Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины






Студенты, завершившие изучение курса дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества», должны:

· иметь представление об основных понятиях и культурно-исторических концепциях происхождения и этнокультуре казачества;

· ознакомиться со спецификой традиционного уклада, характеристиками ментальности и этнопсихологии казачества;

· ориентироваться в основах православия как базовой составляющей казачьей культуры;

Студенты должны знать:

Ø историко-культурные этапы становления и развития этнопсихологии и этнокультуры казачества;

Ø теоретико - методологические принципы культурно – исторического подхода к исследованию особенностей этнопсихологического, духовного и культурного развития казачества и его традиций;

Ø содержание понятий «культура», «история», «мировоззрение», «этнокультура», «этнопсихология», «культурно-историческая ментальность», их взаимосвязь в контексте формирования и развития национального самосознания казачьей народности;

Ø культурно - исторические факторы, оказывающие влияние на развитие личности и психики человека в конкретных геополитических, идеологических и духовно-религиозных обстоятельствах развития;

Ø основные культурно-исторические механизмы развития личности и миропонимания казака в онтогенезе, процессах обучения, воспитания, межличностного и межкультурного взаимодействия;

Ø выдающихся представителей духовной, воинской, научной и культурной элиты казачества, видных деятелей искусства, литературы, образования, творческой интеллигенции из казачьих родов.

 

Студенты должны уметь:

v выполнять самостоятельные научно-практические задания, предусмотренные программой дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества»;

v свободно и адекватно использовать специальные термины;

v ориентироваться в различных видах и формах проявления казачьей культуры;

v эффективно применять методы работы с научной литературой по культурологической, исторической, культурно – исторической,
философской, психологической и педагогической проблематике;

v применять конструктивные методы и методики, адекватные целям и задачам культурно – исторических и культурно – психологических исследований по проблематике культуры казачества;

v участвовать в культурных мероприятиях, научных форумах и конференциях, требующих компетентного владения информацией о культуре, традициях, воинском служении и актуальных проблемах казачества.

Студенты должны демонстрировать:

ü самостоятельно изучать, понимать, интерпретировать научную и методическую литературу по проблематике истории и культуры казачества;

ü эффективные психотехнические приемы педагогических коммуникаций в ходе дискуссий и презентаций;

ü владение навыками межкультурной коммуникации;

ü конструктивное использование инновационных методов развивающего обучения и воспитания субъектов разных возрастных групп; владение приемами решения возможных конфликтов в ходе образовательного и воспитательного процессов;

ü применение системы этических, художественно-эстетических и общекультурных подходов к выполнению любых психолого-педагогических и культурных мероприятий, посвященных проблеме казачества;

ü реализацию авторского подхода при реализации проектных заданий.

4. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Студент должен владеть общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);
- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности, владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

- свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

- использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5);

- адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

- позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

- использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11);

профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

- способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);
- обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);
- разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2); - созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

- определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

- модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

- планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

- профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

- сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психо-логии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

- подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

- планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);

практической деятельности: способностью и готовностью к:


- постановке прикладных задач в области культурно-исторической психологии в контексте психологической практики (ПК-16);
- комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации и совершенствования психического функционирования человека (ПК-19);
- формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);
- разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые - отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);


в проектно-инновационной деятельности: способностью и готовностью к:


- постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);
- проведению психологических исследований на основе применения обще-профессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных культурно - психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);
- выбору и применению психологических технологий, позволяющих
осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики, в частности, в области исторической,
кросс-культурной и культурно – исторической психологии (ПК-24);
- созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);

в педагогической деятельности: способностью и готовностью к:

- участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам: исторической психологии, культурной,, культурно – исторической психологии (ПК-26);

- проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

- подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров
(ПК-29);

- участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

- просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);
способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся и воспитуемых (ОПК-1);
- использованию научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

 

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Раздел (модуль) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (СР) студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1. Историко-культурная эволюция казачества.   1-3 Лекции Семинары Ср Консультации Собеседование – 1-3 Эссе – 2 Проектные задания -4
2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития     4-6 Лекции 2 Семинары 2 Ср4 Консультации Собеседование – 4-7 Эссе – 5 Проектные задания - 6
3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества.   4.Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы 5. Российское казачество в системемежкультурных связей. Зарубежное казачество.   6. Перспективы служения казачества в современной России. 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект. Итого:                         7-10   11-12   13-14     15-17   15-17 Лекции   Лекции 4   Лекции 2   Лекции 2   Лекции 4   18 час. Семинары     Семинары 4     Семинары 2   Семинары 2   Семинары 4   18час.   Ср   Ср     Ср           36час.   Консультации   Консультации   Консультации   Консультации     Консультвции     Собеседование – 8-11 Эссе – 9 Проектные задания – 10   Собеседование – 12-15 Эссе – 13 Проектные задания     Итоговая аттестация:     Зачет

 

Содержание разделов дисциплины:

№ п/п Наименование раздела (модуля) дисциплины Содержание раздела
  1. Раздел 1. Историко-культурная эволюция казачества.   Тема 1. Концепции происхождения. Тема 2. Определение, этнокультура, этнопсихология. Тема 3. Гетман К.Г. Разумовский в истории казачества.
  2. Раздел 2. Казачество и Церковь: традиции благочестия и потенциал развития . Тема 1.Древнехристианский аскетизм как первооснова православной антропологии. Тема 2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в истории отечественной культуры. Тема 3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве. Тема 4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества. Тема 5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви.
  3. Раздел 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители. Воинская культура и защита Отечества. Тема 1. Духовно-патриотическая миссиярусского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков. Тема 2. Казачество в войне 1812 года. Тема 3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова). Тема 4. Военные подвиги донского казачества: именная летопись. Тема 5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
  4. Раздел 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы.     Раздел 5. Российское казачество в системе межкультурныз связей. Зарубежное казачество.   Раздел 6. Перспективы служения казачества в современной России.   Раздел 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект.   Тема 1. Творчество М.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культуры и приоритетах казачества. Тема 2. Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов РусскойПравославной Церкви (ХIХ-ХХI вв.). Тема 3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи. Тема 4. Детерминанты семейного воспитания качества и образовательной системы кадетских корпусов. Тема 5. Репрезентация непрерывного образования российского казачества в модулях ысшей школы: задачи и решения. Тема 1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности. Тема 2. Возможности межкультурного взаимодействия. Тема 3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности.     Тема 1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития. Тема 2. Образ современного казачества в общественном сознании: поиск позитивных оснований. Тема 3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества.   Тема 1.Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры. Тема 2.Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства. Тема 3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе.  

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал