуе­мым.

Тема 4. Второстепенные члены предложения (7ч.)

Определение. Второстепенные члены предложе­ния. Определения со­гласованные и несогласован­ные. Трудные случаи согласования оп­ределения с опре­деляемым сло­вом. Способы вы­ражения оп­ре­де­лений. Приложение как разновид­ность оп­реде­ле­ния. Зна­ки пре­пинания при приложении.

Дополнение. Дополнение как второстепенный член предложе­ния. Способы его вы­ражения. До­полнение прямое и косвенное.

Обстоятельст­во. Виды обсто­ятельств. Спо­собы их выра­жения.

Тема 5. Односоставные предложения (11.)

Понятие об од­носоставных предложениях. Основные груп­пы односостав­ных предложе­ний.

Определённо-личные пред­ло­жения. Их структура и смысловые осо­бенности.

Неопределён­но-личные пред­ло­жения. Их осо­бенности. Вопрос об обоб­щённо-личных пред­ло­жениях.

Безличные пред­ложения. Их осо­бенности.

Назывные пред­ложения. Назывные пред­ложения и их смысловые и структурные осо­бенности. Употребление од­носоставных предложений в устной и пись­мен­ной речи. Син­таксичес­кий разбор од­носо­ставных предло­жений. Синони­мия од­носо­став­ных и двусостав­ных предложе­ний.

Особенности строения пол­ных и непол­ных предложе­ний. Понятие о непол­ных предложени­ях. Предложения полные и непол­ные. Неполные предложения в диалоге и слож­ном предложе­нии.

Тема 6. Простое осложнённое предложение (22ч.)

Однородные члены предло­жения. Предложения с однородными чле­нами. Сред­ства связи одно­родных членов предложения. Ин­тонационные и пунктуационные особенности пред­ложений с од­нородными чле­нами. Однородные чле­ны, связан­ные со­чини­тель­ными со­ю­зами и пунк­ту­а­ция при них. Обобщающие сло­ва в предло­же­ниях с однород­ными членами. Знаки препина­ния при них. Однородные и не­однородные оп­ре­деления.

Понятие об обо­соблении второстепен­ных членов предложения. Обособление со­гласованных оп­ределений. Не­согласован­ные определе­ния и их обособление. Обособление оп­ределений с об­сто­ятельст­вен­ным оттен­ком. Обособление при­ложений. Обособление до­полнений. Обособление об­стоятельств, вы­раженных де­е­причастным обо­ротом и оди­ноч­ным де­е­причас­тием. Отсутствие и на­личие запя­той пе­ред сою­зом КАК. Срав­нительный обо­рот. Обособление об­стоятельств, вы­ра­женных су­ще­ствитель­ными с предло­гами. Обособление уточняющих чле­нов предло­же­ния. Уточняющие, по­ясняющие, присо­едини­тельные чле­ны предложе­ния, их смысло­вая и интонаци­он­ная особен­ность.

Предложения с вводными сло­вами, словосо­четаниями и предложения­ми. Группы вводных конструкций по значению. Роль ввод­ных слов как средства выра­же­ния субъектив­ной оценки вы­сказывания. Вводные пред­ло­жения. Зна­ки пре­пинания при них. Вставные конст­рукции. Особен­ности употреб­ле­ния вставных кон­­струкций.

Обращение. Обращение, его функции и спо­собы выраже­ния. Выдели­тельные знаки препинания при обращении. На­блюдение за употреблением об­ращения в раз­говорной ре­чи, языке худо­жест­венной ли­терату­ры и офи­циально-де­ловом стиле.

Уроки развития речи (22 ч.)

Текст. Признаки текста. Микроте­ма. Микротекст.

Текст как единица син­так­сиса. Понятие текста. Композиция тек­ста. Смысловая связь частей тек­ста.

Основные способы и сред­ства связи пред­ложений в тексте. Данное и новое в текстах. Цепная и параллельная связь предложе­ний в тексте. За­главие как сред­ст­во связи пред­ложений в тексте. Порядок предло­жений в тексте. Порядок слов в предложении.

