Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие судебного звена и судебной инстанции
Понятие звена судебной системы и понятие судебной инстанции Звено судебной системы — совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное место в судебной системе. В России система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев: · Мировые судьи; · Районные (городские) суды; · Суды субъектов Федерации (областные, краевые, автономных округов, автономных областей, Верховные Суды республик в составе России); · Верховный Суд Российской Федерации. Трёхзвенную систему имеют также военные суды: · Гарнизонные суды; · Окружные (флотские) суды; · Военная коллегия Верховного Суда РФ. Судебная инстанция — стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции. Суд первой инстанции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора. Судебный акт суда первой инстанции, как правило, может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке в вышестоящий суд. В Российской Федерации судами первой инстанции являются: Ø Мировой судья Ø Районный суд Ø Гарнизонный военный суд Ø Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа Ø Окружной (флотский) военный суд Ø Арбитражный суд субъекта РФ Ø Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации Ø Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Ø Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации Ø Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве. С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Применительно к территориальным судам общей юрисдикции: – основное звено – районные суды; – среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; – высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды: – основное звено – гарнизонные военные суды; – среднее звено – окружные (флотские) военные суды; – высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда). Арбитражные суды: – основное звено – арбитражные суды субъектов РФ; – среднее звено – окружные арбитражные суды; – высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы. Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд. Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора. Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.
34. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА
Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками). 1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие). Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение. 2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили. 3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения. 4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других. Принципы организации и осуществления правосудия: – принцип законности правосудия; – принцип осуществления правосудия только судом; – принцип доступности судебной защиты; – принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; – принцип участия граждан в осуществлении правосудия; – принцип состязательности и равноправия сторон; – принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту; – принцип презумпции невиновности; – принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону; – принцип открытого разбирательства дел во всех судах; – национальный язык судопроизводства. 35. Квалификационные коллегии судей: порядок формирования, состав и компетенция Квалификационные коллегии судей — это предусмотренные зако- ном выборные, коллегиальные, организующие и осуществляющие те- кущую деятельность рабочие органы судей, предназначенные для ре- шения кадровых и внутренних вопросов судейского сообщества. П о р я д о к ф о р м и р о в а н и я к в а л и ф и к а ц и о н н ых к о л л е г и й судей Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественно- сти и представителей Президента РФ. В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов опре- делены в ст. 11 ФЗ " Об органах судейского сообщества в РФ". Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей. Десять представителей общественности в состав Высшей квалифи- кационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федераль- ного Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президен- том РФ. Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года. Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъек- тов РФ закреплен ст. 11 ФЗ " Об органах судейского сообщества в РФ", где в ч. 4 этой статьи определяются нормы представительства судей от федеральных судов и судов субъектов. Судьи в состав квалификацион- ной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конфе- ренции судей. Формируется коллегия из числа судей федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ, судей арбитражного суда, гарнизонных во- енных судов, районных судов, судей Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ и мировых судей, которые действуют на территории данного субъекта, а также представителей общественности населения субъекта РФ и Президента РФ. Нормы представительства от различных судов и порядок выбора в члены коллегии установлены в названном Законе. В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны пред- седатели и заместители председателей судов. Судья не может быть из- бран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных кол- легий судей разных уровней. В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят также семь представителей общественности, которые назначаются за- конодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, и представитель Президента, который назначается Прези- дентом. Для представителей общественности в квалификационных коллеги- ях судей установлены определенные требования, которым они должны отвечать. Ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их по- ступков, не занимающие государственные или муниципальные должно- сти, должности государственной или муниципальной службы, не яв- ляющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвока- тами и нотариусами. Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образо- вание, не совершившие порочащих поступков. Представитель общественности, представитель Президента в ква- лификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности. Если они совершили порочащий поступок или же систематически не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органа- ми, которыми они назначены. Э к з а м е н а ц и о н н ы е к о м и с с и и. Для определения юридиче- ской и профессиональной подготовки претендентов на должность судьи при квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные комиссии. В ее состав входят наиболее опытные судьи, ученые- правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам. Количест- венный состав и персональный список экзаменационной комиссии ус- танавливается соответствующей квалификационной коллегией судей29. Основы организации работы экзаменационной комиссии закрепле- ны в Положении об экзаменационных комиссиях30. В организационный состав экзаменационной комиссии входят пред- седатель, его заместитель (заместители), секретарь, члены экзаменаци- онной комиссии. К о м п е т е н ц и я (п о л н о м о ч и я) к в а л и ф и к а ц и о н н ой к о л л е г и и судей. В ходе своей практической деятельности квалификационные колле- гии судей решают определенный круг вопросов, отнесенный к ее ком- петенции (полномочиям), а именно: 1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствую- щую должность судьи, и с учетом квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации; 2) утверждают состав экзаменационной комиссии по приему квали- фикационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответст- вующего суда; 3) объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председа- телей, их заместителей, а также судей соответствующих федеральных судов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; 4) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, или отставку судей соответствующих федеральных судов; 5) осуществляют квалификационную аттестацию судей и присваи- вают судьям квалификационные классы;. 6) рассматривают вопросы, связанные с неприкосновенностью су- дей (дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении су- дьи, с согласия квалификационной коллегии судей исполняется реше- ние об избрании в отношении судьи меры пресечения в виде заключе- ния под стражу);
|