Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рерих Святослав Николаевич
Введение
Существует множество знаменитых и замечательных художников портретистов. Художник портретист, в первую очередь посвящает себя писанию портретов, является мастером писания картин именно в таком жанре.
Портрет является изображением (образом) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригиналом).
Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.
Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров. Таковы портрет-картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, архитектурой, другими людьми, и портрет-тип - собирательный образ, структурно близкий портрет. Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры- шаржа, сатирический портрет. В целом искусство портрета способно глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий. («Энциклопедия художеств»; https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures).
Культура советских годов получила название оттепели. К этому времени фабричная система достигла предельного расширения и начала модифицировать. С другой стороны, социальное неравенство не стало нормой социальной жизни. Все это создало советского либерализма.
Тоталитаризм в культуре породил социокультурную мифологию. Она стала базой советской массовой культуры. Её черты – доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двухцветность взгляда на мир, обожествление вождя героизация населения, псевдооптимизм, упрощенная форма для полуграмотной массы.
(Гуревич П. С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г).
Рерих Святослав Николаевич
Имя Святослава Николаевича Рериха пользуется глубоким уважением в России как имя, составляющее в ряду других имен мировую славу русской культуры. С. Н. Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье уже тогда знаменитого русского художника, ученого, писателя и поэта Николая Константиновича Рериха и матери Елены Ивановны Рерих (урожденной Шапошниковой), которая происходила из старинного дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Родители Святослава Николаевича были широко образованными людьми, обладали многосторонними познаниями во многих областях культуры России. С 1914-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии К. И. Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где он изучал историю и культуру Руси. С 1916-го по 1918 год он вместе с семьей живет в Финляндии, где в 13-ти летнем возрасте, он пишет первый портрет отца. С 1918-го по 1920 год живет в Лондоне, где готовится поступать в Академию архитектуры. Продолжая занятия живописью, участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер " Снегурочка", " Садко", " Князь Игорь". С 1920 г. живет в США, поступает учиться в Колумбийский университет на архитектурное отделение и после окончания получает степень бакалавра. В это же время пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой. С 1923 г. Святослав Николаевич - директор Международного центра искусств " Корона Мунди" в Нью-Йорке, который основали его родители. Наряду с выполнением многочисленных обязанностей директора он продолжает занятия живописью, и критики отмечают быстрый расцвет его художественного таланта. В 1923 году в Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка. Художник был замечен прессой. Ему тогда было всего 19 лет. Но подлинный большой успех пришел к Святославу Рериху в 1926 году. На выставке, посвященной 150-летию Филадельфии, им была получена главная награда - Гран при. В 1931 году, закончив учебу, Святослав Николаевич переезжает из США в Индию в долину Кулу к своей семье. Все больше и больше своего времени он отдает живописи. Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич превращается в самобытного, оригинального художника. Изучая культуру, искусство и философию Индии, создает множество замечательных полотен. Наряду с пейзажами пишет много портретов, из которых хочется отметить портреты отца Н. К. Рериха, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича Девики Рани, известной индийской киноактрисы, на которой он женился в 1945 году. Одним из самых прекрасных является портрет его матушки Елены Ивановны Рерих. Его персональные выставки, проходившие в Советском Союзе в 1960-м и в 1974 гг., пользовались громадным успехом. Святослав Николаевич был также выдающимся общественным деятелем. Его многосторонняя деятельность была высоко оценена в России и других странах. Он почетный академик Академии художеств СССР, лауреат Международной премии имени Дж. Неру, почетный член Болгарской академии художеств. В Индии он награжден высшей наградой этой страны - " Падша-Бхушан". Святослав Николаевич вел большую просветительскую работу и опекал Школу искусств в Бангалоре. Ранее он возглавлял отделы народного искусства и народной фармакопеи в институте " Урусвати", созданном в Индии в 1928 году. Огромен его вклад в борьбу за мир и укрепление дружбы между Индией и Россией. Во время Великой Отечественной войны Святослав Николаевич неоднократно обращался к советскому послу в Лондоне с просьбой принять его в ряды Красной Армии.
Святослав Николаевич являлся духовным наследником своего великого отца и продолжателем его дела. Ушел из жизни 30 января 1993 г.
(«Рёрих Святослав Николаевич» в Большой советской энциклопедии»; https://www.icr.su/rus/family/snr/; https://www.centre.smr.ru/win/artists/snr/daty_snr.htm).
|