Риторичес­кий вопрос как средство выра­зительности ре­чи.

Разновид­ность рассуж­де­ния-сравне­ния. Сочинение-рас­суждение. Компо­зиция текста, язы­ковые средства сцепления его час­тей, выраже­ние сходства и различия сопо­ставляемых поня­тий.

Однород­ные члены пред­ложения как средства вы­разительно­сти речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Па­раллелизм предложений.

Рассужде­ние на литера­турную тему. Композиция со­чи­­нения-рассуж­дения. Рассужде­ние на основе ли­тературного про­изведения.

Заглавие как средство связи предложений в тексте. Роль заглавия как средства свя­зи в тексте, роль композиционно­го стыка.

Киносцена­рий как одна из композицион­ных форм со­чи­нения. Особенности композиции со­чи­нения в виде киносценария, ки­новедческие термины.

Обращение как средство связи предло­жений в тексте.

Психологи­ческий порт­рет. Сочинение-опи­сание.

 

VI. Тематическое планирование

 

 

№ п/п Тема урока Кол-во часов Кол-во к/р Кол-во часов на р/р
  Общие сведения о языке  
  Повторение изученного в 5–7 классах      
  Синтаксис и пунктуация. Словосочета­ние. Главные члены предложения      
  Второстепенные члены предложения      
  Односоставные предложения      
  Простое осложнённое предложение      
  ИТОГО      
  102 ч а са

 

VII Календарно – тематическое планирование

 

