![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вук. Эстетические свойстваСтр 1 из 2Следующая ⇒
Примеры 1а, 1б Ощущение громкости звука также зависит от той динамической градации, которая была присуща предшествующему звуку (комплексу звуков): буквально взрывом, например, воспринимается начало разработки Iчасти Шестой симфонии Чайковского после шести piano у фагота (пример 2). Сходным образом обстоит дело с тембром и темпом — музыка может постепенно обретать оркестровую мощь или накапливать активный темп, и тогда, скажем, резкий тембр тромбонов или вихревое prestissimo будут восприниматься значительно менее напряженными, чем если они наступают после мягкого, плавного звучания струнных или медленного, размеренного типа движения. Иными словами, восприятие высоты, громкости, темпа и тембра звука, когда речь идет о музыкальном, эстетическом его бытии, относительно и не может претендовать на столь высокую точность, какая характеризует его численные выражения как акустического феномена. Это фундаментальный принцип, которым обеспечивается возможность разной интерпретацииодной и той же музыки. В меньшей степени, но та же относительность свойственна восприятию также и высоты звука. вук. Эстетические свойства Возникает, однако, другой вопрос: чем обусловлены эстетические свойства звуков, образующих музыкальную ткань, что именно в природе звучащей материи обеспечивает столь мощную силу воздействия, которой характеризуется музыка как искусство? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно довольно глубоко заглянуть в историю человека как биологического вида, ибо именно на этой стадии закладывалось особое отношение его к звучащему миру. Еще в то время, когда только формировалось человеческое сообщество, когда человек был совершенно незащищен среди враждебного ему окружающего мира, когда в нем было много «звериного», он при малейшей опасности «весь превращался в слух». Зрению нужно освещение, слу- ху — нет; видеть можно только в доступном для наблюдения секторе, слышать — отовсюду. Даже во сне можно сохранять чуткость к определенного рода звукам (мать просыпается при малейшем движении ребенка; остальные звуки ее не будят) — зрение же здесь бессильно. Слуховое восприятие обострено еще и потому, что, в отличие от зрительных впечатлений, к которым можно возвращаться, слуховые исчезают бесследно. Поэтому звуковые сигналы не только всегда обладают неким смыслом, но они эмоциональны и требовательны. Не случайно так близки по смыслу слова «слышу» и «слушаю» (т. е. «повинуюсь», «подчиняюсь»). И эта синонимичность слов «слушаться» и «повиноваться» характерна не только для русского языка. Можно сказать, что человеческая психика изначально «озвучена», ориентирована на звук как важнейший фактор окружающего мира, что она приучена реагировать на звуковую среду чисто эмоционально, непосредственно, спонтанно, иногда молниеносно, минуя даже осознанный интеллект. И такими же чертами характеризуется голосовая реакция самого человека, причем на самой ранней стадии — в младенчестве. Детский смех и детский плач обозначают эмоциональное состояние ребенка задолго до того, как он сам способен его осознать. Как говорил крупнейший отечественный психолог Л. С. Выготский, «первая функция голосовой реакции — эмоциональная». Естественно, что особая чуткость человеческой психики к слуховым впечатлениям, эмоциональный на них отклик, с одной стороны, и взаимозависимость звуковых и эмоциональных реакций самого человека, с другой, и становятся основой для восприятия организованной особым способом звуковой атмосферы в качестве самостоятельного вида искусства. Центром этой звуковой атмосферы являются музыкальные звуки, т. е. такие, которые обладают устойчивыми акустическими параметрами, воспроизводимыми с близкой к абсолютной (если речь идет о высоте и тембре) или относительной (динамика, темп) точностью при многочисленных повторениях, независимо от места, времени и обстоятельств. Однако вместе и наряду с ними уже на ранних стадиях существования новой европейской музыки (т. е. уже в Средневековье) используются различные ударные инструменты, издающие звуки с неопределенной высотойзвучания. Звуки с определенной высотой настолько срослись с представлениями о музыкальном искусстве, что складывается впечатление, будто они неотделимы от музыкального искусства
|