Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночный спрос на товары и услуги. Закон спроса.Неценовые факторы, влияющие на спрос
Данная тема знакомит с такими важнейшими понятиями в рыночной экономике, как спрос и предложение, раскрывает факторы, влияющие на них. Каждая фирма работает на потребителя. Исходя из этого, микроэкономика начинает исследование с теории спроса. А спрос зависит от цены. Функциональная зависимость количества покупаемых товаров от цены (price) выражается понятием спрос (demand). Эту зависимость можно выразить тремя способами: 1) табличным; 2) алгебраическим: Qda = f(Pa); 3) графическим (рис. 1). Графически эта зависимость отражается в кривой спроса d. Рис. 2.1. Кривая спроса В ее основе лежит закон спроса: понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях. При изменении цены товара с р 1 до р 2 происходит передвижение по кривой спроса из точки а в точку b. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Обратим внимание, что при этом максимальная цена спроса – это цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю. Однако объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов. Объем (quantity) спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Она имеет следующий вид: Qda=f(pa, pb,.., pz, I, T, N, …), где Qda – объем спроса на товар а в единицу времени; pa – цена товара а; pb,..., pz – цены других товаров; I (income) – доход; T (tastes) – вкусы и предпочтения; N – число покупателей данного товара. Рассмотрим эти факторы. 1. Цена товара а. Как уже было отмечено, ее изменение приводит к передвижению вдоль линии спроса, изменяя его величину. 2. Цены других товаров. В данном случае проявляется действие закона связи спроса на данный товар с ценами на другие товары. Причины его действия в следующем: o цена – относительное выражение стоимости товара. К примеру, если цена на масло увеличилась на 5 %, а на все другие товары – на 10 %, то относительная цена масла уменьшилась. В итоге происходит изменение характера спроса, что ведет к сдвигу кривой спроса; o существуют товары, удовлетворяющие потребности лишь в комплексе друг с другом (товары-комплементы) – взаимодополняемые товары, к примеру, автомобиль и бензин. Если цена на бензин растет, то спрос на автомобили падает. Кривая спроса на автомобили сдвигается влево-вниз. Отметим, что при этом не обязательно уменьшается объем спроса – изменяется характер спроса; o существуют товары, взаимозаменяющие друг друга (товары-субституты), к примеру яблоки и апельсины. Если цена на апельсины растет, то увеличивается спрос на яблоки, кривая спроса на них сдвигается вправо-вверх. Из проведенного анализа становится очевидной значимость подобных исследований для фирм-производителей. Итак, итогом действия данного закона является смещение кривой спроса на данный товар. 1. Доход покупателей. Если доходы растут, то при тех же ценах увеличивается величина спроса. В данном случае опять происходит сдвиг кривой спроса вправо-вверх. Однако здесь следует обратить внимание на то, что существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом – так называемый парадокс Гиффена: при росте доходов их покупают относительно меньше. В качестве примера можно привести спрос на картофель. Такие товары называют малоценными. 2. Вкусы и предпочтения покупателей. Если, к примеру, мода на курение растет, увеличивается спрос на сигареты. Кривая спроса и здесь сдвигается вправо-вверх. Итак, изменение цен на данный товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса. Следует иметь в виду, что в рыночной экономике существуют явления, как бы деформирующие действие закона спроса. К ним относятся следующие: 1. «цена – показатель качества»; 2. «эффект Веблена»; 3. «эффект ожидаемой динамики цен». Во всех этих случаях не обязательно увеличивается объем спроса, происходит сдвиг кривой спроса. Теперь рассмотрим данную ситуацию с другой стороны – со стороны продавца. Он олицетворяет предложение товаров.
|