Дата план Дата факт № п/п ТЕМА УРОКА Виды деятельности уч-ся Форма и вид контроля Практическая часть Планируемые результаты
        1 ЧЕТВЕРТЬ      
      ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. Введение. ТЕМА 2.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ        
2.09     . Понятие госу­дарственного языка. Русский язык как госу­дарственный язык Россий­ской Федера­ции. Русский язык – средство межнациональ­ного общения народов России и стран содру­жества незави­симых госу­дарств. Ста­тус русского языка как государст­венного, сфера использования как средства офи­циального об­щения внутри Российской Фе­дерации, функ­ции интеграции (объединения) на­родов России, причина потреб­ности в общении на русском язы­ке Защита презентаций учащихся. Проблемно -ориентированный диалог   Знать: о соблюдении норм литературного языка. Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
8.09 9.09   2-3-4 Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения Составление плана текста упр., словарная работа, составление схем. Уплотн. опрос   Знать: теоретический материал по данным разделам и теме. Уметь: применять данный теоретический материал на практике, в частности, правильно расставлять указанные знаки препинания; уметь вести самостоятельный поиск информации;
15.-   5-6- Знаки препинания в сложном предложении. Запись и анализ сложныхпредл. и возможных запятых в них. Работа парами. Взаимопро верка.   Знать: теоретический материал по правильной постановке ЗП в СП. Уметь: применять данный теоретический материал на практике, правильно расставляя ЗП в СП. применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
16.09.   7-8   Знаки препинания при обособлении причастных и деепричастных оборотов Работа в группах Орфографи ческий практикум   Уметь определять границы прича­стного и деепричастного оборота, составлять инто­национные схемы, устанавливать связь причастия и деепричастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слов от оп­ределяемого
22.09   9-10 Не с разными частями речи Самостоятельная индивидуальная работа Орфографи ческий практикум   Уметь применять правило написа­ния НЕ с полными и краткими при­частиями, деепричастиями, прилагательными, существительными и наречиями при письме под диктовку и при создании собственных тек­стов, отличать причастия от при­лагательных, соблюдать орфо­эпические нормы
23.09   11-12 Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Сообщения уч-ся о правописании –НН-Н- в суффиксах прил., прич., наречий. Практическая работа. Методиче ский прием «Я учитель»   Знать: о правописании Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Уметь: правильно писать Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
29.-09   13-14 Р.р.Текст и его структура Фронтальная и индивидуальная работа Комплекс ный анализ текста   РР 1 Знать: понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста Уметь: устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста
29.09-30.09   15-16 Правопи­сание Е -Ё после ши­пящих в разных частях речи   Работа в парах и группах Методичес кий прием «Я учитель»   Уметь: объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после ши­пящих», соблюдать орфоэпиче­ские нормы
6.10   17-18 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях Предупреди­тельный дик­тант Круглый стол   Уметь применять морфологические знания и умения в практике правописания. Формирование навыка слитного, раздельного и дефисного написания наречий, обогащение словарного запаса.
7.10   19. Самостоятельная работа по теме «Повторение» Словарный диктант №1 Самостоятель ная работа с упражнениями учебника и по карточкам   Словарный диктант № 1 Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии
13.10     Контрольный диктант с грамматическим заданием     КР 1  
      ТЕМА 3. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 17 ЧАСОВ- 1КР-6РР        
14.10     Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи Работа с книгой, упражнения Групповая, фронтальная работа   Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы – текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль
20.10   22-23. Р.р. Подробное изложение   Изложение РР 2-3 Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с ситуацией общения.
20.10   24. Р.р. Анализ речевых ошибок в изложениях.   Самостоятельная индивидуальная работа Самоанализ и самопроверка РР 4 Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.    
      Словосочетание, его структура и виды   Отработка навыков разборов слов и предложений. Работа у доски.   Фронт. опрос.     Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи
            2 четверть  
3.11     Типы связи слов в словосочетании Словарный диктант.   Урок- исследова ние   Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
3.111     Типы связи слов в словосочетании Творческая работа в группах Практикум   Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
4.11   28. Синтаксический разбор словосочетаний Самостоятельная работа План синтаксического разбора словосочетания   Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь выполнять разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям
11.11   29. Контрольная работа №2 по теме «Словосочетание».Диктант с грамм.зад. Систематизация знаний, контроль   КР 2 Знать о строении словосочетаний, отношениях между компонентами словосочетания; отличиях словосочетания от слова и предложения; способах выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам
17.11   30. РР Анализ ошибок контрольной работы Работа по ин­дивидуальным карточкам Методичес кий прием «Я учитель» Рр 5 Уметь исправлять ошибки, объяс­нять причину их появления, при­водить свои примеры
10.11   31-32 Р.р.. Сочинение -описание по картине Определение темы, идеи, композиции, составление плана, написание сочинения Работа с картиной. Творческая работа Рр 6-7 Знать признаки текста, особенности сочинения-описания картины. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст
17.11   33. Простое двусоставное предложение Понятие о предложении Работа с книгой, упражнения, сжатое изложение (творческая работа) Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант   Знать об особом свойстве предложения (соотнесённости с фрагментами окружающей действительности), его коммуникативной функции Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений
17.11     Главные члены двусоставного предложения Групповая работа Проблемное исследова ние   Знать: понятие о предложении, о строении предложения, его ГО. Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять ГО предложения.
18.11   35-36 Подлежащее и способы его выражения Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы Проблемное исследова ние   Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего
