Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупный спрос (aggregate demand) – AD – представляет собой реальный объем общественного производства
Совокупный спрос (aggregate demand) – AD – представляет собой реальный объем общественного производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен, т. е. сумма всех расходов на товары и услуги. Кривая AD показывает связь между ВНП, на который предъявлен спрос в экономике, и общим уровнем цен. На характер кривой AD влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две группы: ценовые и неценовые. Ценовые факторы изменяют объем совокупного спроса таким образом, что обусловливают движение вдоль кривой AD. К ним относятся: 1. эффект процентной ставки: когда уровень цен поднимается, потребителям и предприятиям нужна большая сумма денег для тех же покупок. Возрастает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы это увеличивает цену за пользование деньгами, т. е. растет процентная ставка. Фирмы сократят приобретение инвестиционных товаров, потребители – товаров длительного пользования (особенно в кредит). Таким образом произойдет сокращение величины совокупного спроса на реальный объем общественного производства; 2. эффект богатства: реальная стоимость денег – величина переменная. При более высоком уровне цен реальная стоимость денег и других финансовых активов населения (сбережения, банковские счета, проценты за облигации и т. д.) уменьшается. Население реально становится беднее и сокращает свои покупки; 3. эффект импортных закупок: объемы импорта и экспорта, кроме всего прочего, зависят от соотношения цен в данной стране и за границей. При повышении уровня цен в данной стране отечественные покупатели будут больше приобретать импортных товаров вместо отечественных, а иностранцы – меньше покупать товаров данной страны, что приведет к уменьшению экспорта данной страны и уменьшит величину совокупного спроса на отечественные товары. И наоборот. Рис. 10.1. Кривая совокупного спроса Неценовые факторы вызывают такие изменения характера совокупного спроса, что отражается в сдвиге кривой AD вправо или влево. К ним относятся: · изменения в потребительских расходах – благосостояние населения, налоги, ожидания потребителей; · изменения в инвестиционных расходах, не связанных с уровнем цен, – налоги, ожидания прибыли от инвестиций и др.; · изменения в государственных расходах; · изменения в расходах на чистый экспорт – более высокий уровень экспорта (не связанный с ценами) создает более высокий спрос на отечественные товары. Сокращение импорта также предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Большую роль в данном плане играют валютные курсы. Предположим, курс доллара по отношению к евро падает. В таком случае иностранцы – владельцы долларов, меняя доллары на евро, получат относительно меньше евро и смогут приобрести меньше европейских товаров (при неизменных ценах). Американский импорт сокращается. Европейцы, меняя евро на доллары, получат относительно больше долларов и могут купить больше американских товаров. Американский экспорт растет. В итоге увеличивается чистый экспорт США, совокупный спрос, кривая AD смещается вправо (в AD 3) (см. рис. 11.1).
|