24.11     Р.р.. Средства и способы связи предложений в тексте Работа с упражнениями учебника Проблемное исследова ние Рр8 Знать основные признаки текста. Уметь отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль
24.11   38. Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов Проблемное исследова ние   Знать: о сказуемом и его основных типах, о ПГС, его строении и особенностях; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип; находить в предложении ПГС, определять его строение.
25.11   39. Составное глагольное сказуемое   Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица Решение проблемных ситуаций   Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые;
1.12   40.   Составное именное сказуемое Работа с текстом худ.литературы. Выполнение заданий учебника. Решение проблемных ситуаций   Знать: о составном именном сказуемом, его строении и особенностях. Уметь: находить в предложении СИС, определять его строение; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых  
  1.12     Тире между подлежащим и сказуемым Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант Рефлексив ный анализ   Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники»)
2.11   42 - Р.р. Сочинение №1.Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине) Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения Работа с текстом, творческая работа Рр 9-10 Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст
8.12     Р.р Анализ сочинений и работа над ошибками.   Редактирование текста. Беседа, практикум Рр 11 Уметь находить, анализировать, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты Отработка понятия парцелляция  
      ТЕМА №4. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ        
8.12   45. Второстепенные члены и их роль в предложении Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы Фронт. опрос   Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП; о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении. Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП
9.12   46-47 Определение и его виды Беседа, проблемные задания, работа с текстами, Решение проблемных ситуаций   Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления
15.12     Дополнение и его виды Беседа, проблемные задания, работа с текстами, Решение проблемных ситуаций   Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения
15.12   49-50 Обстоятельство и его виды Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант Решение проблемных ситуаций   Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения)
16.12   51. Повторение темы «Двусоставное предложение» Систематизация знаний по теме Тренинг Тренинг   Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные)
22.12     Контрольный диктант с гр.зад. по теме «Простое двусоставное предложение». Словарный диктант №2       Кр№3 Слов.дикт №2 Контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученному материалу.
          3 четверть    
      ТЕМА № 5 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПЕДЛОЖЕНИЯ        
12.01   53. ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения. Главный член односоставного предложения.   Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1, Урок- исследование   Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными. Уметь проводить наблюдение над стилистическими возможностями односоставных предложений.    
12.01   54. Определённо- личные предложения Диктант –взаимопроверка, беседа, проблемные задания, работа с книгой Урок- исследование   Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе
13.01   55. Неопределённо-личные предложения Беседа, проблемные задания, упражнения, работа с книгой, диктант     Знать различия между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо- личные предложения в тексте
19.01   56-57 Р.р. Сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. Анализ собранного материала (из дополнительных источников), составление плана, написание сочинения. Письм. опрос Рр 13-14 Знать: об особенностях написания сочинения данного типа. Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,  
20.01     Рр Анализ сочинений и работа над ошибками.   Отработка понятия парцелляция     Рр15 Уметь: анализировать, классифицировать и устранять допущенные ошибки находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
26.01     Обобщенно- личные предложения       Уметь: находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться ими
26.01   60. Безличные предложения Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение-миниатюра «Осенний дождь     Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; писать сочинение-миниатюру «Осенний дождь»
27.01     Назывные предложения Сочинение – миниатюра Урок- исследова ние   Знать: о назывных предложениях, их особенностях. Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах
2.02   62. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».Тест. Самостоятель ное выполнение контрольного теста Урок- исследова ние Кр №4 Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике; Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2.02     Рр Анализ тестовой работы и работа над ошибками.     Анализ, классификация и устранение допущенных ошибок. Выполнение упр. учебника, составление схем предложен. Письм. опрос. Рр16 Уметь: находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты  
      ТЕМА №6 ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ        
3.02   64. Понятие о простом осложненном предложении Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания     Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию. Интеграция с уроком литературы: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», определять их роль
9.02   65. Понятие об однородных членах предложения Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания     Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно использовать предложения с однородными членами
9.02   66. Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы Методичес кий прием «Я учитель»   Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами
10.02   67. Однородные и неоднородные определения Работа с текстами художественных произведений, упражнения     Методичес кий прием «Я учитель»   Знать правило: постановка знаков препинания при однородных определениях и отсутствие знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения
17.02     Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Работа с текстами художественных произведений, упражнения Фронталь ный опрос Методичес кий прем «Я учитель»   Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); конструировать схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым
  16.02   69-70 Р.р 10-11. Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения Сравнительная характеристика двух женщин (чем различаются мать и дочь) Фронталь ный опрос Рр 17-18 Уметь составлять сравнительную характеристику, используя план, озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме
24.02   71. Р.р Анализ речевых ошибок в изложениях.   Самостоятельная индивидуальная работа   Рр 19 Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость.
1.03   72. Синтаксический разбор предложения с однородными членами Тренинг Самоанализ и самопроверка   Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами
2.03   73. Повторение по теме «Предложения с однородными членами» Тренинг проблемные задания, опорные схемы и таблицы, сочинение-отзыв «Осенние дожди» План синтаксического разбора   Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, самостоятельно составлять предложения с однородными членами
9.03   74. Контрольный диктант по теме «Простое осложненное предложение» (с грамматическим заданием) Контрольный диктант с грамматическим заданием Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов Кр №5 Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии
15.03     Рр Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками     Рр 20 Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками
15.03   76. Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль Сбор материала к устному выступлению Составление таблицы Анализ контроль ной работы. Ликвидация пробелов   Знать: признаки публицистического стиля. Уметь: анализировать тексты, со­ставлять собственные тексты.
16.03     Обособление определений Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении Сбор и систематизация материалов. Проектная деятель ность   Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную инто нацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)
22.03   78-79. Обособление приложений Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении Предложения с обособленными членами (20)   Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением
23.03     Обособление обстоятельств Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении Сбор и систематизация материалов. Проектная деятель ность   Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. Интеграция с уроком литературы: уметь выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме
            4 четверть  
5.04     Обособление дополнений Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении Сбор и систематизация материалов. Проектная деятель ность   Знать правило обособления дополнений со значением Включения – исключения - замещения выраженных существительными с предлогами. Уметь выявлять условия обособления дополнений; определять границы; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных дополнений. Интеграция с уроком литературы: уметь выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме
5.04   82.   Обособление уточняющих членов предложения   Сбор и систематизация материалов. Проектная деятель ность   Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»
6.04     Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами   Урок- исследо вание   Знать и уметьпроизводить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами
12.04     Контрольный диктант с грамм. Зад. по теме «Предложения с обособленными членами»   Урок- исследо вание Кр №6 Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.  
12.04     Р.р. Сжатое изложение Написание изложения. Тренинг Рр 21 Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения
13.04     Р.р.. Анализ изложений и работа над ошибками.   Анализ, классификация и устранение допущенных ошибок. Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного Рр22 Уметь: находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
19.04     Повторение обособления. Словарный диктант№3     Слов.дикт. №3  
19.04     Предложения с обращениями Исследователь ская и поисковая деятельность Инд.опрос.   Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении. Интеграция с уроками литературы: находить обращения в художественных произведениях XIX–XX вв., определять роль обращений
20.04     Предложения с вводными конструкциями Исследователь ская и поисковая деятельность     Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённое отношение к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания стиля высказывания
26.04     Предложения со вставными конструкциями Исследователь ская и поисковая деятельность     Знать выделительные знаки препинания при вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённое отношение к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правильно ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
26.04     Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения Самостоятельная работа Проекты   Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
27.04     Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование Проекты     Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные пра- вила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разбор; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения
4.05   93. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения Работа с упражнениями учебника   Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем
11.05     Диалог Разыгрывание диалогов в различных жизненных ситуациях. Культура речи участников Работа с упражнениями учебника   Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь
10.05   95-96 Р.р.. Интер­вью - жанр публици­стики Р.р.. Сочинение № 3 Сочинение в жанре интервью Прослушивание интервью, его озаглавливание, запись по памя­ти 3-4 реплик из интервью, фор­мулирование вопросов и от­ветов на них, работа с памят­кой «Как рабо­тать над сочи­нением в жанре интервью» Работа с упражнениями учебника Рр23-24 Знать типовую композицию интер­вью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимо­связанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части
17.05     Рр.Анализ сочинений и работа над ошибками.   Отработка понятия парцелляция   Работа с упражнениями учебника Рр25 Уметь находить, анализировать, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты  
  17.05     Цитаты. Знаки препинания при цитатировании Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания Уплотн. опрос   Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть пред- ложения
18.05     Годовая контрольная работа. Диктант       Кр№7 Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; основные правила орфографии
24.05     Анализ ошибок в годовой контрольной работе   Работа по ин­дивидуальным карточкам Беседа, практикум Рр26 Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками Уметь исправлять ошибки, объяс­нять причину их появления, при­водить свои примеры
24.05     Повторение за год Работа по карточкам Метод «Я учитель»    
25.05     Повторение за год. Подведение итогов Инд.работа Фронтальная беседа    

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал